Файл: Организационнопедагогические условия ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации студент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 конкретной области, c» учетом современного регионального и муниципального рынка труда [7]. В настоящее время накоплен достаточно большой опыт организации профориентационной работы в общеобразовательных организациях начального общего, основного общего и среднего общего образования. Дошкольное образование является первым уровнем общего образования.
ФГОС ДО направленна обеспечение преемственности целей, задачи содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, а также на создание условий для развития способностей каждого ребенка и приобщение его к общечеловеческим ценностям, на формирование позитивных установок к различным видам труда
[19]. Следовательно, можно утверждать, что начало профориентационной работы лежит именно в дошкольном детстве. В данном случае речь идет о ранней профориентации. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте [4] К сожалению, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в формировании представлений о мире профессий у дошкольников и отсутствии системы формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о современном мире профессий, развитие интереса к профессионально-трудовой деятельности [4]. По нашему мнению причины данной проблемы кроются в следующем

12
– не реализуются в полной мере потенциальные возможности дошкольников в освоении элементарной трудовой деятельности
– отсутствуют современные формы, методы ознакомления дошкольников с миром профессий
– не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий
– недостаточный уровень компетентности педагогов в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста
– работа педагогов в дошкольных образовательных организациях по ознакомлению дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых осуществляется без учета современного регионального и муниципального рынка труда
– отсутствует заинтересованность родителей в решении проблем ранней профориентации детей дошкольного возраста. Проблема ознакомления детей с взрослым человеком и воспитание отношения к нему в течение последних 60 лет остается предметом исследований многих ученых. В е годы в отечественной дошкольной педагогике содержание и методы ознакомления детей с взрослым человеком активно разрабатывались в рамках теории и методики трудового воспитания. В Институте дошкольного воспитания АПН, руководимого
А.В. Запорожцем, с момента его основания была организована лаборатория нравственно-трудового воспитания детей дошкольного возраста (завлаб. В.Г. Нечаева). Ведущие ученые в этой области
В.Г. Нечаева, ТА. Маркова, Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина, Р.С. Буре и их ученики внесли большой вклад в разработку научно-теоретических и методических основ трудового воспитания дошкольников. Исследователи пытались сформировать систему знаний о труде у детей, используя разные формы работы. Но знакомство дошкольников с профессиями и


13 собственная трудовая деятельность детей небыли взаимосвязаны, работа по этим направлениям велась параллельно [1, 11, 14].
В.И. Логиновой и НМ. Крыловой (кафедра дошкольной педагогики
ЛГПУ им. АИ. Герцена) был предложен системно-структурный подход для формирования у дошкольников систематизированных знаний о труде взрослых, на основе данного подхода была разработана программа по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и обучению собственной трудовой деятельности детей в целом [10]. Основополагающим знанием в данной программе определено знание о трудовом процессе. В первом разделе программы трудовой процесс рассматривается как структурно организованное целое. Состав компонентов и системообразующие отношения между ними
– зависимость замысла труда от необходимости в результате этого конкретного трудового процесса (т. н. связи порождения
– зависимость достижения результата труда от количественного состава компонентов (5 основных компонентов от последовательности включения компонентов в процесс создания результата – определяется замысел, отбираются материалы, инструменты, определяется порядок трудовых действий, оценивается полученный результат (т.н. связи функционирования
– зависимость достижения результата от соответствия компонентов друг другу по содержанию – выбор материала определяется назначением вещи, те. какие потребности человека данная вещь (результат труда) будет удовлетворять выбор инструментов определяется свойствами материала и т. д зависимость изменения смежных компонентов (замысел и материал, материал и инструменты и т. дот изменения содержания предыдущего компонента – в первую очередь, замысла (т.н. связи функциональные.

