Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33, на пенсионеров из числа бывших военных прокуроров и военнослужащих военно-следственных органов не распространяется ограничение, установленное ст.43 Закона о военных пенсиях, согласно которому с 01.01.2012 при исчислении пенсии военным пенсионерам денежное довольствие учитывается в размере 54% и, начиная с 01.01.2013, ежегодно будет увеличиваться на 2% до достижения 100% его размера. Таким образом, в отличие от иных категорий военных пенсионеров пенсионеры из числа прокурорских работников и работников военно-следственных органов с 01.01.2012 получают пенсию, исчисленную из полной суммы окладов по воинскому званию, по должности и процентной надбавки за выслугу лет (без понижающего коэффициента 0,54).
В связи с этим вызывает недоумение и разъяснение, данное в Комитете по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по вопросу, почему понижающий коэффициент 0,54, установленный для военнослужащих при исчислении им пенсии за выслугу лет, не применяется при исчислении аналогичных пенсий, назначенных сотрудникам прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации?34 Разъяснение было следующим: в случае применения к исчислению пенсий бывших прокуроров и сотрудников Следственного комитета России коэффициента 0,54, размеры уже назначенных им пенсий уменьшатся, что повлечет за собой снижение достигнутого уровня пенсионного обеспечения указанных категорий пенсионеров, а это в правовом и социальном государстве, в качестве которого позиционируется Российская Федерация, недопустимо35.
Пенсионное обеспечение военнослужащих – часть системы государственного пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих. Ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено единство правовых и организационных основ государственной службы (куда относятся: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба), предполагающее законодательное установление единого подхода к организации государственной службы, в том числе и к пенсионному обеспечению государственных служащих. Хотя при этом п.2 ст. 3 данного Закона предусмотрено, что «реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности».
До недавнего времени публичная власть стремилась установить соответствие в должностных окладах федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих: должностные оклады военнослужащих должны были быть на уровне и не ниже, чем у государственных гражданских служащих36. При повышении должностных окладов государственных гражданских служащих должностные оклады военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, также должны были повышаться. Это было закреплено, в частности, Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2004 №125837 (хотя на практике данный Указ соблюдался не всегда).
Но затем и этот Указ был радикально изменен, а положения, которые устанавливали такое соответствие, утратили силу38. Представляется, что подобное изменение правового механизма, регулирующего соответствующие общественные отношения, могло найти оправдание только в одном случае: если должностные оклады военнослужащих устанавливаются выше, чем у федеральных государственных гражданских служащих, поэтому соответствие может не соблюдаться.
Кроме того, изменениями пенсионного законодательства военнослужащих введен и понижающий коэффициент, о котором говорилось выше. Пенсия за выслугу 20 лет и более назначается в размере 54% от соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год выслуги свыше 20 лет она повышается на 2% от указанных сумм денежного довольствия до достижения 100% от данных сумм. Такой коэффициент при назначении пенсий федеральным государственным гражданским служащим отсутствует.
С учетом уровня инфляции (роста потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.
К чему приводит подобный механизм расчета военнослужащему пенсии за выслугу лет?
Во-первых, в связи с тем, что при расчете данной пенсии не учитываются все надбавки и выплаты, то при выходе на пенсию уровень жизни (во всяком случае, при нынешнем размере денежного довольствия военнослужащих, поскольку с января 2012 года в 2,5-3 раза возросла оплата труда военнослужащих) уволенных в запас или отставку военнослужащих будет существенно снижаться.
Согласно Справочнику по видам выплат денежного довольствия, размещенного на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации
39, например, командир стрелковой роты, дислоцированной в Хабаровском крае, будет получать (с учетом всех выплат) 83050 рублей. Из них базу для начисления пенсии составит 39600 рублей (то есть 47,6% от всего денежного довольствия). Еще меньше будет расчетная база для пенсии командира боевой части атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения, базирующегося в Североморске. Его денежное довольствие составляет 196080 рублей (соответственно, расчетная база для пенсии за выслугу лет - 26,1%). Если рассчитать коэффициент замещения для 1-го и 2-го случаев (исходя из минимальной выслуги для назначения пенсии – 20 лет), то:
- Пенсия командира стрелковой роты составит (с учетом районного коэффициента) 15057,9 руб., или 18,1% от утраченного заработка;
- Пенсия командира боевой части АРПКСН составит (с учетом районного коэффициента) 25903,8 руб., или 13,2% от утраченного заработка.
Таким образом, пенсия за выслугу лет военнослужащего при увольнении его в запас или отставку компенсирует его прежний заработок на уровне 10-24% (соответственно, чем меньше был размер денежного довольствия, тем больше будет коэффициент замещения).
