ВУЗ: Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
Категория: Лекция
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13386
Скачиваний: 1463
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени С.Д. АСФЕНДИЯРОВА
КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ В СХЕМАХ И
ТАБЛИЦАХ
(КУРС ЛЕКЦИЙ)
Под редакцией проф. А.Н.Нурмухамбетова
Алматы, 2004
2
Патофизиология. Курс лекций; Учебное пособие
3
Предисловие
Патофизиология – фундаментальная базовая учебная дисциплина в сис-
теме подготовки врача любой специальности. Изучение общей этиологии и
патогенеза, общих закономерностей развития патологических процессов, ме-
ханизмов повреждения и защиты, закономерностей повреждения отдельных
органов и систем, проявлений нарушений их функций и механизмов адапта-
ции к этим повреждениям вооружает студента, будущего врача, общей мето-
дологией понимания механизмов развития болезни у конкретного больного и
принципов её лечения. Научившись на патофизиологии правильному пред-
ставлению о причинно-следственных взаимоотношениях в патогенезе, пони-
манию единства повреждения и защиты на всех структурно-функциональных
уровнях организации организма человека, студенту будет проще овладеть
изучением причин, патогенеза, клинической картины и лечения конкретных
нозологических форм на клинических дисциплинах.
Настоящее учебное пособие подготовлено коллективом высококвалифи-
цированных патофизиологов, сотрудников кафедры патофизиологии Казах-
ского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова и
представляет собой курс лекций в виде схем и таблиц.
Будучи педагогами, авторы убеждены, что для успешного усвоения дис-
циплины, учебное пособие должно быть лаконичным, наглядным, с выделе-
нием главных моментов, написано понятным для студентов языком, отра-
жать современное понимание предмета. С этих позиций используемая форма
пособия важно для студентов слабо владеющих русским языком, особенно
иностранных.
Важно отметить, что по ряду вопросов рассматриваемых в учебном по-
собии, авторами, с учетом достижений современной медицинской науки, из-
лагается собственный взгляд, сложившийся в результате многолетней педа-
гогической и научной деятельности.
Надеемся, что настоящее учебное пособие, поможет студентам овладеть
основами патофизиологии и на её базе в последующем успешно изучать кли-
нические дисциплины. Оно также может оказаться полезным для клиници-
стов и особенно для молодых специалистов с высшим медицинским образо-
ванием.
Данный труд коллектив кафедры посвящает к 70-летию организации ка-
федры патофизиологии Казахского национального медицинского универси-
тета.
Ваши пожелания и замечания просим направить по адресу:
Алматы, 480012, ул. Толе-би 88, Казахский национальный медицинский
университет, кафедра патофизиологии.
Д.м.н., профессор Нурмухамбетов А.Н.
4
1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ.
КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:
Термин патофизиология впервые введен в 1819 г. L.GaIIiot, который
опубликовал учебник “Pathologie generale, et physiologie pathologique”.
Патофизиология является синонимом термина «экспериментальная патоло-
гия», основоположниками которой являются Ф.Мажанди (1783-1855) и
К.Бернар (1813-1878). В России фундамент патологической физиологии за-
ложил В.В. Пашутин (1845-1901). Он издал в 1879 г. «Лекции по общей па-
тологии (патологической физиологии)», а затем двухтомное руководство
«Курс общей и экспериментальной патологии - патологической физиоло-
гии». В развитие патофизиологической науки в республике Казахстан внесли
большой вклад профессора О.С. Глозман (1901-1976), Я.А. Лазарис (1904-
1989). Т.А. Назарова (1912-1983), Х.С. Насыбуллина (1919), Х.Е. Маманова
(1918-1977), В.Г. Корпачев (1936-1998).