14 Во втором разделе программы знания о структуре трудового процесса используются детьми как средство раскрытия взаимозависимости людей разных профессий в конкретном виде труда. В третьем разделе программы знания о трудовом процессе используются как отправной пункт мышления, обеспечивающего раскрытие связи между видами труда [10] Комплексная работа доктора педагогических наук В.И. Логиновой, кандидата педагогических наук НМ. Крыловой и воспитателя ВТ. Ивановой привели к открытию методики формирования у детей системных знаний о труде взрослых, где ведущее место занимает модель трудового процесса. Поскольку труд – это один из видов деятельности человека, закономерно, что в последующей работе модель трудовой деятельности стала использоваться для формирования системных знаний о любом виде деятельности. Схематизированные представления о структуре разных видов деятельности становятся средством саморазвития детей. Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада – пишет в своей работе В.И. Логинова» [10]. В теории и практике дошкольного образования особое значение придается процессу формированию у детей знаний о труде людей, понимания его роли в жизни людей. Именно эта задача – формировать представления об общественной значимости труда людей – является главной в общеобразовательной программе. Решение данной задачи реализуется двумя путями через ознакомление детей с трудом взрослых, а также непосредственное участие в посильной трудовой деятельности. Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, а также важнейшим


15 инструментом в формировании у ребёнка культуры межличностных отношений [10]. Ознакомление детей с трудом взрослых являлось содержанием умственного воспитания. Исследователи предлагали знакомить детей с доступными им трудовыми процессами взрослых, орудиями труда и его результатами, общественном характере труда и воспитания на этой основе деятельностного отношения к конкретным явлениям жизни. Программа предусматривала сообщение детям знаний о труде близких людей – матери, отца, бабушки, дедушки и других членов семьи, воспитателя, няни, врача, повара, шофера и других лиц, близких детям. Акцентировалось, что знакомить нужно с трудом, в котором очевидны трудовые действия и результат труда. При этом подчеркивалось рассказывая о труде, показывая его в конкретных видах деятельности, воспитатель должен не только расширять круг знаний, но и связывать их усвоение с нравственными чувствами благодарности, уважения к человеку и его труду воспитывать у детей готовность принять участие в труде взрослых, сохранять результаты труда людей, заботливо относиться к посадкам, животным, предметам обихода, культуры [10]. Детям 6-7 лет предлагалось показывать зримые факты труда строительство жилых домов, новых школ, детских театров, стадионов, парков, новых заводов, фабрик обращать внимание на удобные и красивые автобусы, трамваи, теплоходы и т.д.» [10]. Однако при таком подходе, как отмечает в своем исследовании О.В. Дыбина, человек остается в тени, за завесой производства [2]. Вовремя знакомства детей с трудом взрослых расширяется их кругозор, пополняется и активизируется словарный запас. Сюжетно- ролевые игры, связанные с профессиями взрослых, сближают детей, развивают навыки культуры общения. А это приводит непосредственно к тому, что ребенок регулярно овладевает средствами общения и различными способами взаимодействия и с взрослыми, и со сверстниками.

16 Большую роль для создания положительного отношения и привычки к труду играет живой пример взрослых, окружающих ребёнка, и, конечно же, непосредственное соприкосновение с результатом их труда. О важности в воспитании детей живого примера взрослых неоднократно говорила Д.В. Сергеева. Она считает, что огромное значение имеет та трудовая атмосфера, которая постоянно окружает ребенка. Ноу детей психологическую готовность к труду есть возможность воспитать только в процессе трудовой деятельности [15]. Именно в детских садах имеется такая возможность для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. Так как в этом труде выражен общественный характера значит, бытовой труд персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей намного больше преимуществ по сравнению сбытовым трудом, который осуществляется в семье [15]. Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Именно поэтому необходимо систематически создавать такие условия воспитания, при которых дети могли бы постоянно иметь перед глазами животворные примеры поведения взрослых. Здесь возможны различные пути
1. Первый путь – это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения.
2. Второй путь – непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей [15]. В отечественной дошкольной педагогике сложились различные подходы к проблеме приобщения детей к миру взрослых через ознакомление сих трудом (В.И. Глотова, СМ. Котлярова, Г.П. Лескова др через овладение детьми трудовыми операциями (В.И. Логинова,
Л.А. Мишарина, НМ. Крылова, АД Шатова и др через формирование нравственных качеств доброты, отзывчивости, чуткости, заботы об