Увеличить коэффициент замещения в случае пенсии за выслугу лет можно разными способами.
Во-первых, пересмотреть оклады по воинской должности, которые, как отмечалось выше, занижены на 5- 10%, что, безусловно, повысит коэффициент замещения утраченного заработка. Другими словами, несмотря на повышение окладов по воинской должности, последние были повышены не в том размере, который был предусмотрен прежним законодательством.
Во-вторых, можно включить в базу для исчисления пенсии за выслугу лет весь размер денежного довольствия (все надбавки и выплаты), что потребует дополнительного бюджетного финансирования. Такой вариант, безусловно, отвечает принципу социальной справедливости, но в финансовом исполнении затруднителен при тех средствах, которые выделены в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение военнослужащих.
В-третьих, можно предложить иной, менее затратный вариант повышения уровня военной пенсии за выслугу лет, но вместе с тем отражающий ее природу и отвечающий принципам социальной справедливости.
Поскольку военная пенсия должна трактоваться как компенсация не только утраченного заработка, но и как компенсация вреда, причиненного здоровью (жизни) военнослужащего, а также тягот и лишений военной службы, постольку представляется необходимым пересмотреть базу для исчисления военной пенсии. В частности, в целях формирования именно той ее части, которая рассматривается как компенсационная выплата за вред, причиненный здоровью военнослужащего, а также тягот и лишений военной службы, предлагается учитывать при расчете пенсии за выслугу лет:
- Ежемесячную надбавку за особые условия военной службы;
- Ежемесячную надбавку за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в военное время;
- Коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях);
- Процентные надбавки за военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями;
- Коэффициент к денежному довольствию военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах.
Именно учет этих надбавок позволит рассматривать военную пенсию за выслугу лет как компенсацию не только утраченного заработка, но и утраченного здоровья, а также всех тягот и лишений военной службы.
В-четвертых, повышение коэффициента утраченного заработка военнослужащего возможно и иными путями, например, посредством создания корпоративных пенсионных программ военнослужащих (по типу эмеритальных касс). Такие программы могут быть созданы на единой основе во всех министерствах и ведомствах, где законом предусмотрена военная служба (Минобороны России, МВД России, МЧС России и др.).
Поскольку размер оплаты труда в настоящее время в этих государственных структурах выше, чем в среднем по стране, постольку корпоративные (военные) пенсионные программы вполне бы могли строиться на солидарной основе (например, определенный процент от страховых взносов в эту систему вносит сам военнослужащий, а оставшуюся часть - Минобороны России, МВД России, МЧС России и пр.). Участие названных государственных органов федеральной исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба, могло бы стимулировать военнослужащих активно подключиться к процессу формирования своей будущей военной пенсии.
Военные корпоративные пенсионные системы должны строиться на страховых накопительных принципах. Причем они могут быть сформированы, например, в рамках программы софинансирования пенсий или системы дополнительного пенсионного обеспечения (в частности, через военно-страховые компании или негосударственные пенсионные фонды, которые Министерство обороны России, МВД России, МЧС России и пр. должны отбирать на конкурсной основе).
В случае программы софинансирования, работодатель (Минобороны России, иные государственные органы федеральной исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба) ежемесячно перечисляет на индивидуальный лицевой счет военнослужащего (на его накопительную часть) в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР) страховые взносы, куда переводятся и ежемесячные страховые взносы с денежного довольствия самого военнослужащего.
Отметим, что положения соответствующего Федерального закона Российской Федерации от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»40 сформулированы таким образом, что не исключают возможности участия в этой программе и военнослужащих.
Выводы:
В настоящее время положение об увеличении (индексации) денежного довольствия военнослужащих перенесено из Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» в Федеральный закон Российской Федерации «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», и оно в точности повторяет соответствующее положение Федерального закона «О государственной гражданской службе», т.е. ничего принципиально нового в механизме индексации денежного довольствия военнослужащих не появилось. Проблема состоит в том, как исполнятся эти нормы на практике.
Проведенный нами анализ показал, что увеличение (индексация) денежного довольствия (базы для исчисления пенсии) за последние пять лет не проводилось, увеличивался только «понижающий коэффициент». Помимо этого, индексация проводилась за счет увеличения разного рода надбавок и дополнительных выплат при неизменном размере окладов по должности и по специальному званию. Ситуацию, которая на сегодняшний день сложилась с военными пенсиями, можно назвать критической.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенного исследования сделаем следующие обобщающие выводы.
Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Социальная защита военнослужащих – это государственная поддержка и защита отдельной категории граждан, выполняющих профессиональную служебную деятельность, осуществляющих функцию по обеспечению обороны и безопасности сторон.
Управление социальной защитой военнослужащих представляет собой процесс целенаправленного воздействия вышестоящих звеньев государственного и военного управления на подчиненные им звенья в сфере реализации социальных
В связи с этим вызывает недоумение и разъяснение, данное в Комитете по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по вопросу, почему понижающий коэффициент 0,54, установленный для военнослужащих при исчислении им пенсии за выслугу лет, не применяется при исчислении аналогичных пенсий, назначенных сотрудникам прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации?34 Разъяснение было следующим: в случае применения к исчислению пенсий бывших прокуроров и сотрудников Следственного комитета России коэффициента 0,54, размеры уже назначенных им пенсий уменьшатся, что повлечет за собой снижение достигнутого уровня пенсионного обеспечения указанных категорий пенсионеров, а это в правовом и социальном государстве, в качестве которого позиционируется Российская Федерация, недопустимо35.
Пенсионное обеспечение военнослужащих – часть системы государственного пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих. Ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено единство правовых и организационных основ государственной службы (куда относятся: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба), предполагающее законодательное установление единого подхода к организации государственной службы, в том числе и к пенсионному обеспечению государственных служащих. Хотя при этом п.2 ст. 3 данного Закона предусмотрено, что «реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности».
До недавнего времени публичная власть стремилась установить соответствие в должностных окладах федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих: должностные оклады военнослужащих должны были быть на уровне и не ниже, чем у государственных гражданских служащих36. При повышении должностных окладов государственных гражданских служащих должностные оклады военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, также должны были повышаться. Это было закреплено, в частности, Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2004 №125837 (хотя на практике данный Указ соблюдался не всегда).
Но затем и этот Указ был радикально изменен, а положения, которые устанавливали такое соответствие, утратили силу38. Представляется, что подобное изменение правового механизма, регулирующего соответствующие общественные отношения, могло найти оправдание только в одном случае: если должностные оклады военнослужащих устанавливаются выше, чем у федеральных государственных гражданских служащих, поэтому соответствие может не соблюдаться.
Кроме того, изменениями пенсионного законодательства военнослужащих введен и понижающий коэффициент, о котором говорилось выше. Пенсия за выслугу 20 лет и более назначается в размере 54% от соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год выслуги свыше 20 лет она повышается на 2% от указанных сумм денежного довольствия до достижения 100% от данных сумм. Такой коэффициент при назначении пенсий федеральным государственным гражданским служащим отсутствует.
С учетом уровня инфляции (роста потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.
К чему приводит подобный механизм расчета военнослужащему пенсии за выслугу лет?
Во-первых, в связи с тем, что при расчете данной пенсии не учитываются все надбавки и выплаты, то при выходе на пенсию уровень жизни (во всяком случае, при нынешнем размере денежного довольствия военнослужащих, поскольку с января 2012 года в 2,5-3 раза возросла оплата труда военнослужащих) уволенных в запас или отставку военнослужащих будет существенно снижаться.
Согласно Справочнику по видам выплат денежного довольствия, размещенного на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации
39, например, командир стрелковой роты, дислоцированной в Хабаровском крае, будет получать (с учетом всех выплат) 83050 рублей. Из них базу для начисления пенсии составит 39600 рублей (то есть 47,6% от всего денежного довольствия). Еще меньше будет расчетная база для пенсии командира боевой части атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения, базирующегося в Североморске. Его денежное довольствие составляет 196080 рублей (соответственно, расчетная база для пенсии за выслугу лет - 26,1%). Если рассчитать коэффициент замещения для 1-го и 2-го случаев (исходя из минимальной выслуги для назначения пенсии – 20 лет), то:
- Пенсия командира стрелковой роты составит (с учетом районного коэффициента) 15057,9 руб., или 18,1% от утраченного заработка;
- Пенсия командира боевой части АРПКСН составит (с учетом районного коэффициента) 25903,8 руб., или 13,2% от утраченного заработка.
Таким образом, пенсия за выслугу лет военнослужащего при увольнении его в запас или отставку компенсирует его прежний заработок на уровне 10-24% (соответственно, чем меньше был размер денежного довольствия, тем больше будет коэффициент замещения).
Увеличить коэффициент замещения в случае пенсии за выслугу лет можно разными способами.
Во-первых, пересмотреть оклады по воинской должности, которые, как отмечалось выше, занижены на 5- 10%, что, безусловно, повысит коэффициент замещения утраченного заработка. Другими словами, несмотря на повышение окладов по воинской должности, последние были повышены не в том размере, который был предусмотрен прежним законодательством.
