Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра ___Гражданского права и процесса_________________________
Рейтинговая работа: реферат
по дисциплине:
«Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности в сфере образования»
Тема: Обязанность работников образовательных учреждений
Выполнена обучающимся группы УЗДтс28.2/Б1-21
Ломеко УльянаГеннадьевна
Преподаватель: Колонтаевская Ирина Федоровна
Москва – 2021 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение _______________________________________________3-4
Глава 1. Правовой статус и особенности трудовых отношений педагогических работников________________________________
1.1 Правовой статус педагогического работника______________________ _______________5 -8
1.2 Трудовые отношения между педагогическими работниками и образовательными организациями_________________________________9 -10
Глава 2. Основные права, ответственность и обязанности педагогических работников_______________________________________
2.1 Права и свободы педагогических работников___________________________________10-13
2.2 Ответственность педагогических работников______________________ ____________11-14
2.3 Обязанности педагогических работников____________________________________15-16
Заключение____________________________________17-18
Список литературы____________________________________19-20
ВВЕДЕНИЕ
Основным и важнейшим элементом правового статуса педагогических работников, а также системы юридических гарантий осуществления ими своих обязанностей является их юридическая ответственность.
Гарантия осуществления профессиональной педагогической деятельности и профессионального роста - знание и исполнение педагогами своих обязанностей и той ответственности, которую они могут понести за невыполнение или ненадлежащее исполнение должностных и функциональных обязанностей. Вместе с тем их правильная и адекватная реакция, есть важнейшая гарантия того, что педагогический работник сможет и дальше осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность, профессионально расти и рассчитывать на эффективное гарантирование своих гражданских и профессиональных прав и законных интересов.
На педагогческих работников , так же как и на другх людей , распостраняются общепризнанные права человека, закрепленные в российских и международных номативно-правовых актов. Но, в связи со спецификой своей профессиональной деятельности у педагога есть права и обязанности присущие только этой категории работников.
Образование стоит во главе первоочередных государственных интересов. Будущее Российского государства , уровень благосостояния , экономического развития, увеличение темпов экономического производства, модернизация экономики во многом зависит от состояния всей системы российского образования. Одну из наиболее существенных гарантий национальной , региональной и еждународной безопасности представляет наука и образование. В современном обществе возростает роль качественного образования, что напрямую затрагивает вопрос о профессиональной компетенции , правах и обязанностях педагогическаих работников, которые осуществляют образовательный процесс, поэтому проблема знания и осуществления прав, обязанностей и ответственности педагогических работников наиболее актуальна на сегодняшний день.
Своевременность и актуальность обновления законодательства в области образования обусловлена с одной стороны , динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой –ярко выделевшимися и обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением , снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.
Объект работы: педагогические работники.
Предмет работы : права , обязанности и ответственность педагогических работников.
Цель –изучить основные права, обязанности и ответственность педагогических работников.
Задачи :
- рассмотреть и проанализироать понятие правового статуса педагогических работников
-изучить трудовые отношения между педагогическими работниками и образовательными организациями
-рассотреть и проанализировать основные права и свободы педагогических работников
- рассмотреть и проанализировать основные обязанности и рамки ответственности педагогических работников.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
-
Правовой статус педагогического работника
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. стратегической целью является достижение статуса России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан [17].
Достижению такого положения России способствует повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [16]. Ведущая роль в модернизации российского образования принадлежит педагогическим работникам. Современное общее и профессиональное образование требует нового типа педагогического работника - высокопрофессионального специалиста, обладающего и уверенно владеющего не только профессиональными компетенциями (знание информационно-образовательной среды, новых образовательных технологий, способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста и т.д.), но и знающего свои права и обязанности. Права и обязанности педагогических работников, как правило, регламентируются (устанавливаются и охраняются) международным законодательством, законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также локальными нормативно-правовыми актами. Виды, сущность и содержание этих прав и обязанностей обусловлены самой природой педагогической деятельности, её ролью и значением в жизни общества и государства. Круг этих прав и обязанностей постоянно расширяется вследствие развития общественных. отношений, что в свою очередь способствует возникновению новых имущественных и неимущественных прав и обязанностей педагогических работников. Совокупность прав и обязанностей педагогических работников образует правовой статус.
Слово «статус» происходит от латинского «status», означающего «состояние, положение» - правовое положение, состояние [19, С. 574]. Легальное определение правового статуса педагогического работника дается в п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон «Об образовании в РФ»), под которым понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации [14]. В п. 2 ст. 48 Закона «Об образовании в РФ» закреплено, что в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.
Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда [14]. Cправедливыми будут замечания В. К. Толоконникова и С. В. Кожуховой, отмечающих, что в теории государства и права наиболее существенное значение имеют три вида правовых статусов: общий (конституционный), специальный (родовой) и индивидуальный правовой статус личности, тогда как понятие особого статуса отсутствует [20, С. 42]. Следовательно, правовой статус педагогического работника следует именовать специальным правовым статусом. Права и обязанности педагогического работника условно можно разделить на общие, установленные законодательством для всех субъектов трудовых отношений (ст. 21–22, 212, 214, 219 Федерального закона «Трудового кодекса Российской Федерации» (далее «ТК РФ»)), и специальные (академические, трудовые и социальные), установленные применительно к педагогическим работникам. Например, в соответствии со ст. 21 «ТК РФ» педагогический работник имеет право на: заключение, изменение и расторжение трудового договора; предоставление работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее условиям безопасности и др. [13].
Среди академических прав и свобод педагогических работников, установленных Законом «Об образовании в РФ», можно отметить следующие (п. 3 ст. 47): свобода преподавания, свобода выражения своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной, в том числе международной деятельности, разработках и внедрении инноваций и т. д. [14].
Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
- в соответствии со ст. 333 «ТК РФ» для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю [13]. На основании п. 6 ст. 7 Закона «Об образовании в РФ» в рабочее время педагогических работников, в зависимости от занимаемой должности, включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным планом… Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника [13];
- право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 5 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ») [13];
- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность определяется Постановлением Правительства РФ «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» [15]. В зависимости от вида образовательного учреждения, осуществляющего образовательный процесс, и должности, занимаемой педагогическим работником, продолжительность такого отпуска колеблется в диапазоне от 42 до 56 календарных дней;
- право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 5 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ») [13].
Длительный отпуск педагогического работника — это отпуск без сохранения заработной платы, если учредителем и (или) уставом образовательного учреждения, в котором работает педагог, не предусмотрено иное. Если длительный отпуск неоплачиваемый, то в стаж для назначения работнику трудовой пенсии по старости не входит этот период, поскольку страховые выплаты в Пенсионный Фонд в течение этого времени не будут поступать;
- в соответствии с п.1. ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости в порядке, установленном законодательством РФ - лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста [12];
- право на предоставление, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 5 ст. 47 Закона «Об образовании в РФ») [13].