Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет [8].
Педагогический работник, как и всякий другой, может и обязан нести в установленном порядке материальную ответственность, предусмотренную ст. 232, 233, 238,241 -244, 246-248 Трудового кодекса.
Непосредственными мерами такой ответственности возмещение прямого действительного ущерба, причиненного наличному имуществу работодателя образовательного учреждения (уменьшение этого имущества или ухудшение его состояния). При этом размер материальной ответственности работника не может превышать, как правило, его месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст.241 ТК РФ).
Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может быть принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):
- когда в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
- недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
- умышленного причинения ущерба;
- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
- причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей [7, 8].
Таким образом, вопросы правовой ответственности педагогических работников как важного элемента их правового статуса в российском образовательном законодательстве пока еще не нашла своего должного отражения. Однако характеристика правовой ответственности педагогических работников, имеет большое внимание в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения роли и значимости дисциплины во всех сферах общества, в том числе и в сфере образования.
2.3 Обязанности педагогических работников
Работники образовательных учреждений обязаны [7, 10]:
- уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
- соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;
- осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;
- реализовывать образовательные программы и обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;
- стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы;
- проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения.
Педагогические работники должны знать [8, 11]:
- Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, федеральные и региональные законы и подзаконные акты по вопросам образования;
- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогика, психология, возрастная физиология, школьная гигиена, методика преподавания предмета и воспитательной работы);
- основы права, научной организации труда;
- основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
- программы и учебники, средства обучения и их дидактические возможности, требования к оснащению и оборудованию кабинетов;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Таким образом, педагогические работники имеют достаточно обширный круг различного рода должностных обязанностей, реализация которых предусмотрена их профессиональной деятельностью и находит своё отражение в действующем законодательстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогические работники – это физические лица, состоящие в трудовых отношениях с образовательными организациями и выполняющие на профессиональной основе трудовые обязанности по обучению, воспитанию и (или) организации образовательного процесса.
Педагогические работники, осуществляя свою профессиональную деятельность, имеют ряд определённых прав, обязанностей и чётко сформулированную и определённую действующим законодательством ответственность.
В настоящее время общественные отношения в сфере образования на федеральном уровне регулируются нормами Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также нормами других законодательных актов, затрагивающими отдельные вопросы образовательной деятельности.
Кроме того, отношения в сфере образования регламентируются Указами Президента Российской Федерации, большим количеством нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятие которых прямо или косвенно предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и ведомственными нормативными правовыми актами Минобразования России, Госкомвуза России, Минобрнауки России, а также Минтруда России, Минздравсоцразвития России и другими.
Законодательство в области образования обеспечивает создание и функционирование единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации и одновременно гарантирует вариативность, множественность в образовании.
Проводимая в Российской Федерации реформа системы образования, курс на вхождение нашей страны в единое европейское пространство высшего образования, а также существенные изменения, вносимые в «смежные» отрасли законодательства, предопределяют активное развитие образовательного права. Нормы образовательного права динамично изменяются в соответствии с сиюминутными потребностями, как самой системы образования, так и ее внешней среды, несомненно, затрагивая вопросы престижности педагогической деятельности, условий ее осуществления, а также прав, свобод и обязанностей работников педагогической системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Андреев А.Л. Общество, образование, культура: социологические очерки / А.Л. Андреев. – М.: Издательство МЭИ, 2009.- 255 с.
2) Боер В.М., Тяпкина, И.В., Чернова, Н.А. Правовое регулирование среднего профессионального образования в России. С.-Пб.: ГУАП, 2009.- 368 c.
3) Буслов Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.И. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие.- М., 2010.- 468 с.
4) Васильев А.В. Теория права и государства: учебник. 3-е изд., доп. и перераб. – М., 2010.- 569 с.
5) Войленко Е.И. Справочник по правовым вопросам высшей школы / Е.И. Войленко, В.Л. Гейхман, А.В. Рубцов. – Киев: Вища школа, 2008.- 455 с.
6) Волохова Е. Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации: Монография.- М.: Готика, 2008.- 240 с.
7) Гальперин А.Э. Применение Трудового кодекса в образовательном учреждении: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008.- 174 с.
8) Кодекс Российской Федерации об образовании. Общая часть: [проект] / Отв. Ред. В. М. Сырых.- М.: Готика, 2008.- 208 с.
9) Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Спарк, 2010.- 670 с.
10) Образование в Российской Федерации: указатель действующих законодательных и иных нормативных правовых актов / Под ред. Е.Д. Волоховой. - М.: Логос.- 2009.- 145 с.
12) Российская Федерация. Законы. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 173–ФЗ от 17 декабря 2001 г. (с изм. от 04.06.2014 г.)] // Российская газета. — 2001. — 20 декабря.
13) Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 197–ФЗ от 30 декабря 2001 г. (с изм. от 24.11.2014 г.)] // Российская газета. — 2001. — 31 декабря.
14) Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 273–ФЗ от 29 декабря 2012 г. (с изм. от 21.07.2014 г.)] // Российская газета. — 2012. — 31 декабря.
15) Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам [Текст]: [Постановление № 724 от 01 октября 2002 г. (с изм. от 21.05.2012 г.)] // Российская газета. — 2002. — 05 октября.
16) Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы [Текст]: [Распоряжение Правительства № 163–р от 07 февраля 2011 г.]: [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: 02.12.2014 г.)
17) Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Текст]: [Распоряжение Правительства № 1662–р от 17 ноября 2008 г. (с изм. от 08.08.2009 г.)]: [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 02.12.2014 г.)
18) Сахарова Е. А. Правовой статус педагогических работников // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 539-541.
19) Современный словарь иностранных слов [Текст]: под ред. Е. А. Гришиной. — СПб.: «Дуэт», 1994. — 752 с.
20) Толоконников В. К. Особенности правового статуса педагогического работника в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / В. К. Толоконников, С. В. Кожухова //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. — 2013. — № 1. — С. 40–43.
21) Трудовые отношения. Регулирование труда педагогических работников: Сборник нормативных актов и судебных постановлений с комментарием / Сост. М.Н. Микушина. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008.- 445 с.
22) Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования: правовое регулирование системы образования: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС – Пресс, 2008.- 399 с.