Файл: Теоретические аспекты игр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игры физического развития — подвижные и спортивные, их воспитательно-развивающий потенциал заключен не только в физической, но и духовно-нравственной культуре, обладает их гармоничным соединением, столь характерным для народной игры.

Игры художественного (эстетического развития) — эти игры связаны с художественной культурой народа. Они многообразны и взаимосвязаны с искусством (игры с пением, танцевальные, хороводные, игры драматизации и др.).

Игры познавательные (интеллектуальные) — эти игры развивают психические процессы у детей, например, «Да и нет, не говорите, черный с белым не берите. Вы поедете на бал?», «Бывает — не бывает» и т.д.

Игры предметно-трудовые — эти игры готовят детей к трудовой жизни, знакомят с орудиями труда и их применением в быту. Они носят семейно-бытовой характер («Дом», «Семья» и т.д.).

Игры самоопределения и самоутверждения – эти игры направлены на самовоспитание, на воспитание воли и характера, например, «Смогу ли я так?», «Молчанка», «Гляделки» и т.д.

Игры социально-нравственной направленности – в этих играх предъявляются высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важным человеческим качествам, которые заключены в содержании, правилах и традициях народной игры. Например, «Богатыри», — где дети в ходе игры «отражают вражеские нашествия» и защищают Родину; «Доктор» в ходе игры лечит «больных», проявляя терпение, заботу, сострадание.

Игры массовой организации — их основным назначением является социально целесообразная интеграция и практическая организация массового участия в игровой и празднично-игровой деятельности разнообразного содержания[22].

Игровые технологии можно использовать на всех этапах обучения по различным предметам в качестве элемента или целого урока с целью введения темы, объяснения, закрепления или контроля ключевых понятий по теме; при планировании внеклассной работы или самостоятельной технологии при освоении темы или раздела.

Педагогическая игра характеризуется учебно-познавательной ориентацией, поэтому у нее должны быть цели, направленные на определенный педагогический результат.

Как связать реализацию игровых приемов, выполнение дидактического задания с успешным результатом в рамках урочной формы занятий? Для выполнения поставленной задачи следует помнить, что учебная деятельность подчиняется правилам игры, а учебный материал — ее средство. Дидактическая цель занятия дается учащимся в игровой форме, в учебную деятельность при этом следует ввести элемент соревнования (индивидуального или командного), — таким образом, дидактическая задача перейдет в игровую, а успешно выполненное игровое задание будет напрямую связано с дидактическим заданием и положительным результатом.


Игра является важнейшим средством воспитания и обучения школьников. При применении педагогических игр и игровых технологий на уроках следует делать их доступными для восприятия учащимися того возраста, для которого они предназначены; не забывая о традиционной форме урока, вносить элементы новизны с целью активизации познавательной деятельности учащихся, таким образом, чтобы при этом учебно-воспитательные цели урока были реализованы в полном объеме.

2.2. Опыт педагогов-новаторов по применению игровых технологий

Опытные учителя, чувствуя ритм обучения, чередуют периоды напряженного внимания с рефлексией или игровыми паузами. Так, в московской школе № 626 им. Н.И. Сац педагог-психолог И.Г. Громова проводит уроки «культуры здоровья», на которых использует игры, развивающие психические функции (память, внимание, мышление), а также словесные игры и пальчиковую гимнастику.

Традиционная педагогика считает, что мышление и спорт нужно четко разделять, но современные исследования головного мозга показали существование тесной связи между телом и духом. Ученые доказали, что мозжечок, управляющий координацией движений, также выполняет функцию распределения познавательной активности: управляет памятью, вниманием и пространственным восприятием. Таким образом, та часть мозга, которая отвечает за движение, одновременно играет решающую роль и в обучении. Следовательно, обучение будет более успешным, если школьники смогут участвовать в играх, заниматься спортом.

Таким образом, педагог должен организовывать игровые паузы, во время которых ученики могли бы двигаться и смеяться, расслабляться, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Игровые паузы можно разбить на группы. К первой группе отнесем игры, требующие проявления доброжелательности и уважения («Накопительные комплименты», «Привет», «Ладошка»). Игры второй группы направлены на закрепление учебного материала («Состав слова», «Повторение — мать учения», «Тридцать пять»). Игры третьей группы стимулируют учеников на выполнение различных движений («Будем сильными вместе», «Удержи равновесие»).

В некоторых из этих игр учащиеся должны оказать друг другу взаимную поддержку («Тридцать пять», «Будем сильными вместе») (см. приложение)[23].


Учитель средней школы № 1 п. Бишкуль, Северо-Казахстанской области Ольга Петровна Якушевская на протяжении многих лет работы в начальных классах наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Она задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма в результате изучения лингвистической и методической литературы, наблюдая опыт учителей и анализируя его, пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика.

Ольга Петровна Якушевская предлагает следующие игры: «Эко», «Легкая задача», «Вкусные слова», «Чудо дерево», «Я тучка, тучка, тучка…»

Игра «Эхо» помогает детям запомнить и прочувствовать мягкость и твердость согласных букв. Обогащает словарный запас учащихся, а также развивает у детей речь, воображение. Положительной стороной данной игры является то, что в игре задействован весь класс одновременно.

Игра «Легкая задача». Целью данной игры является научить детей гласной. Это игра легко помогает детям в каждом слове гласной. Эта игра легко помогает детям увидеть как образуются новые слова, т.е. словообразование, развивает речь учащихся, находчивость, сообразительность.

Игра «Вкусные слова». В этой игре необходимо учащимся собрать слова из слогов. В результате проведения таких игр учащиеся закрепляют умения делить слова на слоги повторяют правописание слов, а также одновременно развивают навык находить ударный слог.

Игра «Чудо дерево». Цель игры — подобрать и надписать слова, в которых есть слог на. Этот слог может стоять в любом месте, то есть в начале слова, в середине, в конце. В результате этой игры у учащихся развивается сообразительность, находчивость, развивается речь, обогащается словарный запас, а также учащиеся закрепляют знания деление слов на слоги, и развивают умение находить ударный слог.

Игра «Поле чудес». Здесь необходимо учащимся подобрать подходящие слово к данной схеме, отвечая на вопрос учителя. В результате у учащихся совершенствуются навыки звукового анализа, синтеза; происходит активизация мыслительных процессов, а также уточнение и обобщение словаря. Эффект данной игры усиливается, когда предлагается еще дополнительные задания, стимулирующие активность мыслительного процесса, подводящие учащихся к определенным выводам.


А использовать дидактические игры на уроках математики советует Л.Г. Бабинова, учитель начальных классов школы № 18, города Алматы.

В своей работе на уроках математики Любовь Григорьевна широко применяет дидактические игры. Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму.

Она уверенно говорит о том, что в игре ребенок, не замечая для себя, выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.

Она рекомендует следующие игры: «Вырасти цветик семицветик» «Загадочные треугольники», «Загадочный пример» и другие.

Игра «Вырасти цветик семицветик». В этой игре учащимся необходимо решить примеры на каждом лепестке цветка, а на обратной стороне лепестка.

Данные ответы с буквой того слова, которое зашифровано.

Цель игры: закрепить темы «Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах ста», развитие логического мышления, произвольного внимания, корректирование недостатков в познавательной сфере.

Игра «Загадочный треугольник». Здесь необходимо учащимся расшифровать слово, но при этом выполнить задание: каждое число на треугольнике уменьшить на 7.

Цель игры: закрепление умении навыков в решении примеров на вычитание с переходом через разряд 1000, развитие логического мышления, познавательного интереса, произвольного внимания.

Игра «Загадочный пример». В этой игре учащимся необходимо подумать и назвать недостающую цифру в примере.

Цель игры: закрепление умений и навыков в решение примеров столбиком на сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 1000, развитие логического мышление, познавательного интереса, произвольного внимания, а также закрепление связей между компонентами.

Также Любовь Григорьевна рекомендует следующие игры, используемые ей в первом классе.

В первом классе она проводит дидактические игры и занимательные задачи, имеющие цель помочь детям в усвоении таких базисных вопросов программы, как:

- сравнение предметов по цвету, размеру, форме;

- пространственные и временные представления;

- направления движения;

- отношения «больше», «меньше», «столько же» между группами предметов;


- название и последовательность чисел;

- счет предметов, сравнение чисел;

- прием сложения и вычитания;

- состав чисел в пределах 20.

Игра «Что случилось?». Учащимся нужно назвать предмет, который исчез из числа других предметов.

Цель игры: научить сравнивать предметы, называть их отличительные признаки, связанные со сравнением предметов по размеру.

Игра «Курица и цыплята». В этой игре дети должны откликнуться столько раз, сколько курочка склюет зерен.

Цель игры: формирование навыков счета. А также развитие умения работать коллективно[24].

Рекомендует использовать игры на уроке иностранного языка, то есть английского Г.Т. Зипарова, учитель английского языка средней школы №1 села Чунджи Уйгурского района.

Она считает что, одним из эффективных средств создания коммуникативной направленности на уроке иностранного языка является игра.

На младшей ступени обучения занимательность служит необходимым компонентом урока.

Игровая обстановка создает естественную ситуацию речевого общения и значительно интенсифицирует учебный процесс.

Игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда, даже самое скучное содержание приобретает увлекательную форму.

В данном случае она предлагает несколько игр, проводимых на уроках английского языка с учащимися начальных классов.

Игра “Calendar”. Задача учащихся: встать перед той цифрой, которая соответствует дню недели на его карточке. В результате данной игры ребята легко и быстро запоминают дни недели, т.е. их названия на английском языке.

Игра «Отгадай». Здесь учащимся необходимо как можно быстрее найти того учащегося – роль которого записана у него на карточке.

Цель игры: изучить названия близких людей (мама, папа, дядя и т.д.), а также развивать речь учащихся и обогащение словарного запаса.

Игра «Будь вежлив». В этой игре дети должны подать учителю игрушку в том случае, если учитель или другой ученик произнесет слово «пожалуйста». Данная игра учит учащихся быть внимательными, т.е. внимательно слушать речь другого человека, а также учит быть вежливым.

Игра «Подбери рифму». Задача учащихся подобрать слово в рифму к названному слову.