Файл: Лекции по дисциплине Организация движения поездов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автор-составитель:

Кобзарь Л.Л., доцент

(СЖД-5)

Лекции по дисциплине «Организация движения поездов»

Тема № 1. Принципы эксплуатационной работы.

Управление эксплуатационной работой - один из важнейших принципов эксплуатации железных дорог, которая оперирует основными терминами и понятиями, к которым относятся:

-график движения поездов – это графическое изображение движения поездов по участкам и направлениям, которому подчинена вся деятельность всех служб ж.д.транспорта;

-план формирования поездов – это система организации вагонопотоков, устанавливающая, какие поезда и из каких вагонов должны формироваться сортировочными и другими станциями данного направления;

-пропускная способность линии – это наибольшие размеры движения (в поездах), которые могут быть освоены в течение суток;

-провозная способность линии – это наибольшие размеры движения грузовых поездов (в тоннах грузов), которые можно осуществить в течение года на данной линии;

-перерабатывающая способность станции – это максимальное число вагонов, которое может переработать станция в течении суток;

-рабочий парк вагонов – это вагоны, необходимые сети, железной дороге, станции для выполнения заданной работы;

-нерабочий парк вагонов – это вагоны, находящиесяв ремонте, запасе, хозяйственном движении;

-эксплуатационный парк локомотивов – это локомотивы, занятые в поездной и маневровой работе;

-условный вагон – это условная единица измерения состава поезда.

Основными объектами управления движения являются поезда, которые подразделяются:

  1. По роду перевозок (пассажирские, грузовые, хозяйственные, людские, грузопассажирские, одиночные локомотивы).

  2. По дальности следования (дальние, местные, пригородные в пассажирском движении, сквозные, участковые, сборные, вывозные передаточные).

  3. По условиям формирования (отправительские, ступенчатые и технические маршруты).

  4. По состоянию грузовых вагонов (груженые, порожние, комбинированные).

На станции формирования составляется натурный лист, который содержит общие данные о составе каждого поезда (наименование станции формирования, назначения, номера составов, их условную длину и вес, дату и время отправления).В натурном листе указываются данные о каждом вагоне, включенном в состав, в порядке фактического их размещения (номер вагона, код и вес груза, получатель, сведения о таре). Натурный лист сопровождает поезд до станции расформирования.


Основные принципы управления перевозочным процессом:

-строгое соблюдение безопасности движения;

-неукоснительное выполнение требований правил и инструкций;

-обеспечение высоких показателей использования технических средств и эффективности перевозок, что достигается организацией вагонопотоков;

-внедрение новой и совершенствование действующей технологии работы всех звеньев ж.д.транспорта. В соответствии с этими принципами управление эксплуатационной работой заключается в следующем:

1. Основой работы железных дорог является план перевозок, в соответствии с которым определяется потребность в вагонах и локомотивах, топливе, материалах, штат работников и фонд оплаты труда.

2. На основании плана перевозок разрабатывается план формирования поездов, определяющий работу по формированию и расформированию поездов между станциями и направлениями.

3. График движения поездов устанавливает время отправления и прибытия поездов, время хода перегонов, продолжительность стоянок, согласованность в работе станций, депо и других подразделений.

Общие положения по организации движения поездов:

Несколько слов о о структуре управления перевозками. Руководство всей деятельностью холдинга ОАО «РЖД» осуществляет корпоративный центр, на железных дорогах РКЦУ. Центральная дирекция управления движением (ЦД) организует разработку графика движения поездов, технического плана эксплуатационной работы кампании, передислокацию локомотивов и локомотивных бригад при изменении вагонопотоков, а также перемещение вагонного парка, координирует работу региональных (дорожных) дирекций управления движением (Д).

Основные задачи дирекции управления движением:

-составление сменно-суточного плана отправления поездов со станции и передачи этого плана в локомотивные депо;

-подвязка локомотивов и бригад к планируемым поездам;

-своевременное отправление поездов со станций по графику (оперативному плану).

Управление перевозками на железных дорогах осуществляет дорожный центр управления перевозками (ДЦУП). Дирекция тяги (Т) готовит и выдает под поезда в согласованное время и в нужном количестве локомотивы с локомотивными бригадами; делает заказы на ремонт находящихся в эксплуатации локомотивов и на приобретение новых локомотивов.



На сети ж.дорог действует комплексная автоматизированная система управления на железнодорожном транспорте (АСУЖТ), целью которой является совершенствование эксплуатационной работы железных дорог. АСУЖТ имеет 3 уровня:

-высший – решение задач управления движением в масштабе сети ж.д.с уточнением плановых заданий по дорогам;

-средний – планирование и управление на региональном уровне;

-низший – решение технологических задач на линейных предприятиях (станциях, депо). По данной системе вся информация передается в цифровом виде, по этому предусматривается кодирование поездов, вагонов, локомотивов, грузов, станций грузоотправителей и получателей, основанное на использовании десятичного цифрового кода. Для кодирования станций и раздельных пунктов применяется система единой цифровой разметки (ЕСП). В соответствии с ЕСП сеть ж.дорог России, СНГ разбита на 99 районов, имеющих последовательную двузначную нумерацию от 01 до 99. Всем станциям, входящим в ЕСП присваивается постоянный пятизначный номер. Каждому поезду присваивается четырехзначный номер (четный или нечетный). Четные номера имеют поезда, следующие с запада на восток и с юга на север, а нечетные следуют в обратном направлении. Помимо номера грузовому поезду присваивается специальный цифровой индекс из 10 цифр, который вписывается в натурный лист состава. В цифровом индексе: -первые 4 цифры код ЕСП станции формирования поезда; -две следующие цифры обозначают порядковый номер состав, отправленного в данном направлении за сутки; -последние 4 цифры обозначают код ЕСП станции назначения (расформирования) поездов. При организации движения поездов применяется автоматизированная система ведения графика исполненного движения поездов (ГИД). На каждой железной дороге созданы автоматизированные ДЦУП, оснащенные коллективными и индивидуальными средствами отображения текущего состояния перевозочного процесса с помощью графических цветных дисплеев. Все рабочие места работников массовых профессий, связанных с управлением и информационным обеспечением перевозочного процесса (операторы станционных технологических центров, дежурных по станциям, локомотивных и вагонных депо, станционных и маневровых диспетчеров, поездных диспетчеров) базируются на использовании автоматизированных систем рабочих мест (АРМ).

Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог:

  1. Количественные показатели, характеризующие объемы перевозок пассажиров и грузов, работы подвижного состава (число перевозимых пассажиров, пассажирооборот; число погруженных и выгруженных вагонов погрузка, выгрузка; грузооборот; пробеги вагонов, локомотивов, поездов,

  2. Качественные показатели, характеризующие эффективность использования подвижного состава (скорость движения поездов, оборот вагона, среднесуточный пробег и производительность вагонов, локомотивов, нагрузка вагонов, производительность и себестоимость перевозок).


Скорость определена 4-мя видами (ходовая – без учета времени на остановки, разгоны и замедления; техническая – учитывающая затраты времени на разгоны и замедления; участковая – включающая затраты времени на разгоны, замедления и остановки; маршрутная – средняя скорость движения на направлении с учетом разгонов, замедлений и стоянок на промежуточных и технических станциях).

Оборот вагона – время в сутках с момента начала (окончания) одной погрузки до момента начала (окончания) следующей погрузки.

Среднесуточный пробег локомотива – расстояние, проходимое в среднем одним локомотивом за сутки.

Организация движения на станции.

Железнодорожные линии состоят из участков, которые делятся на перегоны раздельными пунктами с путевым развитием и без путевого развития. С путевым развитием – разъезды, обгонные пункты, станции. Без путевого развития – проходные светофоры автоблокировки, путевые посты при полуавтоматической блокировке.

Раэъезды имеют путевое развитие для скрещения и обгона поездов на однопутных участках.

Обгонные пункты служат для обгона поездов на двухпутных участках.

Станции – это раздельные пункты, путевое развитие которых позволяет наряду с приемом и отправлением поездов, скрещением и обгоном выполнять операции по обслуживанию пассажиров, приему и выдаче грузов и багажа, формированию и расформированию составов, техническому обслуживанию поездов, погрузке и выгрузке грузов.

На станциях выполняются технические, грузовые, коммерческие, пассажирские и почтово-багажные операции. К техническим относятся: -прием, отправление, пропуск поездов; -скрещение, обгон поездов, формирование, расформирование составов; –смены локомотивов и локомотивных бригад; -техническое обслуживание подвижного состава.

По назначению и характеру работы станции подразделяются: промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые, пассажирские. Промежуточные предназначены для выполнения технических операций по приему, отправлению, скрещению и пропуску поездов. Промежуточные станции, на которых концентрируется грузовая работа данного участка называются опорными.

Участковые станции располагаются на границах участков ж.д.линий, где производится смена локомотивов и локомотивных бригад, техническое обслуживание и коммерческий осмотр подвижного состава, расформирование и формирование поездов.


Сортировочные станции предназначены для массового расформирования и формирования грузовых поездов.

Грузовые станции служат в основном для операций по переработке грузов в массовых объемах.

Пассажирские станции предназначены для обслуживания пассажиров с формированием и подачей составов на перронные пути вокзалов для посадки пассажиров, отправлению пассажирских поездов по расписанию, оборота и экипировки составов пассажирского поездов.

В зависимости от объема работы станции подразделяются на классы:

Внеклассные, первого, второго, третьего, четвертого, пятого классов. К внеклассным и первого класса относятся крупные сортировочные, грузовые, и пассажирские. К второму и третьему – участковые; к четвертому промежуточные; к пятому – разъезды и обгонные пункты.

Основными документами, регламентирующими работу станций являются Положение о железнодорожной станции и технико-распорядительный акт станции (далее – ТРА). Положение определяет ответственность хозяйственных подразделений различных служб, расположенных на территории станции. ТРА устанавливает порядок использования технических средств станции, которые обеспечивают беспрепятственный и безопасный прием, отправление, пропуск поездов, а также безопасность маневровых передвижений. В состав ТРА входит 4 раздела: -1-й раздел содержит краткую характеристику станции и технических устройств; -2-й раздел определяет обязанности работников по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, устанавливает порядок свободности путей и правильности подготовки приготовления маршрута приема и отправления поездов, порядок оповещения о проходе поездов и маневровых передвижениях; -3-й раздел имеет сведения о районах работы маневровых локомотивов, особенности проведения маневровой работы; -4-й раздел определяет меры по обеспечению личной безопасности работников станции с определением негабаритных мест, маршрутов служебных проходов. К ТРА прилагаются: схематический план станции, ведомость подъездных путей, ведомость занятия путей пассажирскими поездами, инструкция о порядке пользования устройствами путевого хозяйства, СЦБ и связи, схемы питания и секционирования контактной сети.

Документ, определяющий систему организации поездной работы станции с эффективным использованием технических средств и подвижного состава называется технологическим процессом работы станции, на основании которого составляются карты организации труда для работников основных профессий станции.