Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты игр
1.1. Происхождение и социально-педагогическое значение игры
1.2. Роль игры в воспитании и образовании ребёнка с младенчества до старшего школьного возраста
Глава II Практика использования игровых технологий
2.1. Педагогические игры и игровые технологии
2.2. Опыт педагогов-новаторов по применению игровых технологий
«Накопительные комплименты»[27]
Класс делится на группы по пять человек. Участники группы встают друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Каждый игрок должен подумать, какой комплимент он может сказать члену группы, стоящему за ним. Ученик, стоящий первым в ряду, поворачивается к следующему и шепчет ему на ухо приятные слова, используя несложные конструкции предложений, например: «Я думаю, что ты (приветливый)». Второй ученик передает третьему комплимент, который он получил, и добавляет к нему свой комплимент, например: «Я думаю, что ты приветливый и терпеливый» и т.д. Каждый участник игры повторяет комплименты, которые он получил, и добавляет свой. Последний игрок идет к первому, говорит ему все комплименты вместе со своим. Когда все группы закончат игру, то первые ученики говорят все комплименты, которые они получили.
Игра способствует развитию доброжелательности и уважения.
«Привет»
Группа учеников ходит по комнате. Они должны поздороваться друг с другом за руку, сказав: «Привет! Как твои дела?» Важно, что каждый игрок может прервать рукопожатие правой рукой только тогда, когда он установит новый контакт левой рукой, т.е. начнет здороваться еще с кем-то. Когда все поздоровались друг с другом и группа привыкла к этому ритуалу, можно продолжить игру с другим приветствием, например: «Рад тебя видеть».
Игра сближает участников группы друг с другом, в ней мобилизуется внимание участников, так как они должны одновременно управлять обеими сторонами своего тела, она также способствует межполушарному взаимодействию.
«Ладошка»
Ученик обводит на бумаге левую ладошку с раздвинутыми пальцами и пишет в ее центре свое имя. Затем он передает свою ладошку соседу, который на изображении пальца пишет что-либо приятное (характеристику или пожелание), например: «Вежливый» или: «Желаю тебе учиться на отлично». Ладошки путешествуют от одного участника игры к другому. Если исписаны все изображения пальцев, то ученики могут писать комплименты и между ними.
Игра способствует развитию доброжелательности и уважения.
«Состав слова»
Класс делится на команды от трех до пяти человек в каждой. Учитель пишет на доске 16 букв (среди них обязательно должно быть пять гласных), например: А, Е, И, О, У, В, Г, Д, Л, М, П, Р, С, Т, Х, Ф. В течение 10 минут каждая команда должна составить из них как можно больше существительных. При этом нельзя дважды использовать одну и ту же букву в одном слове. Побеждает команда, составившая больше слов.
Игра способствует развитию вербального интеллекта у младших школьников.
«Повторение — мать учения»
Класс разбивается на команды по пять или шесть человек. Каждая команда образует круг диаметром 2 м. Учитель дает одному игроку мяч и предлагает ему бросить мяч другому члену команды, который, поймав его, рассказывает, что нового он узнал и понял на уроке. Как только говорящий закончит, он бросает мяч другому члену команды.
Игра направлена на закрепление пройденного материала и обеспечение консолидации учащихся.
«Тридцать пять»
Члены команды становятся в круг и по очереди считают от 1 до 35. Если игроку надо называть число, которое делится на 5 (5, 10, 15…), то вместо него он хлопает в ладоши и говорит: «Класс». Если он забыл это правило игры и назвал число, то команда начинает игру заново. Игра закончена, когда один из игроков назовет число 35.
Во время этой игры ученики закрепляют знания таблицы умножения на 5, а также развивают сотрудничество и взаимную поддержку.
Удержи равновесие
Ученики разбиваются на пары, встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки, сгибают руки в локтях ладонями вперед, держат ладони на высоте плеч. Стопы стоят параллельно друг другу. Надо попытаться толкнуть ладонями партнера таким образом, чтобы он сдвинулся с места, но толкающий при этом был неподвижен.
Если это удастся, то выигрывается одно очко. Если толкнуть партнера очень сильно, то толкающий может потерять равновесие или сдвинуться с места. В этом случае очко не дается.
Основа игры — умелое приложение энергии: ведь если слишком резко толкнуть партнера, то можно потерять равновесие.
В этой игре присутствует элемент конкуренции, но ее правила требуют самодисциплины. Тот, кто ведет себя бесцеремонно, сразу начинает испытывать на себе последствия, теряет равновесие и ничего не выигрывает. Игра помогает учащимся настроиться друг на друга, сломать стереотипы восприятия людей: ведь, используя технику «утяжеления», физически более слабый партнер может стать более сильным противником.
Каждому человеку необходимо строить партнерские отношения с людьми, позитивно относиться к себе, понимать свои чувства и чувства других. Эти качества следует воспитывать с детских лет. Рассмотренные нами игры способствуют созданию ощущения безопасности и доверия, развитию чувства принадлежности к коллективу. Участие в них требует от учащихся силы воли, смелости и творчества — качеств, необходимых для формирования оптимистического отношения к жизни.
-
Пуряева Н.Н. Игра как средство развития и воспитания младших школьников / Н.Н. Пуряева // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2015 г. Часть 3. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. – С. 113. ↑
-
Цит. по: Агаджани Т.Х. Роль игры в психологическом развитии детей / Т.Х. Агаджани // Вестник науки ТГУ. -2010. - №3. - С. 17. ↑
-
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер; пер. с нем.; Вступ. ст. А.М. Боковикова. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. - С. 23. ↑
-
Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - №6. -С. 74-75. ↑
-
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Эксмо, 2009. - С. 505. ↑
-
Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 75. ↑
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. – СПб.: Питер, 2010. – С. 411. ↑
-
Элъконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. — М.: Книга по Требованию, 2013. – С. 117. ↑
-
Цит. по: Смирнова Е.А. Детская психология: учебник / Е.А. Смирнова. – М.: Кнорус, 2013. – С. 112. ↑
-
Там же. ↑
-
Там же. – С. 114. ↑
-
Юрьева Л.А. Игра как средство общения дошкольников / Л.А. Юрьева // Молодой ученый. - 2014. - №10. -С. 462. ↑
-
Короткова Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2010. - №4. – С. 8. ↑
-
Новоселова С.Л. Всестороннее воспитание детей в игре / С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Л.А. Парамонова // Игра дошкольника: сборник / Под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. – С. 27. ↑
-
Юрьева Л.А. Игра как средство общения дошкольников / Л.А. Юрьева // Молодой ученый. - 2014. - №10. -С. 462. ↑
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: ACT, 2005. – С. 311. ↑
-
Юрьева Л.А. Игра как средство общения дошкольников / Л.А. Юрьева // Молодой ученый. - 2014. - №10. -С. 463. ↑
-
Еремина Ю.С. Теоретические аспекты организации игры как средства социализации младших школьников / Ю.С. Еремина // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 5. – С. 34. ↑
-
Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2004. – С. 57. ↑
-
Кухоренко Н.В. Педагогические игры и игровые технологии / Н. В. Кухоренко // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 14 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4. — С. 28. ↑
-
Григорьев В.М. Народные игры и традиции России / В.М. Григорьев. — М.: Молодая гвардия, 1994. – С. 115. ↑
-
Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании: практическое руководство / Н.В. Самоукина. – М.: Народное образование, 1996. – С. 43. ↑
-
Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания / Е.А. Богаченко // Начальная школа. - 2010. - №6. - С. 16. ↑
-
Валиева А.Б. Дидактические игры как метод формирования познавательного интереса в учебном процессе [Электронный ресурс] / А.Б. Валиева. – Режим доступа: //http://pdf.knigi-x.ru/21kulturologiya ↑
-
Мальцева О.В. Игра как один из действенных методов воспитания правильной речи у детей / О.В. Мальцева // Наука и образование: новое время. - 2016. - №5. -С. 596-597. ↑
-
Кокина Л.М. Некоторые аспекты использования игры как метода обучения и воспитания в образовательном процессе / Л.М. Кокина // Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. — М., 2015. - С. 79-80. ↑
-
Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания / Е.А. Богаченко // Начальная школа. -2010. -№ 6. - С. 17-18. ↑