Файл: Организационнопедагогические условия ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации студент.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра Дошкольная педагогика, прикладная психология наименование кафедры)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование код и наименование направления подготовки, специальности) Психология и педагогика дошкольного образования
(направленность (профиль)/специализация)
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Студент
Н.В. Маныкина
(и.о. фамилия) личная подпись) Руководитель ГМ. Клочкова
(и.о. фамилия) личная подпись) Допустить к защите Заведующий кафедрой д.п.н., профессор О.В. Дыбина ___________ ученая степень, звание, и.о. фамилия) (личная подпись)
«_____»______________________2019 г. Тольятти 2019
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра Дошкольная педагогика, прикладная психология наименование кафедры)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование код и наименование направления подготовки, специальности) Психология и педагогика дошкольного образования
(направленность (профиль)/специализация)
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Студент
Н.В. Маныкина
(и.о. фамилия) личная подпись) Руководитель ГМ. Клочкова
(и.о. фамилия) личная подпись) Допустить к защите Заведующий кафедрой д.п.н., профессор О.В. Дыбина ___________ ученая степень, звание, и.о. фамилия) (личная подпись)
«_____»______________________2019 г. Тольятти 2019
2 Аннотация
Бакалаврская работа посвящена современной проблеме дошкольного образования – ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Выбор темы обусловлен противоречием между социальным заказом на осуществление ранней профориентации начиная с дошкольного образования и отсутствием научно-обоснованных организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса в дошкольной образовательной организации. Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности организационно- педагогических условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Входе работы решаются задачи изучить теоретические основы проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиональной деятельности взрослых и состояние организационно-педагогических условий организации этого процесса в дошкольной образовательной организации определить и экспериментально проверить эффективность организационно- педагогических условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Бакалаврская работа имеет новизну, теоретическую и практическую значимости. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников) и 4 приложений. Текст бакалаврской работы изложен на 63 страницах. Общий объем работы – 68 страниц, включая приложения.
3 Оглавление Введение …………………………………………………………………...... Глава 1. Теоретические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста ……………………………………………………….
9 1.1 Проблема ранней профориентации детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации ……………………………...
9 1.2 Организационно-педагогические условия ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации ……………………………………………………………...…..
20 Глава 2. Экспериментальная работа по реализации организационно- педагогических условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации ........
35 2.1 Анализ состояния организационно-педагогических условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации ……………………………….…..………….
35 2.2 Реализация организационно-педагогических условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации ……………………………………………....
47 2.3 Выявление эффективности организационно-педагогических условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации ..……………………………. Заключение ………………………………………………………………….. Список используемой литературы …………………………………………. Приложения. 64
4 Введение В настоящее время ранняя профориентация является актуальным направлением деятельности образовательных организаций. Результаты социологических исследований убедительно свидетельствуют о том, что, значительная часть молодежи, делают свой профессиональный выбор разрозненно, мозаично и противоречиво, под влиянием информационного поля окружающих субъектов (сверстников, родителей, публичных личностей и др. Это обусловлено незнанием реальности, желанием немедленного получения высоких карьерных и финансовых результатов. Следует констатировать, что среди молодежи утратили свою популярность рабочие профессии. Ориентируясь на получение профессионального образования как такового, без учета склонности к профессии, фактически ради диплома, молодые люди испытывают неудовлетворенность собственным профессиональным выбором и, как следствие, теряют мотивацию к труду. В связи с этим важно ориентировать молодых людей на выбор направлений профессионального образования и получение профессий, востребованных предприятиями и организациями региона. И работу в этом направлении необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку сделать профессиональный выбор осознанно, самостоятельно и стать успешным. Уже в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, результатам их труда, отношению к труду, развитие социальной перцепции. Удовлетворяя свой интерес, ребенок приобретает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач,
5 понимание значения профессионального труда в жизни общества и каждого человека В 2015 году разработан проект Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. В данном проекте определены основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (по ступеням образования. Так для дошкольного образования в проекте Концепции поставлены задачи формирование первичного представления о мире профессий и развитие интереса к профессионально-трудовой деятельности. Также в Концепции определены основные средства игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры педагогическое просвещение родителей о целях, задачах, формах и методах поддержки профессионального самоопределения. Данные положения определяют актуальность и своевременность нашего исследования. При этом проблема ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых не нова для отечественной дошкольной педагогики. В настоящее время существуют альтернативные подходы к формированию представлений о труде взрослых. Первыми представителями являются В.И. Логинова, МВ. Крулехт, которые говорят о том, что важно знакомить ребенка с процессом самого труда взрослых, необходимо говорить о создании и получении разных продуктов труда. Тогда у детей сформируются правильные представления о трудовой деятельности взрослых, будет прививаться уважение к труду взрослых. Другие же авторы (А.Ш. Шахманова, С.А. Козлова), считают, что важно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, его отношением к своему труду, и постепенно будет формироваться представление о том, что в результате потребности людей в профессиях появляются новые профессии. Знакомство с трудовым процессом должно быть содержанием, общим фоном, на основе которого уже можно будет конкретизировать деятельность взрослого человека.
