Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты игр
1.1. Происхождение и социально-педагогическое значение игры
1.2. Роль игры в воспитании и образовании ребёнка с младенчества до старшего школьного возраста
Глава II Практика использования игровых технологий
2.1. Педагогические игры и игровые технологии
2.2. Опыт педагогов-новаторов по применению игровых технологий
Цель игры: развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.
Игра «Да или Нет». Здесь детям, поймавшим мяч необходимо ответить «Да или Нет» на заданный вопрос.
Цель игры: активизировать в речи детей знакомые лексические единицы, развивать быстроту реакции на звучащее слово.
Раиса Александровна Пушкарева учитель начальных классов школы № 4 города Кемерово рекомендует проводить сюжетные игры в период обучения грамоте.
За время своей работы она заметила, что первоклассники впервые переступили порог класса абсолютно все родные. И каждый переступает со своими радостями и печалями, умением и способностями, особыми чертами характера. Одному достаточно сказать слово, другому нужно повторить десять раз, чтобы он запомнил. И в таких условиях учителю, удается совершить чудо – научить всех, научить каждого.
У первоклассников преобладают непроизвольное внимание и память. Эта особенность определяет частую смену видов деятельности и включение игры в учебный процесс.
По мере овладения детьми приемами чтения и письма она чередует односюжетные уроки с обычными, на которых игра используется только при изучении самого трудного материала. В том случае произвольное внимание и волевая регуляция деятельности у первоклассников получат благоприятные условия для своего развития.
Здесь же она приводит конспект одного из уроков обучения чтению, где уместно проводит такие игры, как «Посади пассажира в вагон и отправь в путь» и «Прочти остановку».
Цель игр: продолжить работу по формированию фонетического слуха, осознанного чтения и развитию речи. Учить детей применять знания и умения, полученные на уроке, в процессе коллективного чтения[25].
В использовании игровых ситуаций в формировании экономических знаний учащихся начальных классов опытом делится Шамшия Сырбаева, старший преподаватель кафедры ПиМНО города Атырау.
Она считает, что в свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить ребенка самостоятельно мыслить, познавать мир, особое значение приобретает вопрос о формировании его познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу.
Одним из средств реализации этих задач является деловая игра.
Также она считает, что особенности деловой игры заключаются, во-первых, в наличии ролей, в их взаимодействии. Принципиальное отличие деловой игры от ролевой заключается в том, что ее основой служит модель формирования экономических знаний в целом, и эта система рассматривается как динамическая, которая в игре проявляется в виде так называемой «цепочки решений».
В своей работе она для формирования умений, практического применения знаний, навыков делового общения использует виды деловых игр, разработанные А.С. Прутничевым.
А во время проведения уроков математики использует игры с элементами экономики следующих видов:
- игры, непосредственно отвечающие теме урока (например: экономическая грамотность);
- игры закрепляющие пройденный материал и изучающие новый ( например: лучшая реклама);
- игры, которые не имеют ничего общего с темой урока, но при этом помогают детям отдохнуть (загадки, пословицы, физ. Минутки);
- игры, задачи и примеры, устанавливающие связь математики и элементарных основ экономики с другими предметами (задания на сообразительность, размышление, задачи, отвечающие на вопрос: «сколько?»).
Она предлагает следующие игры:
Игра «Экономическая грамотность». Задача учащихся состоит как можно больше фраз с экономическим смыслом, начинающихся ключевого слова экономического содержания. Игра проводится с целью развития у детей представлений об экономических взаимосвязях, наблюдающихся в этих процессах. Игра носит групповой характер. Между командами происходит соревнование в ходе которого каждая из них стремится показать более высокий уровень знаний по экономическим вопросами экономической грамотности.
Игра «Дополни фразу». Задача каждого учащегося дополнить начатую учителем фразу словом экономического содержания.
Цель игры; развивать речь учащихся в экономическом содержании, а также развивать мышление, память.
Игра «Отдай слово». Учащимся необходимо отдать ключевое слово только при помощи 10 вопросов, ответами на которые являются только слово «Да» или «Нет».
Цель игры состоит в развитии у детей навыков раскрытия сущности и природы разных вещей, отыскания их названия по отдельным сведеньям об этих веща. Предлагаемый вариант игры отличается лишь тем, что в нем надо отгадать не просто слово, а слово с экономическим содержанием или имеющее отношение к экономике.
А вот учитель Нина Николаевна Ярошенко – учитель начальных классов школы №9 города Омск, рекомендует игровую методику технологии проблемного урока в структуре знаний по этикету.
Она уверенно говорит о том, что младший школьный возраст – это тот период в жизни ребенка, когда еще возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение норм и правил, когда формируется самоуважение и развивается творческие способности.
Ввести ребенка в мир культуры в этот период можно без наставлений и перечислений, что хорошо и что плохо, а увлекательно и с фантазией. Используя игру и технологию проблемного урока, можно вовлечь учащихся в деятельность, в процессе которой у них возникает стойкое отношение к изучаемому материалу, приобретаются поведенческие навыки, пробуждается интерес к тому, что чувствуют другие люди, а также вырабатывается умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предлагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения. Ею предложено занятие. Занятие она организовывает в форме игры-путешествия, объединив их единым сюжетом (например, воображаемым путешествием по океану хороших Манер)[26].
Итак, возможности для активизации познавательной деятельности школьников в условиях современной школы неисчерпаемы. Так как каждый творчески работающий учитель находит все новые формы стимулирования познавательной активности учащихся и применяет их на любом уроке, как в учебной, так и внеучебной деятельности, углубления их знаний об окружающем мире, проявления интереса к ним и творческого поиска.
А в завершении хотелось бы отметить, что современная теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Во многих случаях, а также в нашем, проверено и убедительно показано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность познавательной деятельности заметно повышается.
Заключение
Анализ игры как метода воспитания в данной курсовой работе позволяет нам сделать следующие выводы:
Игра — это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Основа игры — игровые действия. Чем они разнообразнее, тем интереснее ход игры, тем выше уровень познания. В педагогике все игры можно объединить, получив при этом две большие группы: творческие и обучающие. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, понимания окружающего и отношения к нему, взрослый принимает только косвенно участие. Обучающие игры создаются взрослыми, имеют готовые правила и содержание.
Многие игры школьников создаются для того, чтобы помочь детям в игровой форме осваивать учебный материал.
Игра, дает детям первый социальный опыт, способствует гармоничному интеллектуальному, физическому, нравственному развитию личности ребёнка.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, во время которой видны взаимоотношения с окружающими людьми, личные интересы. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельным, реализовывать и углублять свои знания и умения. С возрастом повышается уровень общего развития и воспитанности детей, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.
Исходя из всего выше сказанного, хотелось бы выделить, что вся жизнь детей связана с игрой.
Мы рассмотрели игру как средство воспитания, в связи с этим можно выделить основные аспекты развития личности ребенка:
1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера:
• возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов)
2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:
• ребенок, перевоплощаясь в роль, и изображая кого или что-либо, пытается учесть основные черты и особенности своего персонажа, его позицию и поведение. Это помогает ориентироваться в обществе, помогает развивать самосознание и самооценку.
3. Развивается произвольность поведения:
• разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок контролирует собственные импульсы и желания, действуя по социальным образцам. Это помогает ребенку познать правила и нормы поведения.
4. Развиваются умственные действия:
• формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.
Чтобы воспитание школьников через игру было гармоничным необходимо соблюдать три простых правила.
– Игры для школьников должны быть эмоционально позитивными или нейтральными.
Игры, в которых от детей требуется то, чего нельзя совершать в реальной жизни, могут исказить представления ребёнка о добре и зле.
– Игры должны развивать различные области развития детей: способности, навыки, умения.
Можно предложить детям соревноваться в достижении наилучшего результата.
– Игры должны быть разнообразными по видам активности. От игр в слова — до салочек, от командных игр на свежем воздухе — до совместных игр в кабинете.
В игре не важен результат, так как важнее переживание игрового действия. Благодаря игре ребенок может проявиться с разных сторон. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Воспитание ребенка — огромная ответственность, формирующая личность, прежде всего. Это труд, но и радость, ведь мы осознаем полезность существования нас на земле.
Список использованной литературы
- Агаджани Т.Х. Роль игры в психологическом развитии детей / Т.Х. Агаджани // Вестник науки ТГУ. - 2010. - №3. - С. 15-19.
- Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания / Е.А. Богаченко // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 16-18.
- Валиева А.Б. Дидактические игры как метод формирования познавательного интереса в учебном процессе [Электронный ресурс] / А.Б. Валиева. – Режим доступа: /http://pdf.knigi-x.ru/21kulturologiya
- Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. -1966. - №6. - С. 74-75.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: ACT, 2005. - 672 с.
- Газман О.С. В школу – с игрой: книга для учителя / Газман О.С. [и др.]. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции России / В.М. Григорьев. — М.: Молодая гвардия, 1994. - 268 с.
- Еремина Ю.С. Теоретические аспекты организации игры как средства социализации младших школьников / Ю.С. Еремина // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 5. – С. 32-38.
- Кокина Л.М. Некоторые аспекты использования игры как метода обучения и воспитания в образовательном процессе / Л.М. Кокина // Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. — М., 2015. - С. 78-80.
- Короткова Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада / // Ребенок в детском саду. - 2010. - №4. – С. 7-12.
- Кухоренко Н.В. Педагогические игры и игровые технологии / Н.В. Кухоренко // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 4. - С. 27–29.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Эксмо, 2009. – 915 с.
- Мальцева О.В. Игра как один из действенных методов воспитания правильной речи у детей / О.В. Мальцева // Наука и образование: новое время. - 2016. - №5. - С. 595-597.
- Новоселова С.Л. Всестороннее воспитание детей в игре / С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Л.А.Парамонова // Игра дошкольника: сборник / Под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. – С. 23-34.
- Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: РПА, 1996. – 269 с.
- Пуряева Н.Н. Игра как средство развития и воспитания младших школьников / Н.Н. Пуряева // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2015 г. Часть 3. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. – С. 113-114.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. — СПб.: Питер, 2010. – 720 c.
- Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании: практическое руководство / Н.В. Самоукина. – М.: Народное образование, 1996. – 111 с.
- Смирнова Е.А. Детская психология: учебник / Е.А. Смирнова. — М.: Кнорус, 2013. - 279 с.
- Шишина О.Н. Игра, как форма ведущей деятельности образования ребенка / О.Н. Шишина // Научный альманах. -2015. - №12-1. - С. 656-661.
- Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2004. - 238, [1] с.
- Элъконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. — М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
- Юрьева Л.А. Игра как средство общения дошкольников / Л.А. Юрьева // Молодой ученый. - 2014. - №10. -С. 461-463.