Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1728
Скачиваний: 27
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Институт опеки и попечительства в Российской Федерации: общая характеристика
1.1. Правовая природа института опеки и попечительства
1.2. Правовой статус опекунов и попечителей
Глава 2. Формы устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей
2.1. Бездоговорная форма опеки и попечительства
Практика потребовала внедрения института «предварительной опеки»[31].
В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Опекуном или попечителем в может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин. Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни. Проведение предварительной проверки сведений о личности опекуна или попечителя не требуется.
В целях своевременного установления предварительных опеки или попечительства орган опеки и попечительства обращается с предложениями об установлении предварительных опеки или попечительства к гражданам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями и учет которых ведется.
Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).
Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения шести месяцев со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев. В случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна илипопечителя.
В случаях, когда в интересах недееспособного или не полностью дееспособного лица необходимо немедленное его устройство, предлагается разрешить органам опеки и попечительства назначить опекунов (попечителей) без предоставления ими необходимых сведений о себе, в том числе сведений и о состоянии своего здоровья. Требуемые сведения следует предоставить в течение месяца (в исключительных случаях - двух), а если этого не произойдет, то такая опека прекращается. Если, однако, в указанный срок орган опеки и попечительства убедится в том, что опекун может быть назначен, то он выносит окончательное постановление о назначении, а праваи обязанности опекуна (попечителя) считаются возникшими с момента вынесения первоначального акта.
Так, по мнению Кирилловых А.А., институт предварительной опеки продиктован в первую очередь интересами недееспособного или не полностью дееспособного лица. Ситуация, когда необходимо немедленное устройство возможна, например, при непосредственной угрозе жизни ребенка (ст.77 СК РФ)[32].
Законом об опеке вводится институт срочной опеки, то есть опеки (попечительства), которая назначается на определенный, указанный в постановлении органа опеки и попечительства срок (например, на период длительной командировки родителей ребенка)[33]. В этом случае, основанием прекращения полномочий опекуна (попечителя) будет истечение указанного в постановлении срока.
Магдесян Г.А. предлагает норму о предварительной опеке дополнить условием о том, что временную (предварительную) опеку или попечительство могут осуществлять только граждане, прошедшие специальную подготовку по программам, утверждаемым органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ[34].
Интересной является норма, содержащаяся в ч.2 ст.13 Закона об опеке, а именно, что единственный родитель несовершеннолетнего ребенка вправеопределить на случай своей смерти опекуна или попечителя. Первоначально в проекте № 184681-4 ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «Об опеке и попечительстве», внесенном депутатами Е.Ф. Лаховой и П.В. Крашенинниковым планировалось дополнение Гражданского кодекса статьей 1140.1 «Завещательное назначение опекуна или попечителя». Согласно данной статье, завещатель вправе определить опекуна или попечителя, которые могли быть назначены с их согласия и с соблюдениемтребований, установленных законом. Также завещатель вправе определить имущество, за счет которого опекун (попечитель) вправе производить расходы на содержание подопечного, а также имущество, за счет которого может производиться выплата вознаграждения опекуну (попечителю). Завещатель вправе определить порядок управления имуществом, однако право на такое имущество переходит к несовершеннолетним детям завещателя, над которыми установлена опека или попечительство.
По мнению, Солодовой А.А., предложенный в проекте Лаховой и Крашенинникова порядок назначения опекунов и попечителей, следует оценить положительно. Поскольку он мог бы позволить родителям определить лиц, которым мог бы доверить опеку (попечительство) надсвоими детьми. Однако, автор обращает внимание на то, что такоеназначение порождает лишь право быть назначенным, а не обязанность . Решением этой проблемы мог бы стать порядок назначения опекунов (попечителей) в рамках завещательного возложения.
В окончательной принятой редакции ФЗ «О внесении изменений.» статья «Завещательное назначение опекуна или попечителя» не нашла своего места, несмотря на мнения сторонников введения вышеизложенных норм, считающих, что нововведение заслуживает поддержки.
По мнению Магдесян Г.А., необходимо признать за единственным родителем ребенка право не только обращаться в орган опеки и попечительства с заявлением о назначении на случай своей смерти опекуном или попечителем его ребенка определенного лица, но и включать такое распоряжение в свое завещание, составленное в чрезвычайной ситуации. В связи с этим целесообразно дополнить главу 62 ГК РФ статьей 1139-1 «Завещательное назначение опекуна или попечителя»[35].
Выводы:
С принятием обобщающего нормы об опеке и попечительстве закона появились следующие нововведения. Так предварительная опека позволяет потенциальным опекунам (попечителям) проверить свои силы заранее. Соопекунство дает возможность для подопечного находиться еще под большей заботой. Множественность подопечных предусмотрена для желающих взять под опеку (попечительство) несколько детей. А договор об осуществлении опеки и попечительства на возмездной основе, возможно, сможет расширить круг потенциальных опекунов и попечителей.
Глава 2. Формы устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей
2.1. Бездоговорная форма опеки и попечительства
Ежедневно на улицах, в подземных переходах, станциях метро мы видим одну и ту же картину: грязные дети просят денег. Тысячи и тысячи беспризорников скитаются по просторам родного отечества. У каждой своей причины бросить дом и убежать в никуда. Самое страшное то, что мы перестали замечать этих ребятишек, они стали частью нашей повседневной жизни[36].
В пункте 1 статьи 123 Семейного кодекса сказано, что «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, всех типов .
Так указанная статья закрепляет приоритет передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Таким образом, развивается норма ст. 54 СК о праве каждого ребенка, насколько возможно, жить и воспитываться в семье.
Несмотря на то, что все большее число субъектов Российской Федерации решает задачу формирования института семейного устройства детей-сирот, сеть детских домов и школ-интернатов характеризуется стабильным ростом. Согласно Государственному докладу «О положении детей в Российской Федерации» в период 2000-2005 гг. количество детских домов увеличилось на 70 учреждений и составило 1560, в которых воспитывалось 110 тысяч детей. Реальность такова, что учрежденияподобного типа еще долгое время будут оставаться одной из формжизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей .
В соответствии со ст. 122 СК подбором подходящей для ребенка семьи занимается орган опеки и попечительства, а в случае неудачи - направляет сведения о нем в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации, где семья подбирается с опорой на региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей; далее сведения о ребенке направляются на федеральный уровень.
Если результат опять не достигнут, ребенка направляют в одно из государственных детских учреждений. Однако это не снимает с органов опеки и попечительства долга при первой же возможности устроить его всемью[37].
Отсутствие возможности устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью делает необходимой его передачу на полное государственное попечение в одно из детских учреждений: дом ребенка; детский дом смешанного типа для детей раннего (с 1,5 до 3-х лет), дошкольного и школьного возраста; школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальную (коррекционную) школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, с отклонениями в развитии; дом инвалидов и др.
Права и обязанности образовательных организаций, медицинских организации, организаций, оказывающих социальные услуги, или некоммерческие организациив отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.
Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Однако такая форма устройства не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов(попечителей) или приемных родителей .
Помимо государственных и муниципальных учреждений могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения. Причем содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в таких учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения. Организационно-правовые формы негосударственных воспитательных учреждений могут быть различными.
Принцип полного государственного обеспечения закреплен в статье 50Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» .
Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их материальное обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) в отношении несовершеннолетних детей, находящихся в воспитательных учреждениях, возлагаются на администрацию этихучреждений .
Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирует Типовое положение об образовательном учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года N 676 (с изменениями)[38].
В п.2 ст. 1 ФЗ «Об опеке и попечительстве» указано: «Если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещеныподопечные».
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением ФЗ «Об опеке и попечительстве» в СК была добавлена глава 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[39]. Так, нормы, регулирующие отношения, возникающие при передачи детей в организации, выделены в отдельную главу.
В пункте 2 ст. 1551 указано, что временное пребывание ребенка ворганизации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.