1.1. Предмет и задачи патофизиологии
Патофизиология (от греч. PATHOS-болезнь, страдание, PHYSIS - при-
рода, LOGOS-учение) - учение о жизнедеятельности больного организма
человека и животных. Она изучает наиболее общие закономерности наруше-
ний при болезнях функций клеток, органов, систем и организма в целом. На-
пример, бывает воспаление легких, печени, желудка, кожи и т.д., клиниче-
ские проявления которых в каждом конкретном случае резко отличаются
друг от друга. Между тем, в основе их развития лежит воспаление, течение
которого имеет общие закономерности. Большинство заболеваний сопровож-
даются повреждениями клеток и субклеточных структур. Эти повреждения
также имеют общие закономерности развития. Указанные закономерности
изучаются патофизиологией. Патофизиология является объединяющим зве-
ном между биологическими и клиническими дисциплинами и, основываясь
на частных результатах исследований отдельных патологических процессов
и болезней человека и животных, выводит наиболее общие закономерности.
Познание общих закономерностей возникновения и развития болезней по-
зволяет принимать меры по их предупреждению в глобальном масштабе.
Благодаря этому удалось ликвидировать многие инфекционные заболевания
путем всеобщей вакцинации населения (оспа, дифтерия, полиомиелит и т.д.).
Знание общих закономерностей развития воспаления и патологии клеток по-
зволяет эффективно провести патогенетическую терапию многих заболева-
ний.
Патофизиология, как основная часть общей патологии, является фило-
софией медицины. Она, широко используя такие категории диалектики, как
«причинность», «качество и количество», «противоречие» и соотношения
«специфического и неспецифического», и, вооружившись законами «единст-
ва и борьбы противоположностей», «перехода количественных изменений в
качественные», «отрицание отрицания», формирует правильный методологи-
5
ческий подход к оценке различных болезней и обучает методам аналитико–
синтетического мышления.
Патофизиология опирается на знания биологических дисциплин, таких как
биология с медицинской генетикой, нормальная физиология, биофизика,
биохимия, и тесно связана с морфологическими дисциплинами (нормальной
и патологической анатомией, гистологией), ибо нельзя изучать нарушение
функций в отрыве от изменений структуры клетки, органа и организма в
целом.
Основной целью патофизиологии как предмета высшего медицин-
ского образования является дать студентам знания о сущности болезни и
общих закономерностях возникновения, развития, течения и исходов
патологических процессов и болезней. Знание этих вопросов формирует у
студентов клиническое мышление. Поэтому патофизиология тесно связана с
клиническими дисциплинами, т.к. у них общая цель. Однако методы и объ-
екты исследования различны. Клинические дисциплины изучают конкретно-
го больного человека с конкретными проявлениями болезни. Патологическая
физиология же изучает общие неспецифические и специфические механизмы
развития болезней вообще или измененную жизнедеятельность больного ор-
ганизма. На различных этапах развития болезни возникают морфологиче-
ские, биохимические и функциональные изменения, которые находятся во
взаимосвязи между собой. Лишь путем интегративной оценки этих измене-
ний можно установить общие закономерности развития болезни, что являет-
ся основной задачей патофизиологии, как фундаментальной медико-
биологической науки. Анализируя причинно-следственные отношения,
можно понять механизмы развития болезни. Лишь зная причинные факторы
и механизмы развития, врач может проводить эффективную этиотропную и
патогенетическую профилактику и терапию болезней. Этим врач отличается
от среднего медицинского работника. Поэтому преподавание предмета пато-
физиологии, как медико-биологической дисциплины, в системе высшего ме-
дицинского образования занимает одно из ведущих положений.
1.2. Структура учебной дисциплины патофизиологии
Патофизиология, как учебная дисциплина, состоит из двух частей: об-
щей и частной патофизиологии. Задачей общей патофизиологии является оз-
накомление студентов с общими понятиями о болезни (общая нозология) и
типовыми патологическими процессами. Общее учение о болезни (общая
нозология, от греч. NOSOS – болезнь; LOGOS-учение) тесно связано с об-
щими понятиями о причинных связях возникновения болезни (этиология, от
греч. AITIA – причина) и механизмах развития, течения и исхода болезни
(патогенез, от греч PATHOS-болезнь, GENESIS-развитие). Эти понятия так-
же тесно связаны с состоянием самого макроорганизма т.е. с его наследст-
венностью и конституцией. Таким образом, эти понятия относятся к чрезвы-
чайно важному разделу общей патофизиологии - общей нозологии. Следую-
щим весьма важным разделом общей патофизиологии являются типовые