6 В последнее время стали появляться методические разработки, раскрывающие перед детьми мир профессий, но, по преимуществу они основаны на словесных методах формирования представлений у детей, что значительно обедняет практику дошкольного образования в данном направлении. Можно обозначить существующее противоречие между социальным заказом на осуществление ранней профориентации начиная с дошкольного образования и отсутствием научно-обоснованных организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса в дошкольной образовательной организации. На основании вышесказанного, можно обозначить проблему исследования какими должны быть организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Объект исследования процесс ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Предмет исследования – организационно-педагогические условия ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Гипотеза исследования строится на предположении о том, что эффективность ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями
7
– выявление уровня сфомированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиональной деятельности взрослых
– организация процесса ранней профориентации детей в совместной с воспитателем проектной деятельности
– осуществление методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в осуществлении ранней профориентации детей дошкольного возраста
– обогащение развивающей предметно-развивающей среды группы материалами и атрибутами, необходимыми для ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых в разных видах деятельности. В исследовании решались следующие задачи
1) изучить теоретические основы проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста
2) выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиональной деятельности взрослых и состояние организационно-педагогических условий организации этого процесса в дошкольной образовательной организации
3) определить и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования анализ психолого-педагогических источников по проблеме (анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы качественный и количественный анализ эмпирических данных.
8 Теоретическую основу данного исследования составили
– концепция В.И. Логиновой о формировании системных знаний о труде взрослых
– положения исследований О.В. Дыбиной, В. Ливи, С.А. Козловой об ориентации ребенка на взрослого, потребности подражать, участвовать в его жизни
– положения педагогических исследований в области формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста (Р.С. Буре,
В.Г. Нечаева, В.П. Кондрашов, В.И. Логинова, А.В. Кузьмина). Новизна исследования определены организационно- педагогические условия ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Теоретическая значимость исследования обоснованы организационно-педагогические условия ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Практическая значимость исследования материалы данной работы могут быть использованы в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций по ознакомлению детей с профессиями взрослых. Экспериментальная база исследования МБОУ «Радищевская СШ
№ 2 им. АН. Радищева» (Ульяновская обл. В эксперименте участвовали
17 детей старшего дошкольного возраста разновозрастной старше- подготовительной группы, 7 педагогов. Структура бакалаврской работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы (25 источников) и 4 приложения. В тексте работы представлены 5 таблиц, 2 рисунка.
9 Глава 1. Теоретические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста
1.1 Проблема ранней профориентации детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации Результаты социологических исследований убедительно свидетельствуют о том, что, значительная часть молодежи, делают свой профессиональный выбор разрозненно, мозаично и противоречиво, под влиянием информационного поля окружающих субъектов (сверстников, родителей, публичных личностей и др. Это обусловлено незнанием реальности, желанием немедленного получения высоких карьерных и финансовых результатов. Следует констатировать, что среди молодежи утратили свою популярность рабочие профессии. Ориентируясь на получение профессионального образования как такового, без учета склонности к профессии, фактически ради диплома, молодые люди испытывают неудовлетворенность собственным профессиональным выбором и, как следствие, теряют мотивацию к труду. В связи с этим важно ориентировать молодых людей на выбор направлений профессионального образования и получение профессий, востребованных предприятиями и организациями региона. И работу в этом направлении необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку сделать профессиональный выбор осознанно, самостоятельно и стать успешным. Уже в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, результатам их труда,
10 отношению к труду, развитие социальной перцепции. Удовлетворяя свой интерес, ребенок приобретает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения профессионального труда в жизни общества и каждого человека [7]. В 2015 году разработан проект Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (далее – Концепция. В данном проекте определены основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (по ступеням образования. Так для дошкольного образования в проекте Концепции поставлены задачи формирование первичного представления о мире профессий и развитие интереса к профессионально-трудовой деятельности. Также в Концепции определены основные средства игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры педагогическое просвещение родителей о целях, задачах, формах и методах поддержки профессионального самоопределения. Обратимся к понятию профессиональная ориентация».Под профессиональной ориентацией понимается система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Ребенок дошкольного возраста уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в дошкольном возрасте можно прогнозировать его личностный рост в томили ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо