Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1729
Скачиваний: 27
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Институт опеки и попечительства в Российской Федерации: общая характеристика
1.1. Правовая природа института опеки и попечительства
1.2. Правовой статус опекунов и попечителей
Глава 2. Формы устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей
2.1. Бездоговорная форма опеки и попечительства
«Новеллы Федерального закона «Об опеке и попечительстве» коснулись и патроната. Теперь при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в патронатную семью, возможно соопекунство. Это происходит в результате того, что опекунами или попечителями ребенка являются оба супруга (патронатные родители), в отношении которых будет вынесен акт о назначении их опекунами или попечителями одного и того же ребенка (детей)»[44].
Несмотря на существование на практике патронатного воспитания, и законодательного подкрепления этой формы, существует немало противников патроната, считающих, что патронат не порождает достаточной ответственности патронатных воспитателей за судьбу ребёнка, за его содержание, что более половины патронатных семей по тем или иным причинам «сдают обратно» своих воспитанников. Сторонники, в свою очередь, считают, что патронат является активной формой общественного участия в судьбе одинокого ребёнка и способствует лучшему его знакомству с общественными нормами на примере конкретной семьи, является персонализированной формой защиты взрослым гражданином — малолетнего. Среди сторонников патроната есть как те, которые считают патронат «эквивалентом» усыновления или шагом к нему, так и те, кто в патронатном воспитании видит только нравственный труд по формированию полноценного участника общества[45].
Михайлова И.А. поднимает проблему о том, что законодатель, закрепляя понятие патронат, широко применяемое в региональном законодательстве, не принял во внимание возможность возникновения коллизий с категорией «патронаж»[46].
Патронаж (от фр. patronage — покровительство) как правовой институт известен с давних времен. Однако в российском законодательстве даннаякатегория впервые введена действующим ГК РФ .
Статья 41 Гражданского кодекса декламирует: «Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж»[47]. Беляева З.С. в качестве случаев, вызывающих потребность в патронаже, отмечает обстоятельства, связанные с состоянием здоровья, обусловленные преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью, невозможностью из- за физического недуга свободно передвигаться и т.п. При этом сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия и принимать соответствующие решения. Такому гражданину нужен только помощник[48].
Данный правовой институт установлен в одном разделе с опекой и попечительством. Однако мнения специалистов относительно связи патронажа с опекой и попечительством расходятся.
Так, Нечаева А.М. считает, что патронаж над дееспособными гражданами необходимо отличать от опеки и попечительства[49].
Корнеев С.М. и Шерстобитов А.Е., руководствуясь положениями ГК РФ, не высказывая своей позиции о статусе данного правового института, акцентируют внимание на том, что на отношения патронажа распространяется действие многих правил, регулирующих опеку и попечительство, из чего можно сделать вывод, что в данном случае законодатель использует аналогию закона. Вместе с тем, по мнению большинства ученых и практиков, например Гришаева С.П., Кротова М.В., Лихачева Г.Д., Поповой С.М. и других, патронаж является разновидностью попечительства. Поэтому они полагают, что Гражданский кодекс РФ расширил границы попечительства таким понятием, как «патронаж», который устанавливается по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, если он по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять, защищать свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности. Сторонники последней точки зрения, в качестве аргументов приводят следующее:
♦ диспозиция ст. 41 ГК РФ содержит для лица, оказывающего помощь дееспособному гражданину, двойной термин (попечитель, помощник);
♦ функции попечителя-помощника и лиц, осуществляющих попечительство над ограниченно дееспособными, частично совпадают: попечитель в рамках патронажа выступает в качестве помощника, оказывающего немощному лицу практическое содействие. В то время как попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их права от злоупотреблений со стороны третьих лиц (ст. 33 ГК РФ). При этом подопечные могут быть физически здоровыми людьми и помощь (контроль)им необходима только для принятия решения.
Однако вышеозначенные аргументы потеряли свою актуальность после введения изменений в ГК. Статья 41, посвященная патронажу, полностью заменена (п.7 ст. 1 ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"). Лицо, оказывающее помощь называется теперь однозначно помощником, а над совершеннолетним дееспособным гражданином устанавливается патронаж, а не попечительство в форме патронажа.
Позиции о том, что патронаж следует квалифицировать как самостоятельную правовую категорию придерживается К.В. Ярошенко, настаивая на том, что патронаж — это новый институт, предназначенный для оказания гражданам содействия в осуществлении имущественных прав. В этой связи,мнение Пелевина А.А. о том, что патронаж является самостоятельным видом помощи дееспособным, но нуждающимся в помощигражданам, предстает в новом свете . Исследователь аргументирует свою точку зрения тем, что цели попечительства и патронажа различны; правовое положение помощника отличается от прав и обязанностей попечителя, так как помощник не является законным представителем и не вправе представлять интересы во всех без исключения правоотношениях.
«Патронаж представляет собой самостоятельный институт гражданского права, регламентирующий отношения полностью дееспособного лица, но не имеющего физической возможности самостоятельно осуществлять принадлежащие ему права или совершать действия во исполнение лежащих на нем обязанностей, с помощником, оказывающим ему услуги в осуществлении указанных правомочий»[50].
Михеева Л.Ю., указывает то обстоятельство, что ст. 33 ГК РФ, перечисляя основания установления попечительства, не указывает в их числе ситуацию, описанную в ст. 41 ГК РФ, что говорит о самостоятельности нормо патронаже . Так отношения по поводу патронажа не входят в предмет регулирования законодательства об опеке и попечительстве еще из соображений, что категория граждан, интересы которой защищаются с помощью патронажа, включает совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья последние не способны осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности; над такими гражданами опека и попечительство не устанавливается[51].
Мы солидарны с мнениями авторов, считающих, что институт патронажа должен быть выделен в отдельный гражданско-правовой институт, без привязки к институту опеки и попечительства. Содержание последних изменений в законодательстве об опеке, в частности ФЗ от 24.04.2008 г.№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» не содержит даже упоминания о патронаже. Объяснением может послужить лишь то, что патронаж не входит в объем регулируемых данным законом отношений.
Возвращаясь к работе Михайловой И.А., хотелось бы отметить целесообразность корректировки понятий, предлагаемой ею. Так объединение патроната и патронажа в один правовой институт, позволит устранить коллизию и сформировать новый институт - патроната как универсальной договорной формы, охватывающей покровительство не только совершеннолетним дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья нуждаются в оказании содействия в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, но и лицам, в несовершеннолетнем возрасте оставшимся без попечения родителей[52].
Рассмотрев положения о патронатной семье (патронатном воспитании) мы делаем вывод о том, что внедрение этой формы устройства - это попытка увеличить возможности передачи детей в семью, осознавая все преимущества нахождения в ней детей. Минусом указанной формы является отсутствие регулирующих правовых норм во множестве регионов. На федеральном уровне нормы о патронате лишь вводят в заблуждение, из-за созвучности с патронажем.
Заключение
Обобщая весь изученный материл и мнения различных авторов, мы пришли к некоторым выводам. Институт опеки и попечительства своими корнями уходит в римское право. Современное российское законодательство многие нормы заимствовало именно из тех далеких времен.
На протяжении многих лет, в юридической литературе велись споры о существе опеки. Ввиду отсутствия единой точки зрения учёных и наличии коллизий со стороны законодателя, целесообразно обобщение основных понятий опеки и попечительства. Зачастую термины «опека» и «попечительство» объединяются в единое понятие «опека», означающее, прежде всего, устройство граждан, нуждающихся в особой правовой защите ввиду их неполной гражданской дееспособности. В этом смысле опека и попечительство являются средствами восполнения недостающей дееспособности граждан. Такое восприятие соответствует нормам гражданского законодательства. В свою очередь с точки зрения семейного права опека и попечительство - формы устройства детей-сирот и детей, утративших попечение родителей.
Глобальнее опека и попечительство воспринимается как комплексный институт права, несущий в себе нормы не только частных (гражданского и семейного), но и публичных отраслей (прежде всего административного) права, что обусловлено необходимостью обеспечения нуждающихся в этом граждан всеми видами охраны их прав и законных интересов (в первую очередь их личных и имущественных прав).
Также опека и попечительство понимаются как правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного.
Обобщающие нормы нового закона об опеке и попечительстве прежде всего коснулись деятельности органа опеки и попечительства. Долгое время обязанность по осуществлению опеки была возложена на органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти. Теперь же органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Система, при которой осуществление опеки и попечительства вышло из перечня вопросов местного значения и стало одним из полномочий государственных органов при условии участия местных органов в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, отвечает сегодняшним потребностям в организации надлежащей защиты населения. Обоснованным и правомерным является признание значимости защиты граждан на государственном уровне в соответствии с общими конституционными принципами.
Прежде полномочия органов опеки и попечительства вытекали из смысла их деятельности. Теперь же перечень обязанностей содержится в законе. Так же законом закреплен принцип недопустимости прямого делегирования полномочий органов опеки и попечительства иным организациям и лицам.
Расширены права органа опеки и попечительства в сфере представительства, а именно орган опеки обязан в ряде случаев сам представлять интересы подопечного, не отстраняя опекуна и попечителя, если действия опекунов или попечителей по представительству интересов подопечных противоречат закону или интересам подопечных, а также в случаях, когда опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных.
Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства. Обязанности опекуна (попечителя) в таком случае осуществляются безвозмездно. На практике такие отношения обусловлены не безразличностью потенциальных опекунов (попечителей) к судьбе подопечного, как правило, при наличии родственной связи. Однако, Закон об опеке предусматривает установление опеки и попечительства и по договору об осуществлении опеки и попечительства. На основании договора обязанности опекуна становятся возмездными. Возмездность отношений увеличивает шансы граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, быть принятыми в семью, сокращая количество находящихся в различных учреждениях.
Основания прекращения опеки и попечительства можно условно разделить на «автоматические» и другие, следующие из конкретной ситуации. К автоматическим относят смерть опекуна и попечителя либо подопечного; истечение срока действия акта о назначении; судебное решение о признании подопечного дееспособным; достижение несовершеннолетним подопечным возраста восемнадцати лет, а также эмансипация несовершеннолетнего. Помимо автоматических есть еще случаи освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей. Они вызывают такие же последствие, что и при прекращении, однако основаниями для освобождения является просьба опекуна (попечителя), вызванная различными причинами, а основаниями для отстранения - ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей; нарушение законных прав и интересов подопечного; выявление органом опеки и попечительства нарушения правил охраны имущества подопечного.