Файл: Лекции по дисциплине Организация движения поездов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Маневровая работа на станции.

Одним из видов организации движения подвижного состава на станции является маневровая работа. Маневрами называются всякое внепоездное передвижение локомотивов с вагонами или без вагонов, связанное с выполнением технологических операций, а процесс выполнения маневров называется маневровой работой. Около 70% своего оборота вагон находится на станциях. Кратко виды маневров:

  1. Расформирование составов – расстановка (сортировка) вагонов по путям их назначения.

  2. Формирование составов – расстановка вагонов в составе поезда в соответствии с требованиями нормативных документов.

  3. Перестановка составов или отдельных вагонов – передвижение маневрового состава с одного пути парка на второй.

  4. Прицепка вагонов – к проходящему станцию поезду.

  5. Отцепка вагонов от поезда из-за технической неисправности.

  6. Подача или уборка вагонов – передвижение с путей приема на пути погрузки, выгрузки.

  7. Осаживание вагонов – передвижение отдельных вагонов в одном направлении с целью освобождения части пути.

Маневры на станции производятся по указанию только одного работника (маневрового диспетчера, дежурного по станции, дежурного по сортировочной горке или парку, поездного диспетчера – при диспетчерской централизации). Движением маневрового локомотива руководит только один работник – составитель поездов или главный кондуктор.

Передача указаний при маневровых передвижениях осуществляются осуществляется по радиосвязи, по громкоговорящей парковой связи, с помощью ручных сигнальных приборов.

Для выполнения маневров создаются маневровые бригады, в состав которых входят составитель поездов и его помощник, машинист маневрового локомотива и его помощник, а также регулировщики скоростей, сигналисты, операторы постов управления стрелками ЭЦ, дежурные стрелочных постов.

Территории крупных станций по назначению делятся на маневровые районы.

Далее кратко по организации движения поездов на различных раздельных пунктах.

Организация движения на различных раздельных пунктах:

  1. На разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях предусмотрены один или два приемо-отправочных пути, кроме главного, входные, выходные и маршрутные светофоры, где осуществляются скрещение встречных поездов, и обгон поездов встречного следования , при использовании межстанционной, диспетчерской и поездной связи;

  2. Также на промежуточных станциях кроме технических выполняются коммерческие и грузовые операции, для чего имеются вытяжные и подъездные пути.

  3. Участковые станции располагаются на границах участков обращения локомотивов грузовых поездов, основным назначением которых является обслуживание сквозных транзитных поездов, смена локомотивов и локомотивных бригад, техническое обслуживание подвижного состава, для чего имеются пути и технические средства, сгруппированные в отдельные парки.

  4. Сортировочные станции предназначены для массового расформирования и формирования грузовых поездов, для чего имеются путевое развитие и технические средства, составляющие сортировочную систему (парк прибытия, сортировочную горку, сортировочный парк, парк формирования, парк отправления).


Сортировочные горки подразделяются на автоматизированные, механизированные и немеханизированные. Место с наибольшим возвышением называют вершиной (горбом), которая делит его на надвижную и спускную часть. За горбом располагаются тормозные позиции с вагонными замедлителями, на которых регулируется скорость скатывания отцепов. Для перевода стрелок на спускной части горки используется горочная автоматизированная централизация (ГАЦ).

Организация местной работы:

Местная работа – это работа по обеспечению погрузки и выгрузки вагонов, включающая в себя развоз местного груза по станциям выгрузки и порожних вагонов по станциям погрузки, подача вагонов по грузовым фронтам, сбор погруженных вагонов и порожних вагонов из под выгрузки.

Местные вагоны – это вагоны, которые участвуют в местной работе и с которыми выполняются грузовые операции. Для обслуживания промежуточных станций назначаются в обращение сборные и вывозные поезда, участковые маневровые локомотивы.

Погрузку станций определяют по заявкам на перевозки, а выгрузку расчетным путем, на основании чего составляется план-график местной работы, который представляет собой схему прохождения по участку всех поездов, обслуживающих местную работу и нахождение местных вагонов на промежуточных станциях.

