Файл: Обязанность работников образовательных учреждений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовой статус педагогических работников предполагает не только совокупность прав и свобод, гарантий, но и обязанности, а также ответственность.

Например, академические права и свободы не могут осуществляться с нарушением норм профессиональной этики, прав и свобод других участников образовательной деятельности. Перечень обязанностей педагогических работников представлен в ст. 48 Закона «Об образовании в РФ» [14]. К педагогическим работникам могут быть применены все предусмотренные трудовым законодательством виды дисциплинарных взысканий, такие как замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Необходимо отметить, что данный перечень оснований увольнения, которое производится по инициативе работодателя в качестве меры дисциплинарного взыскания, по отношению к педагогическим работникам расширен. В качестве дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником выступают: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника и др. [13, 18].

Таким образом, правовой статус педагогических работников - это совокупность прав, обязанностей и законных интересов последних как субъектов права. Права и обязанности педагогических работников составляют содержание образовательной деятельности.

Право педагогических работников представляет собой выражение и конкретизацию в правовых нормах принципа свободы образовательной деятельности.

Обязанность педагогических работников, в отличие от его субъективного права, представляет собой меру ограничения его свободы в образовательной деятельности.


1.2 Трудовые отношения между педагогическими работниками и образовательными организациями
Работодателем для педагогических работников является организация, осуществляющая образовательную деятельность. Порядок комплектования образовательной организации педагогическими работниками определяется ее Уставом.

Трудовые отношения между педагогическими работниками и работодателями регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании», иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами организации, трудовым договором. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение которого является обязательным условием при приеме на работу (ст. 16 ТК РФ) [11].


Поскольку унифицированной формы данного документа нет, работодатель разрабатывает ее самостоятельно. При составлении трудового договора необходимо учитывать, что существуют обязательные для внесения в него условия, перечень которых приведен в ст. 57 ТК РФ.

Наименования должностей (профессии, специальности) педагогических работников в трудовых договорах должны соответствовать наименованиям, определенным в профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» [7].

Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогического работника определяются трудовым договором и должностной инструкцией, разрабатываемой на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и утверждаемой в виде локального нормативного акта организации.

Квалификационные характеристики по должностям (профессиям, специальностям) педагогических работников содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается работником и работодателем. Экземпляр, хранящийся у работодателя, должен содержать подпись работника о получении своего экземпляра договора [2].

Наряду со штатными педагогическими работниками преподавательскую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность, могут выполнять руководители, специалисты и служащие, имеющие необходимую квалификацию по профилю преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины, в том числе работники той же организации, на условиях почасовой оплаты труда либо по совместительству[21].

Руководители, специалисты, служащие и педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, могут выполнять преподавательскую работу в той же организации в порядке совмещения должностей или увеличения объема работы по такой же должности.



ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Права и свободы педагогических работников
Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами в пределах, установленных Федеральным законом об образовании:

- право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения исследований, распространения их результатов, свободное выражение своих мнений в отношении организации - работодателя или образовательной системы, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;

- свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов обучения, воспитания и оценки освоения обучающимися программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей;

- право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы;

- выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

- участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных составных частей образовательной программы организации - работодателя;

- беспрепятственный доступ к учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательного процесса, необходимым для качественного осуществления профессиональной деятельности;

- бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, доступ к информационно-коммуникационным сетям, спутниковым каналам и базам данных, необходимым для преподавательской, научной или исследовательской деятельности;

- право на условия труда, в максимальной степени, способствующие эффективной преподавательской и воспитательной работе, научной и исследовательской деятельности, обеспечивающие возможность качественного выполнения профессиональных задач;

- бесплатный доступ к пользованию услугами учебных, учебно-методических, научных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений организации - работодателя;

- право на осуществление научной, научно-технической, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и внедрении инноваций в порядке, установленном законодательством и (или) локальными нормативными актами организации – работодателя;


- участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах самоуправления в порядке, определяемом уставом этой организации;

- участие в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательной организации, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;

- право на объединение в общественные профессиональные организации, педагогические сообщества в формах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- занятие индивидуальной педагогической деятельностью, в том числе за плату, при условии, если такая деятельность осуществляется во внерабочее время [7; 11; 21].

Академические права и свободы не могут осуществляться с нарушением норм профессиональной этики, прав и свобод других участников образовательного процесса. Академической свободе корреспондирует обязанность использовать ее добросовестно и в соответствии с профессиональным долгом педагогического работника, направленным на решение современных задач, стоящих перед обществом, обеспечение сохранения исторического и культурного наследия.

Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрен достаточно обширный перечень прав и свобод педагогических работников, с целью повышения статуса данной профессиональной деятельности, улучшения условий труда и образовательного процесса в целом.


2.2 Ответственность педагогических работников
Правовая ответственность применительно к субъектам образовательных правоотношений может быть условно подразделена на образовательно-правовую ответственность (предусмотренную образовательным законодательством) и ответственность «обычную», т.е. предусмотренную нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным. Эта относительность и отражает специфику образовательных отношений, проявляющуюся в том, что нормы, прежде всего, трудового и гражданского права, регулирующие эти отношения, приобретают «образовательно-правовой оттенок», т.е. представляют собой «особенную» часть нормы образовательного права [11].

Так, образовательно-дисциплинарная ответственность педагогических работников в общем плане предусмотрена Законом РФ «Об образовании», причем эта ответственность во многом близка с ответственностью по трудовом праву. Это с одной стороны. С другой стороны, сама эта ответственность не содержит законодательный перечень оснований и мер ответственности
, формулировка их носит, как правило, опосредованный характер.

Если попытаться обобщить основания юридической (образовательно-дисциплинарной и трудовой) ответственности к педагогическим работникам, то они сводятся к следующему.

Педагогические работники несут дисциплинарную ответственность за [7, 8, 10]:

- повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

- применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося;

- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

- невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), вне учебных мероприятий;

- некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам;

- недостойное поведение на работе, в быту и общественных местах;

- несоблюдение требований техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, противопожарной и экологической безопасности.

Помимо рассмотренных видов правовой ответственности педагогические работники могут (должны) нести гражданско-правовую и материальную ответственность. Такая ответственность предусмотрена как образовательным законодательством, так и собственно гражданским и трудовым.

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине педагогического работника, на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:

замечание;

выговор;

увольнение по соответствующим основаниям [22].

Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого, основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:

- повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

- применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника [7].

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику.