Файл: Теоретические аспекты игр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ш.А. Амонашвили сказал: «Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности»[11].

1.2. Роль игры в воспитании и образовании ребёнка с младенчества до старшего школьного возраста

Игра издревле считалась универсальным методом воспитания и обучения. Разгадке тайны происхождения понятия «игра» посвятили свои работы многие учёные из различных видов научно-педагогической, деятельности. Они рассматривали игру с разных позиций и во многих аспектах. Оказалось, дать единственно правильное определение понятия игры, весьма трудно[12].

Игра — это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности. (К.Д. Ушинский). Но не всеми учеными признается такой вид воспитательной деятельности ребёнка, как игра. Например, М. Монтессори, говорил о бессмысленности игры и о том, что её вообще нужно искоренить. Так ли это?

Ребёнок с младенчества познает окружающий мир с помощью игры. Создавая для малыша «атмосферу» эмоционального общения, взрослые тем самым стимулируют познавательную активность малыша, направленную на окружающие предметы и игрушки. Действия с игрушками, как и с любыми другими предметами, носят предметно-манипулятивный характер. Мотив задается через предмет-игрушку. На первом году жизни игрушка для ребенка выступает в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, вкладывает в различные емкости — изучает ее физические свойства[13]. В конце первого года жизни он начинает усваивать игровое значение предметов: кормит куклу, укладывает ее спать. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка соответствующей предметной деятельности. В раннем возрасте расширяется сфера взаимодействия малыша с окружающим миром.


На втором году жизни круг игрушек расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другой. Например, он начинает укачивать и медведя, и собачку. Перед нами пусть очень простые, но уже обобщенные действия, в которых ребенок выступает в роли мамы, хотя еще и не осознает этого. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия взрослых с предметами в соответствии с принятым в обществе назначением (например, процесс купания, кормления). Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполнение понятной условной цели. Таким образом, действие становится условным, а его результат воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры[14].

На третьем году жизни, игра существенно изменяется: усиливаются игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность в игру, увеличиваются длительность игры и самостоятельность, вариативность игровых действий, возрастает количество игровых замещений, осознанность, самостоятельность и оригинальность замещающих действий. Эти действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются и становятся условными: ребенок некоторое время качает куклу и, считая, что она уже спит, переходит к другому игровому действию - укладывает ее в кровать. Малыш постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого. Важно, что возникновение игровых целей возможно только в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий. Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном детстве.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни человека. Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра — наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры - наличие воображаемой ситуации. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, ребенок принимает на себя и выполняет ту или иную роль, соответствующую определенным действиям взрослых (например, выполняет роль врача, учителя, родителей). Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения[15].


Дошкольник способен учиться в меру того, в меру чего программа учителя становится его программой[16].

Каждый возрастной период развития личности характеризуется своей ведущей активностью. Исследования отечественных психологов показывают значимую роль игровой деятельности младшего школьного возраста. Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общения. Игра требует от ребёнка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающему сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен быстро соображать, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели. Кроме того, игры влияют на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, создают положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности, которые включают его в соревнования с другими учащимися. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.

В старшем школьном возрасте игра перерастает в различные хобби, коллекционирование, моделирование, конструирование и т.д. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие — и все виды его деятельности. Но даже в этом возрасте игра как ведущий вид деятельности имеет большое значение в жизни подростка и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней. Так как игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности личности и коллектива. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам общества. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. В процессе учебных занятий у учащихся снижена двигательная активность, возникает риск психолого-эмоциональных нагрузок, вызывающих утомление. В связи с этим в образовательной деятельности школьника должна присутствовать игровая форма обучения, осуществляемая совместно с взрослым. Ведь именно в форме игры учащийся лучше усваивает полученный материал на занятиях, и самое главное имеет возможность полученные знания и умения применить на практике, в жизненной ситуации.


В игре так же решаются не только образовательные задачи, но и с помощью игровых тренингов можно решить задачу психолого-эмоционального состояния детей, решить проблему общения между детьми, коммуникабельности ребёнка.

Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное - это самосовершенствование, стремление стать лучше[17].

Однако, увлекаться же только игровыми приёмами воспитания и развития детей нельзя, так как ребенок должен чувствовать грань между игрой и действительностью, ведь ошибки, допущенные в игре можно исправить, а вот ошибки, допущенные в реальной жизни исправить подчас или достаточно сложно, или невозможно, и ребёнок должен это понимать и принимать. Поэтому роль воспитателя, педагога, учителя заключается в том, чтобы используя методику игры возбудить в ребёнке всё необходимое для его полноценного развития и адаптации во взрослом обществе, но при этом нужно убедительно доказать ребёнку, что действительная жизнь - это совсем не игра.

Обобщая всё сказанное выше, можно констатировать, что игровое восприятие мира ребёнком, как метод воспитания, полезно и необходимо для полноценного развития личности, и адаптации в обществе, но к данной методике педагогу нужно подходить серьёзно подготовленным, с соответствующей квалификацией. Высказывание, же М. Монтессори, об искоренении игровых методов развития детей, можно считать несостоятельными, так как жизнь доказывает обратное.

Глава II Практика использования игровых технологий

2.1. Педагогические игры и игровые технологии

В настоящее время в рамках учебно-воспитательного процесса все больше внимания уделяется активизации познавательной деятельности учащихся с целью повышения их мотивации к учебе. По различным предметам проводятся олимпиады, соревнования, конкурсы, тематические мероприятия, что приводит к активизации и интенсификации деятельности учащихся. Под целенаправленным педагогическим воздействием при грамотной организации педагогической среды и выборе верных педагогических технологий такая работа приводит к достаточно высоким результатам. Педагогические игры и игровые технологии способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, повышая уровень их мотивации.


В теории педагогики игра рассматривается как форма моделирования социальных отношений, как одно из важнейших средств воспитания, как возможный путь к обучению типам поведения; игра позволяет формировать, пересматривать отношения внутри группы, стабилизирует коллектив; она создает условия для духовного подъема, концентрации сил, позволяет оживить любую форму культурной активности; игра может непосредственно переходить в творческую активность[18].

Феномен игры в педагогической науке — это компонент педагогической культуры, который является способом организации обучения, воспитания и повышения мотивации учащихся.

Игровые педагогические технологии — широкое понятие, включающее в себя комплекс методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью, четко сформулированной целью обучения и направленностью на определенный педагогический результат.

Значение педагогических технологий и игр феноменально: поскольку они являются не только и не столько развлекательно-рекреативным видом деятельности, но и моделью, используемой в обучении, творческой деятельности, построении человеческих взаимоотношений и проявлений в труде, в то же время способствуют эмоциональной разрядке и заряжают новой позитивной энергией.

Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, диагностическую, коррекции, самореализации, социализации, межнациональной коммуникации (интеграционную), игротерапевтическую.

С.А. Шмаков считал, что большинству игр присущи следующие черты: свободная развивающая деятельность, творческий характер, эмоциональная приподнятость деятельности, наличие прямых или косвенных правил[19].

Н.В. Кухоренко считает, что педагогические игры можно классифицировать: по характеру педагогического процесса, по виду деятельности, по характеру игровой методики, по игровой среде.

Рис. 1. Классификация педагогических игр[20]

Классификацию игр В.М. Григорьев строит на основании системы функций игры в воспитании и развитии человека. Он выделяет три класса игр: первый — класс игр с освоением отдельных сторон культуры; второй – класс игр выбора направленности; третий — класс игр массовой организации. В свою очередь каждый класс подразделяется на определенные виды игр. Так, к первому классу относятся игры физической культуры (подвижные игры), эстетической культуры (художественные игры), интеллектуальной культуры (познавательные игры), предметно-трудовой культуры; ко второму классу относятся игры самоопределения и самоутверждения, а также игры социально-нравственной направленности (отношение); к третьему классу относятся игры массовой организации[21].