Порядок организации осмотров станций:

Комиссионные месячные осмотры станций (далее – КМО) проводятся под председательством начальника станции с участием дорожных мастеров, электромехаников СЦБ и связи, электроснабжения) в первую декаду месяца. Результаты КМО заносятся в «Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети» формы ДУ-46, который находится у дежурного по станции. Учет хода КМО и устранения замечаний ведется в автоматизированной системе АС КМО. При проведении последующего КМО в журнал формы ДУ-46 вносится перечень не устраненных замечаний предыдущего КМО.
Тема № 2 Основные положения по организации вагонопотоков.

Основу перевозочного процесса на ж.д.транспорте составляет система организации вагонопотоков (погрузка и отправление вагонов адресатам с организацией движения порожних и груженых поездов). Ключевое место в организации вагонопотоков занимает план формирования поездов (далее – ПФП). ПФП представляет собой порядок формирования всех категорий грузовых поездов на станциях, включая порядок постановки вагонов в поезда, назначение поездов и групп вагонов. ПФП вводится в действие вместе с графиком движения поездов федеральным органом исполнительной власти (Росжелдор), разрабатывается и постоянно обновляется перевозчиком (ОАО «РЖД»).



Организацию вагонопотоков в поездах на сети ж.дорог выполняют сортировочные, участковые, крупные грузовые станции и станции, обслуживающие подъездные пути.

К сетевым относятся станции, перерабатывающие значительные объемы вагонопотоков, оборудованные автоматизированными и механизированными горками.

К районным относятся горочные сортировочные станции с меньшими объемами переработки и формирующие сквозные поезда на ближайшие сортировочные станции.

Важнейшей эксплуатационной задачей организации вагонопотоков является маршрутизация перевозок с мест погрузки. Маршруты классифицируются:

1. По условиям организации:

-отправительские маршруты, сформированные на железнодорожных путях грузоотправителем или ветвевладельцем на основании договора на эксплуатацию путей;

-ступенчатые маршруты, сформированные из вагонов, погруженных разными грузоотправителями на местах общего пользования, примыкающих к одной станции.

2. По условиям обращения:

-кольцевые маршруты постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию под погрузку;

-технологические маршруты, которые обращаются по установленным ниткам графика между отправителями и получателями;

-сложные кольцевые маршруты, курсирующие по определенной владельцем подвижного состава совместно с перевозчиком технологической схеме, предусматривающую обратную загрузку вагонов.

3. По полигонам обращения:

-межгосударственные маршруты, следующие от станции отправления до станции назначения по железным дорогам двух и более государств;

-сетевые маршруты, следующие в пределах двух и более дорог России;

-внутридорожные маршруты, следующие в пределах одной железной дороги.

4. По принадлежности подвижного состава:

-из вагонов инвентарного парка ОАО «РЖД» и государств, участников соглашения о совместном использовании грузовых вагонов;

-из собственных и арендованных вагонов одного или нескольких компаний-операторов;

-собственные поездные формирования, когда локомотивы и вагоны принадлежат предприятиям и организациям.

Кратко рассмотрим план формирования поездов других категорий, кроме маршрутов:

  1. Грузовые поезда, сформированные из вагонов двух и более назначений, организованных в отдельные группы.

  2. Вагонопотоки, не охваченные маршрутизацией с мест погрузки и сквозными поездами организуют в участковые, сборные, вывозные и передаточные поезда. Участковые поезда устанавливают при вагонопотоке не менее 2,5 составов в сутки. Включение участкового вагонопотока в сборные поезда позволяет повысить вес и сократить простой вагонов на промежуточной станции. Вывозные поезда организуют для доставки групп вагонов на промежуточную станцию или для уборки вагонов со станции в направлении резервного пробега одиночных локомотивов. План формирования вагонов с контейнерами определяет порядок следования вагонов с комплектами контейнеров.

  3. Формирование вагонопотоков с иностранными вагонами: После распада Советского Союза общий вагонный парк был разделен между Россией (84 процента) и государствами СНГ и Балтии (16 процентов).Разделение парка грузовых вагонов повлекло за собой ведения системы взаиморасчетов между железнодорожными администрациями за использование грузовых вагонов. Она основана на нормативах времени нахождения вагонов на территории каждого государства и введении повышающих коэффициентов к ставкам платы за превышение установленных временных квот, исходя из чего порядок использования иностранных вагонов определен из экономической целесообразности, которая состоит в следующем:


-эти вагоны выгодно использовать под погрузку, если полученный доход превысит плату за его использование.
Порядок формирования поездов:

