Файл: Социальная защита военнослужащих.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. По словам И.В. Голобородько, достойные условия труда и его достойное вознаграждение требуют дополнительных затрат, и несмотря на это достойный труд выгоден, ибо он более производителен и эффективен, повышает конкурентоспособность предприятий. Применительно к военнослужащим, дополнительные затраты оправдываются повышением общей безопасности страны. Кроме того, достойный труд – это труд, при котором права трудящихся защищены и при котором они активно участвуют в деятельности организации и могут внести наибольший вклад в общее благополучие10. Следовательно, социальная защита военнослужащих является дополнительным условием обеспечения обороноспособности страны.

Система социальной защиты военнослужащих является системой социально-экономических отношений по обеспечению материального благосостояния и достойного социального положения военнослужащих и членов их семей. Социальная защита военнослужащих имеет специфическое общественное предназначение. Она направлена на улучшение материального и морально-психологического состояния военнослужащих и создание условий для их социальной безопасности.

Принципиальное различие между военнослужащими и другими трудоспособными гражданами состоит в том, что занятый в различных гражданских структурах гражданин работает «на себя», в то время как военнослужащий, исполняя государственные функции, реализует, прежде всего, волю государства, а не свою собственную. При этом в отличие от других категорий граждан законодательно ограничивается ряд его конституционных прав и свобод.

Социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в отличие от социальной защиты других категорий граждан присущ ряд характерных особенностей, основными из которых являются:
          1) социальная защита распространяется не только на личность военнослужащего, но и на социальное обустройство членов его семьи, как в период службы военнослужащего, так и после увольнения его в запас (отставку). Система материального обеспечения военнослужащих остается, по сути, единственным источником дохода в бюджете семьи военнослужащего.
          2) социальная защита военнослужащих в значительной мере направлена на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод, в то время как социальная защита населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного заработка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и т.п. Соответственно, социальной защите военнослужащих присущи повышенные, по сравнению с другими категориями граждан, размеры пенсий, пособий, компенсационных выплат.

          3) Нормы права системы социальной защиты содержатся, главным образом, в федеральном законодательстве - законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба. Правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные локальные акты в общем массиве военно-социального законодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играют вспомогательную роль.
          4) Финансирование системы социальной защиты военнослужащих осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Средства внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и др.), играющие ключевую роль в системе социальной защиты населения России, в системе социальной защиты военнослужащих не используются.
          5) Социальная защита военнослужащих включает в себя ряд специфических видов социальных гарантий, пособий, компенсационных выплат, присущих только указанным категориям граждан.

Существует прямая зависимость между выслугой лет (в т.н. особенностями прохождения службы) и объемом предоставляемых военнослужащему гарантий и компенсаций. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

Льготы, преимущества и компенсации по своей природе существовали всегда, в любом обществе, принимая в различные периоды времени разные формы. Их основное предназначение - отражение особенностей и характера трудового процесса той или иной категории работников в силу объективных различий между профессиями. Льготы военнослужащим и членам их семей не преследуют цель поставить их в какие-то привилегированные условия. Это - стимулы морального и материального порядка, главным назначением которых является повышение морально-боевого духа военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также компенсация издержек, обусловленных выполнением долга по защите Отечества и исполнением воинских обязанностей. В условиях экономического кризиса и крайне нестабильного положения в стране льготы несут и еще одну важнейшую функцию - защиту военнослужащих и членов их семей от влияния инфляции, т.е. часть услуг, преимуществ, предоставляемых в соответствии с законодательством, практически не зависит от роста цен (например, бесплатное медицинское обслуживание).



Н.С. Землянухина считает, что трудовые льготы являются одной из форм подтверждения социальной ценности труда11. Государство, наделяя военнослужащих определенными льготами и преимуществами в соответствии с их социальным статусом, должно тем самым создавать им такие жизненные условия, при которых бы они целиком отдавали служебное время своей непосредственной работе, не думая о бытовых сложностях. Объем и содержание льгот зависят от служебно-должностной категории, к которой относится военнослужащий, его воинского звания, срока пребывания на военной службе и иных особенностей ее прохождения. Льготы обусловлены объективными особенностями воинского труда.

По признаку продолжительности действия система социальной защиты военнослужащих может быть:
          1) временной - имеет место только в период прохождения военной службы (ограничивается временем исполнения военной службы);
          2) постоянной - не ограничивается временем исполнения военной службы, т.е. сохраняется в последующем для отдельных категорий граждан после прекращения военной службы.

Система социальной защиты военнослужащих включает в себя следующие элементы:
          ­- охрана жизни и здоровья, в т.ч. обязательное государственное страхование;
          ­- пенсионное обеспечение;
          ­- материальное обеспечение;
          ­- обеспечение жильём12.

Основополагающим законодательным актом в сфере социально-правовой защиты военнослужащих является Федеральный закон «О статусе военнослужащих»13. Данным Законом закреплены и конкретизированы такие важнейшие конституционные права и свободы военнослужащих, как право на свободу передвижения и выбор места жительства; на свободу слова; на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; на свободу совести и вероисповедания; на участие в управлении делами государства и общественными объединениями; право на труд и на отдых; на жилище; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на возмещение причиненного вреда; право собственности; право на образование. Кроме того, указанным Федеральным законом определены правовые основы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения, торгово-бытового обслуживания военнослужащих, установлены льготы по налогам и по проезду на транспорте, закреплены страховые гарантии военнослужащих, а также другие меры их социальной защиты.


Наряду с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» социально-правовая защита военнослужащих регулируется рядом других законодательных и нормативных правовых актов.

1.3 Гарантии, льготы и компенсации военнослужащим

В Конституции Российской Федерации закреплены основные направления социальной политики нашего государства, одним из которых является установление гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7)14. По своей природе гарантии являются чаще всего юридическими гарантиями, хотя они могут быть и организационными, и экономическими, и политическими.

Основной смысл назначения юридических гарантий – это создание таких государственных институтов, которые бы защищали и охраняли права и свободы граждан от каких бы то ни было посягательств. Механизм реализации гарантий зависит от ряда условий. Во-первых, это компетентность органов государства, выражающаяся, прежде всего, в решении вопросов, возникающих в связи с обладанием конституционным правом, и особенно с его реализацией. Во-вторых, это установление ответственности как должностных лиц, так и граждан за ненадлежащую реализацию прав и свобод и, напротив, за допущение при этом злоупотреблений. В-третьих, это процедурно-процессуальный порядок защиты и восстановления ущемленных и нарушенных прав.

Юридические гарантии – это условия и средства, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законах и иных правовых актах, обеспечивающие реальные возможности охраны и беспрепятственного осуществления (включая восстановление) прав, свобод, а также исполнения обязанностей военнослужащими.

Содержание и объем прав, обязанностей, ответственности военнослужащих зависят от того, находятся они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет (ст. 7 УВС ВС РФ)15.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет юридические факты (жизненные обстоятельства), когда военнослужащие, считаются исполняющими обязанности военной службы (п. 1 ст. 37). Перечень юридических фактов (жизненных обстоятельств) является исчерпывающим. Таким образом, законодатель гарантирует военнослужащим, что при наступлении юридических фактов (жизненных обстоятельств), перечисленных в п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»16, они будут считаться исполняющими обязанности военной службы. Этот факт весьма важен, так как находится во взаимосвязи с объемом льгот, компенсаций, предоставляемых военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы.


Льготы и компенсации, установленные для военнослужащих в нормативных правовых актах, теряют свою значимость и ценность без гарантий, способных реализовать их.

Под льготами понимаются предусмотренные государством преимущества, предоставляемые гражданам в связи с военной службой или выполнением иных воинских обязанностей, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей. Основной целью института льгот является установление различных преимуществ военнослужащим в связи с ограничением в интересах государства их прав и свобод, установленных нормативными правовыми актами. С одной стороны, льготы тесно переплетаются с отдельными личными правами военнослужащих, а с другой – образуют самостоятельное субъективное право военнослужащих на льготы.

Институт льгот военнослужащим делится на две большие группы в зависимости от времени их действия:
          1) временные льготы – предоставляются только в период прохождения военной службы (ограничиваются временем исполнения военной службы);
          2) постоянные льготы – не ограничиваются временем исполнения военной службы, т. е. сохраняются в последующем для отдельных категорий граждан после прекращения военной службы.

Под компенсацией понимается возмещение государством каких-либо затрат, понесенных гражданином, в период исполнения обязанностей военной службы. Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.

Компенсации, предоставляемые военнослужащим, делятся на следующие виды:
          1) компенсации, восполняющие материальные затраты;
          2) компенсации, восполняющие нематериальные затраты;
          3) компенсации, заменяющие отдельные виды натурального обеспечения.

К первому виду относится компенсация за использование личного транспорта в служебных целях, которая выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, использующим личный транспорт в служебных целях, в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Ко второму виду относится компенсация на санаторно-курортное лечение, которая выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования) ежегодно независимо от приобретения путевки. Денежная компенсация на ребенка, на содержание которого военнослужащим отчисляются алименты, выплачивается получателю алиментов