Файл: Социальная защита военнослужащих.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17.

Понятие обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих можно рассматривать в узком, страховом, и широком, конституционно-правовом, смысле.

В узком, страховом, смысле – это осуществляемое в силу закона и на основании заключенного договора страхователя (Министерства обороны Российской Федерации) со страховщиком (страховая компания) страхование жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежного фонда, формируемого страховщиком из уплачиваемых страхователем страховых взносов (страховых премий), выделяемых страхователю из федерального бюджета.

В широком, конституционно-правовом, смысле – это гарантированный государством военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации наряду с иными выплатами объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения материального и (или) социального статуса застрахованного лица вследствие наступления страхового случая, включая причиненный материальный и моральный вред.

Определение понятия «страховой случай» дано в п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»18. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Страховые случаи по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих определены ст. 4 Федерального закона № 53-ФЗ:

Гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

Установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;


Получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);

Досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

В силу специфики, сложности и опасности своей работы некоторые категории граждан могут подпадать и под другие законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, которыми также предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья.

Анализ законодательной базы, регулирующей правоотношения в сфере обязательного государственного личного страхования, подтверждает это. Так, например, судьи военных судов могут подпадать под действие двух федеральных законов, которыми установлено обязательное государственное личное страхование. Как военнослужащие они подлежат обязательному государственному страхованию жизни и здоровья в соответствии с Федеральным законом № 53-ФЗ. Как судьи они могут подпадать под действие ст. 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132-119 и ст. 20 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ20, в которых содержатся нормы, регулирующие обязательное государственное личное страхование судей. В такой ситуации, когда у них наступает страховой случай, подпадающий под действие обоих законов, сами застрахованные (члены их семей, наследники) могут выбирать получение страховой суммы только по одному из законов.


ГЛАВА 2. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

2.1 Юридическая и экономическая специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих

Отличительной чертой пенсионного обеспечения военнослужащих является то, что, в зависимости от оснований прохождения военной службы (по призыву или по контракту), их пенсионное обеспечение регулируется разной правовой базой. Вместе с тем основу правового регулирования военной деятельности составляют положения Конституции Российской Федерации21, и, в частности ее ст.59, в которой военная служба представлена как форма реализации конституционного долга по защите Отечества (п.1 ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»22) и как вид трудовой деятельности.

В связи с этим пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»23 (речь идет о пенсиях по инвалидности и по случаю потери кормильца) (Закон №166-ФЗ), а военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, - Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу24.

Существующая нормативная правовая база не содержит четкого определения понятия военной пенсии. Сущностные признаки военной пенсии включены в общее определение пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Военная пенсия, согласно Закону №166-ФЗ, – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, которая предоставляется военнослужащему в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, при достижении установленного законом возраста, а также в случае наступления инвалидности или потери кормильца25.

Действительно, пенсии всех категорий военнослужащих (неважно, служат они по контракту или по призыву) относятся к государственному пенсионному обеспечению, цель которого – защита лиц от рисков материальной необеспеченности в старости, при наступлении инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсионное обеспечение военнослужащих, как и пенсионное обеспечение гражданских лиц, – это защита от перечисленных рисков. Сама же реализация социальных рисков здесь более вероятна в силу специфики военной службы.


По своей сути военная пенсия представляет собой, с одной стороны, компенсацию утраченного заработка (как и для гражданских лиц), а с другой, – компенсацию военнослужащим (и членам их семей) всех тягот и лишений военной службы (повышенного риска их гибели, потери здоровья, ограничений общепризнанных прав и свобод, прямо закрепленных соответствующим законодательством26).

Важно учитывать, что военно-социальное законодательство неслучайно предусматривает ранний возраст (то есть до достижения общегражданского возраста), дающий военнослужащим право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению: неудобства военной службы, преждевременная так называемая «изношенность организма», которая может наступить не только вследствие военной травмы, но и хронической стрессовой ситуации, психологической усталости и пр. По экспертным оценкам, средний возраст выхода военнослужащих-контрактников на пенсию по государственному пенсионному обеспечению составляет 44,1 года, в том числе пенсию по инвалидности вследствие военной травмы – 42,4 года27.

Военная пенсия – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными соответствующим законодательством, предоставляется военнослужащему при достижении им необходимой выслуги лет или наступлении инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи в случае его гибели (если он был кормильцем), а также иных оснований, дающих право на получение такой пенсии, в целях компенсации утраченного заработка военнослужащего, а также всех тягот и лишений военной службы (повышенного риска гибели военнослужащего, потери им здоровья, ограничений ряда его общепризнанных прав и свобод).

Сам же социальный риск, подлежащий компенсации в виде пенсионного обеспечения военнослужащего и членов его семьи, можно определить, как вероятность материальной необеспеченности военнослужащего вследствие причинения вреда его здоровью, гибели военнослужащего, прекращения военно-служебных отношений. Соответственно, государственное пенсионное обеспечение военнослужащих – часть государственного пенсионного обеспечения, представляющая собой совокупность социально- экономических отношений, возникающих в связи с исчислением, назначением, выплатой и пересмотром пенсий военнослужащим, и финансируемых за счет средств федерального бюджета.


Риск утраты жизни и здоровья военнослужащего имеет место как на службе по контракту, так и по призыву. Вместе с тем военнослужащие по контракту имеют право на пенсии за выслугу лет и по инвалидности; по призыву - на пенсию по случаю инвалидности; члены семей всех категорий военнослужащих - на пенсию по случаю потери кормильца.

В заключение отметим, что основные параметры социального обеспечения и военнослужащих, и военных пенсионеров были в свое время определены Стратегией социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 г.28, хотя, как показало время, уже сейчас ясно, что не все они учтены при изменении действующего законодательства в рассматриваемой сфере.

2.2 Исчисление и перерасчет пенсии за выслугу лет, назначаемой военнослужащим

Исчисление выслуги лет для назначения данной пенсии лицам, проходившим военную службу, регулируется ст.18 Закона о военных пенсиях, а также Постановлением Правительства Российской Федерации № 94129.

Выслуга лет на военной службе - это общая продолжительность военной и приравненной к ней службам (в соответствии с названным Законом), исчисленная в календарном и (или) льготном порядке в зависимости от условий прохождения службы, основания поступления на военную службу и прочих обстоятельств, которые учитываются при реализации трудовых прав военнослужащих (права на отдых и оплату труда), а также определении права на предоставление им различных видов социального, в том числе и пенсионного обеспечения, и их объема.

Так, в выслугу лет засчитывается время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе (кадрах МВД России и других учреждениях, в которых предусмотрена военная служба), время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и если военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины); время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и пр.

В законодательство введено и понятие льготного исчисления, когда речь идет о времени прохождения службы в особых условиях. При наличии двух и более оснований для зачета в выслугу лет на пенсию на льготных условиях одного и того же периода службы выслуга исчисляется по одному основанию, дающему наибольшую льготу.