  1. Формирование сборного поезда. Сборный поезд формируется на определенную нитку графика из нескольких групп вагонов, предназначенных для промежуточных станций участка. Формирование заключается в вытягивании вагонов на вытяжной путь, их сортировке по группам и сборке групп в порядке географического положения промежуточных станций на участке. Сформированный состав переставляют в приемо-отправочный парк, где дежурный по станции предъявляет его к техническому и коммерческому обслуживанию. Заткм делается запись в книге формы ВУ-14 с указанием времени предъявления состава. После окончания обслуживания состава ограждение с пути снимают, под состав подают поездной локомотив, производят пробу автотормозов. Документы пакетируют и передают машинисту поезда или главному кондуктору под роспись.

  2. Формирование поездов на сортировочных станциях. Составы, накопившиеся на путях сортировочного парка на полную длину подлежат формированию поезда данного направления. Вагоны располагаются в любой последовательности, а для вагонов с опасными грузами и людьми устанавливаются вагоны прикрытия. После окончания формирования состав переставляют в парк отправления. В процессе перестановки номера вагонов списывают с натуры на посту списывания и автоматически передают в станционный технологический центр и в ИВЦ дороги. Далее дежурный по станции предъявляет состав к техническоиу и коммерческому осмотру.

  3. Формирование соединенных поездов. Соединенными называют поезда, которые состоят из двух и более составов с постановкой локомотивов в голове и середине состава. Соединенные поезда формируются в условиях дефицита пропускной способности участка, возникающие при закрытии одного из путей на перегонах для проведения путевых и восстановительных работ. Обязательным условием при формировании таких поездов является наличие надежной связи между поездным диспетчером, дежурным по станции и локомотивными бригадами. Поезда формируются как на перегонах так и на станциях с благоприятным профилем и в светлое время суток. Не подлежат соединению поезда, в составе которых имеются вагоны с людьми, негабаритными грузами и с ограниченной скоростью. Место и порядок соединения и разъединения поездов определяет поездной диспетчер регистрируемым приказом, который передается дежурному по станции и локомотивным бригадам. При соединении поездов на участковой станции первый поезд принимается на свободный путь по открытому сигналу входного светофора, а второй по регистрируемому приказу дежурного по станции. После соединения составов помощник машиниста второго поезда проверяет состояние автосцепок. Далее проводится технический осмотр и проба автотормозов.


Разработка графика движения поездов:

График движения поездов это основной нормативно-технический документ, регламентирующий работу всех подразделений ж.д.транспорта по организации движения поездов. В соответствии с ПТЭ ж.д.РФ график должен обеспечивать: -удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов; -безопасность движения поездов; -наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и станций; -рациональное использование подвижного состава; -соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад; -возможность производства работ по текущему содержанию пути, устройств СЦБ, связи, электроснабжения.

До начала разработки графика в ЦД рассматриваются и утверждаются представлены железными дорогами документы:

-ведомости допускаемых скоростей движения поездов по перегонам и станциям;

-схемы размещения локомотивного парка;

-задания по размерам пассажирского и грузового движения;

-массы и длины поездов.

График представляет собой графическое изображение следования поездов в координатных осях, где по оси абсцисс откладывается время, а по оси ординат – расстояние. Линия, отображающая движение поезда называется «ниткой» графика. Нечетные поезда наносят на график сверху вниз, а четные снизу вверх с цифровым указанием над «ниткой» номера поезда. В точках пересечения линии движения поездов с осями раздельных пунктов (горизонтальными линиями) в тупых углах по ходу поезда ставят цифру, указывающую число минут сверх целого меньшего десятка минут и соответствующую моменту прибытия, отправления или проследования поезда без остановки. Поезда с более высокой скоростью прокладываются на графике под большим углом к оси абсцисс. График строится на стандартной сетке, где каждый час разделен вертикальными линиями на шесть десятиминутных интервалов. При этом, получасовые линии изображаются штриховой, а часовые полужирной линией.

В вертикальных колонках по обеим сторонам графика в табличной форме помещаются необходимые данные для составления и пользования графиком. Кратко, что это за данные:

-в таблице слева указывают размещение технических пунктов и время стоянки поездов, время хода, разгоны и замедления движения поездов, наименование раздельных пунктов, средства сигнализации, число путей на участке и промежуточных станциях;