Файл: Система современных сми содержание, проблемы развития.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
1. Теоретические основы системы СМИ
1.2. Роль средств массовой информации в современном российском обществе
1.3. Системные характеристики СМИ
2.Современное состояние и проблемы развития СМИ
2.1. Основные тенденции формирования и функционирования современных средств массовой информации
В условии реформирований общества внимания к типологиям как к научному методу в журналистике заметно увеличилось. Это связано с активными развитиями типологических структур СМИ, с использованиями данного метода в маркетинговых исследованиях.
Базой типологии являются расчленения системы объектов и их группировки при помощи обобщенной модели или типа. Тип устанавливается как разновидности, формы, модели, которые характерны для той или другой группы предметов как единица расчленяемой в типологиях реальности
В печати данной единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении - канал, телепрограмма, на радио - радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом - СМИ.
«Типологии журналистики используются для сравнительного исследования значительных признаков СМИ. Данными признаками могут быть: характеры аудиторий СМИ; его предметно-тематическая устремленность и другие черты, которые связаны с характерами информаций; целевые назначения; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др»4.
По характерам аудиторий выделяются такие типы изданий, теле- и радиопрограмм (примеры будут приведены для России):
· общенациональные, аудитории которых могут включать главные группы населения, проживающих на всех территориях страны;
· межрегиональные, которые охватывают населения нескольких регионов (СТС, Рен-ТВ и др.);
· международные, которые объединяют группы населений разных стран (журналы «Домашний очаг», «Cosmopolitan» и др.);
· этнических общностей (наций, народностей);
· территориальной общности (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ);
· для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);
· для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для нарождающихся «новых русских» и др.);
· для возрастной группы (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);
· для женщин и мужчин;
· для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.);
· для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);
· для разных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);
· для групп населений, которые выделяются по иным признакам.
Характеры информаций является важнейшим основанием для формирований разных типологических групп СМИ. Издания, которые адресованы установленной аудитории (общероссийские, региональные, женские и др.), могут быть универсальными по тематикам, т.е. отражать темы, которые интересуют эту аудиторную группу. Но они зачастую бывают и монотематические или же могут отражать несколько важнейших для этой аудитории тем. К примеру, журнал для женщин зачастую универсальный по тематике («Крестьянка», «Работница»), но может быть и журналом мод («Offiziel»), и посвящен медицинской тематике («Здоровье женщины») и т.п.
На типологические структуры СМИ активно воздействуют материальные носители информаций, которые формируют информационные потоки в печати, на телевидениях и радиовещании. Базой для формирований разных типов изданий, теле- и радиопрограмм могут быть и жанровые специфики информаций («Роман-газета», «Аншлаг»), и ее автор (авторское телевидение) и др.
2.Современное состояние и проблемы развития СМИ
2.1. Основные тенденции формирования и функционирования современных средств массовой информации
Типологическая палитра СМИ России поменялась за последнее десятилетие довольно основательно. Это аргументируется влияниями двух главных факторов: во-первых, переменами в социальных структурах российского общества, которые уже зашли довольно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, которые требуют изменения в типологиях прессы не только в России, но и во всем мире. Это трудный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху практически полностью находилась вне общих потоков формирования СМИ, сегодня оказывается включенной и в данные потоки, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы.
«От вертикальной и партийной - к горизонтальным и коммерческим структурам. Преобразования вертикальных и партийных парадигм было определено несколькими факторами. Во-первых, ушла в прошлое КПСС, которая определяла главные критерии советской печати, и вместе с ней исчезли подавляющее большинство партийных изданий, на основе которых появились самостоятельные газеты журналистских коллективов. Во-вторых, распались административно-командные системы управлений, определявшие множество элементов типологий газет, журналов, радиовещания и телевидения. Нет больше вертикали пресс от «Правды» до районной газеты. Вместо этого получили развития горизонтальные структуры, соответствующие современному демократическому принципу (функционирования независимых, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций)»
5.
Ставшие самостоятельными издания, раньше входившие в структуры центральной прессы, такие, как «Труд», «Комсомольская правда», «Известия», распространяются по всем территориям России, но тиражами, во много раз наименьшими, чем в начале 90-х гг. Типы центральной газеты трансформировались, утратив директивность. Кроме того, доступы к издающимся в Москве газетам сегодня крайне ограничены, что негативно сказывается на цельностях российских информационных пространств. Нишу, которая освободилась так, занимают региональное и местное издание, уделяющее существенно меньше вниманий общероссийским и международным проблемам.
Получившие самостоятельность газеты недолго оставались в руках журналистского коллектива и скоро в большинстве своем стали добычами банка и корпораций. На смены партийной прессе пришли коммерческие издания, которые принадлежали разного рода холдингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело к возникновению нового типа и вида издания.
Новые грани и границы типологии: финансовая и таблоидная пресса. Появилось новое разделение прессы, которое отсутствовало в советское время или было обозначено пунктиром: элитная пресса, в первую очередь финансово-экономическая, и средства массовой информации, которая по существу перешла в разряд Бульвара.
Но в большинстве стран влияние массовой и бульварной прессы, по крайней мере, ежедневной газеты «Бульвар», уменьшается. Он становится более качественным Газеты, предназначенные для более образованных кругов населения. Это связано с несколькими причинами и, прежде всего, с изменениями в социальном статусе многих групп в обществе, с ростом роли так называемых «белых воротничков», которые во всех отношениях предпочитают прессу. В то же время качество самой прессы также меняется, расширяя круг интересов и проблем. То есть, есть определенный опрос элитных газет.