17 окружающих людях (МИ. Тимошенко, В.П. Пушмина, А.М. Виноградова и др, через развитие интереса к личности взрослого человека и эмоционально-положительного отношения к нему
(С.Г. Журат,
С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова и др через формирования отношения к творческому началу в личности взрослого человека (О.В. Дыбина). В настоящее время исследователи считают, что необходимо целостно знакомить детей с миром взрослых, в единстве деловых и личностных качества не только профессии ЛИ. Беляева,
Г.И. Григоренко, С.Г. Журат С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова решают проблему формирования положительного отношения к человеку труда путем раскрытия дошкольникам его личностного облика. О.В. Дыбина – творческого начала взрослого человека. Г.Н. Гришина – целостного облика родителей [6].
Серьёзные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведённые под руководством доктора В.И. Логиновой, показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом стержневом понятии, вокруг которого выстраивается информация [10]. Наряду с вышесказанным В.И. Логинова высказала свое мнение о том, что на основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии няня вымыла посуду – посуда чистая, накрыла на стол к обеду – можно есть, те. Няня заботиться о детях в отсутствии их родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот – заботится о том, чтобы все были сыты. Портниха шьет платья, пальто – заботится о том, чтобы у всех была одежда [10] Взрослые шьют одежду, строят дома, варят еду, печатают книги, работают на фабриках и заводах – их трудовая деятельность состоит из множества разнообразных трудовых процессов [10]

18 Формирование представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста, как педагогическая проблема, в течение почти сорока лет была предметом исследований многих ученых И.Д. Власовой,
Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковской, В.В. Кондратовой, В.И. Логиновой,
В.Г. Нечаевой, А.Ш. Шахмановой. Главная гипотеза данных исследований состояла в том, что если ребенка дошкольного возраста ориентировать на явления общественной жизни, включать информацию о людях труда и их трудовой деятельности, имитировать эту деятельность, тотем самым можно создать условия для эффективного формирования образа мира профессий в сознании ребенка [10].
С.А. Козлова отмечала, что на основе подобных первичных представлений возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Каждый человек мечтает обрести в жизни любое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид профессии взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Этот уровень доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии, что данная последовательность реализуется со й младшей группы. Поэтому так важно знакомить детей с трудом взрослых, рассказывать о тех качествах характера, которые требует таили иная профессия. И начинать воспитывать эти качества лучше с детских лет. Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии
[6]. Так рождаются династии врачей, учителей. Рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит ребёнку огромную пользу, вызывает большой интерес [6].


19
«В.Г. Нечаева обращала внимание, что содержание представлений о той или иной профессии доводится до сознания детей с помощью грамотного сочетания приёмов, которыми пользуется воспитатель для построения системы работы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью взрослого. Она считала наиболее доходчивыми и убедительными живые образы, подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность наблюдения, экскурсии) обеспечивают максимальную действенность приобретаемых представлений детьми. Наглядно воспринятое требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные вовремя проведения различных форм детской деятельности [1]. Проблема ознакомления детей с трудом взрослых рассматривалась и зарубежными исследователями. Так, по мнению Е. Гинберга, процесс формирования представлений о труде взрослых тесно связан с интеллектуальными эмоциональным развитием ребенка и представляет собой три стадии. Стадия, относящаяся к дошкольному возрасту, была определена как воображаемый период. В процессе данного периода педагог может руководить становлением способностей и интересов ребенка, оказывая ему помощь в познании реальной действительности, формировании профессиональных устремлений [6]. Таким образом в современной дошкольной педагогике существует несколько подходов к проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Одни авторы считают, что ребёнка надо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться положительное отношение к труду. (В.И. Логинова, МВ. Крулехт). Другие авторы полагают, что нужно знакомить дошкольника с человеком – тружеником, сего отношением к труду, формировать представление о том, что профессия проявляется в

20 ответ на потребности людей в ней – врач нужен чтобы лечить, учитель, чтобы учить (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) [6]. Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство положительного отношения к труду взрослых, возможен и первый и второй подход. Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребёнок будет ориентироваться. В последнее время стали появляться методические разработки, раскрывающие перед детьми мир профессий, но, по преимуществу они основаны на словесных методах формирования представлений у детей, что значительно обедняет практику дошкольного образования в данном направлении. При этом следует учитывать отсроченный (отдаленный) результат профориентации в дошкольном возрасте. Поэтому в данном исследовании мы рассматриваем создание организационно-педагогических условий для поддержки детских интересов, развития самосознания, выявления и развития способностей каждого ребенка как предпосылок осознанного выбора в последующем профессии в соответствии со своими способностями, возможностями и потребностями региона.