Во-вторых, можно включить в базу для исчисления пенсии за выслугу лет весь размер денежного довольствия (все надбавки и выплаты), что потребует дополнительного бюджетного финансирования. Такой вариант, безусловно, отвечает принципу социальной справедливости, но в финансовом исполнении затруднителен при тех средствах, которые выделены в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение военнослужащих.
В-третьих, можно предложить иной, менее затратный вариант повышения уровня военной пенсии за выслугу лет, но вместе с тем отражающий ее природу и отвечающий принципам социальной справедливости.
Поскольку военная пенсия должна трактоваться как компенсация не только утраченного заработка, но и как компенсация вреда, причиненного здоровью (жизни) военнослужащего, а также тягот и лишений военной службы, постольку представляется необходимым пересмотреть базу для исчисления военной пенсии. В частности, в целях формирования именно той ее части, которая рассматривается как компенсационная выплата за вред, причиненный здоровью военнослужащего, а также тягот и лишений военной службы, предлагается учитывать при расчете пенсии за выслугу лет:
- Ежемесячную надбавку за особые условия военной службы;
- Ежемесячную надбавку за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в военное время;
- Коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях);
- Процентные надбавки за военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями;
- Коэффициент к денежному довольствию военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах.
Именно учет этих надбавок позволит рассматривать военную пенсию за выслугу лет как компенсацию не только утраченного заработка, но и утраченного здоровья, а также всех тягот и лишений военной службы.
В-четвертых, повышение коэффициента утраченного заработка военнослужащего возможно и иными путями, например, посредством создания корпоративных пенсионных программ военнослужащих (по типу эмеритальных касс). Такие программы могут быть созданы на единой основе во всех министерствах и ведомствах, где законом предусмотрена военная служба (Минобороны России, МВД России, МЧС России и др.).
Поскольку размер оплаты труда в настоящее время в этих государственных структурах выше, чем в среднем по стране, постольку корпоративные (военные) пенсионные программы вполне бы могли строиться на солидарной основе (например, определенный процент от страховых взносов в эту систему вносит сам военнослужащий, а оставшуюся часть - Минобороны России, МВД России, МЧС России и пр.). Участие названных государственных органов федеральной исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба, могло бы стимулировать военнослужащих активно подключиться к процессу формирования своей будущей военной пенсии.
Военные корпоративные пенсионные системы должны строиться на страховых накопительных принципах. Причем они могут быть сформированы, например, в рамках программы софинансирования пенсий или системы дополнительного пенсионного обеспечения (в частности, через военно-страховые компании или негосударственные пенсионные фонды, которые Министерство обороны России, МВД России, МЧС России и пр. должны отбирать на конкурсной основе).
В случае программы софинансирования, работодатель (Минобороны России, иные государственные органы федеральной исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба) ежемесячно перечисляет на индивидуальный лицевой счет военнослужащего (на его накопительную часть) в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР) страховые взносы, куда переводятся и ежемесячные страховые взносы с денежного довольствия самого военнослужащего.
Отметим, что положения соответствующего Федерального закона Российской Федерации от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»40 сформулированы таким образом, что не исключают возможности участия в этой программе и военнослужащих.
Выводы:
В настоящее время положение об увеличении (индексации) денежного довольствия военнослужащих перенесено из Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» в Федеральный закон Российской Федерации «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», и оно в точности повторяет соответствующее положение Федерального закона «О государственной гражданской службе», т.е. ничего принципиально нового в механизме индексации денежного довольствия военнослужащих не появилось. Проблема состоит в том, как исполнятся эти нормы на практике.
Проведенный нами анализ показал, что увеличение (индексация) денежного довольствия (базы для исчисления пенсии) за последние пять лет не проводилось, увеличивался только «понижающий коэффициент». Помимо этого, индексация проводилась за счет увеличения разного рода надбавок и дополнительных выплат при неизменном размере окладов по должности и по специальному званию. Ситуацию, которая на сегодняшний день сложилась с военными пенсиями, можно назвать критической.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенного исследования сделаем следующие обобщающие выводы.
Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Социальная защита военнослужащих – это государственная поддержка и защита отдельной категории граждан, выполняющих профессиональную служебную деятельность, осуществляющих функцию по обеспечению обороны и безопасности сторон.
Управление социальной защитой военнослужащих представляет собой процесс целенаправленного воздействия вышестоящих звеньев государственного и военного управления на подчиненные им звенья в сфере реализации социальных