Сейчас Россия переживает бум финансовых газет, и некоторые из них приближаются к уровню элитных изданий, созданных на Западе. Первый попытался занять нишу элитной прессы в газете «Коммерсант», но он не смог объединиться вокруг читателей финансовой элиты и стал более массовой массой, спроектированной, в том числе теми, кто просто интересуется финансовыми проблемами.
В мире нашей прессы, в ее типологии, наряду с определенным увеличением количества высококачественных публикаций происходит процесс ферментации, «пожелтение» многих газет, таких как «Комсомольская правда» и «Известия». Бульвар в полном смысле этого слова не существует ежедневной газеты, но есть много еженедельных писем Бульвара, таких как «Мегаполис Экспресс».
Особое место занимают издания, объединяющие в себе несколько типов, - Газеты, включая как серьезные информационно-аналитические блоки, так и разделы, граничащие с бульварным районом, рассчитанные на широкие массы читателей, позволяющие обслуживать разные слои населения и тем самым для привлечения рекламы и широкого круга рекламодателей. Типом таких бумаг являются «Московский комсомолец», который сегодня пользуется наибольшей аудиторией в Москве и Московской области.
Реклама стала настолько важнейшим функционирующим фактором в мире российских СМИ, что способствовала появлениям новых видов бесплатных газет, в свою очередь распадающихся по крайней мере на два типа - чисто рекламные, как «Экстра-M» и «Центр-Плюс», и информационно-рекламные, как «Метро».
Глобализация и СМИ. Глобализации сопровождаются усиленными развитиями местной прессы и малых по тиражу, но очень влиятельных для небольшого населенного пункта и общин издания. Такая тенденция наблюдается в России, где увеличивается количество малотиражных газет для небольшой группы.
В наибольшей степени это выражается в журнальном деле, где повышается количество специальных изданий. По тиражам они мало уступают развлекательным продукциям или специализированным. Современные же информационные еженедельники, которые выпускаются концерном «Мост медиа» («Итоги»), издательским домом «Коммерсантъ» («Власть», «Деньги»), значительно уступают им по тиражу, хотя их можно относить к изданиям, которые непосредственно связаны с участиями в политическом процессе.
Глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифровое радио позволяет подключать висячие глобальные и локальные, вплоть до общего. Одной из основных тенденций сегодня является быстрый рост местного радиосвязи за счет более дешевого распределения сигнала и скорости его передачи через Интернет или спутники связи. Типология радио также значительно изменилась. Доля национальных вещательных компаний резко падает, и число местных FM-станций в таких городах, как Нью-Йорк или Москва, увеличивается. В России по-прежнему сохраняется значительная регионализация радиосвязи и ее переход к местному радиовещанию.
Местные российские станции уже заявили о своем присутствии на российском радиорынке и сейчас пытаются создать свои собственные сети, даже общероссийские. Действует как московская радиостанция «Эхо Москвы», которая совпадает с некоторыми другими московскими компаниями, которые распространяют свой сигнал через Интернет в России и за рубежом.
Значительные изменения происходят в типологии телевидения, хотя они больше затронуты мировым телевидением, чем российским. Прежде всего, следует отметить разделение труда между наземным телевидением и кабелем. В России кабельное телевидение ориентировано на чисто местную аудиторию.
В России нет телевидения публичного права, хотя есть канал, называемый публичным российским телевидением (ОРТ), но он принадлежит 51% государству, 49% - частному капиталу. Таким образом, типологически это своего рода государственно-частный канал.
В России в настоящее время нет развитого кабельного телевидения в полном смысле этого феномена, есть прежде всего программные компании, которые будут обслуживать кабельные сети. И сами сети пока еще не разработаны. В этом смысле дифференциация и диверсификация телевизионного вещания только начинается.
В России существует практически одна система спутниковых каналов с независимыми программами - НТВ +, но она развивается очень успешно, в основном распространяет зарубежные программы и, не создавая собственных специальных программ для российской аудитории, ретранслирует национальные программы вещания - российское телевидение, «Культура», подключается к Интернету.
Важнейшим фактором, который определяет специфики информационных структур, является экономическая ситуация в стране. По-прежнему рыночная экономика недостаточно формируется в области СМИ. Почти не действуют антимонопольные законы; нет того, что именуется добросовестной конкуренцией. Монополизм, в разных формах сохранившийся и в распространениях прессы, и в полиграфической сфере, и в бумажных производствах, уменьшает возможности, делает нереальными издания рентабельной серьезной газеты. Множество изданий живет за счет дополнительных спонсорских денег, получаемых от их обладателей, поэтому тираж и популярность газет на информационных рынках не так важны, как успех в контакте с владельцами. Данная искаженная экономическая ситуация не способствует формированию журналистики и облегчает ее применение в интересе экономических группировок, главными из которых являются большие корпорации, банки, с одной стороны, и государство -- с иной. «При этом государство функционирует на общефедеральных уровнях как регуляторы деятельностей и владелец СМИ, а на местных уровнях его воздействие реализуется через местные власти - губернаторов, мэров городов и т.д. Все это препятствует выработкам той объективности, которая нужна прессе, чтобы пользоваться довериями своих читателей, слушателей, зрителей»