Файл: Электронная коммуникация в деловой сфере.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Контрольная работа за 6 семестр

По дисциплине Основы деловых коммуникаций

Вариант 10

Тема «Электронная коммуникация в деловой сфере»

Студентка: Дегтярева Н. Е.

Курс: 3

Студ. билет №: 2010682

Группа №: ИБ-01з

Дата сдачи работы: 21.04.2023

Санкт-Петербург

2023

Содержание


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 1

УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича 1

ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 1

Контрольная работа за 6 семестр 1

По дисциплине Основы деловых коммуникаций 1

Студентка: Дегтярева Н. Е. 1

Курс: 3 1

Студ. билет №: 2010682 1

Группа №: ИБ-01з 1

Санкт-Петербург 1

Введение 3

1.Понятие электронной коммуникации 5

2. Электронная коммуникация в деловом общении 12

Заключение 21

Список источников литературы 23


Введение


Актуальность темы исследования. Для процесса коммуникации важное значение приобретает вопрос о средствах и способах передачи информации, ибо от этого также зависит успех или неудача коммуникации. М. Мак-Люэн большее внимание обращал именно на канал передачи сообщения. Суть сформулированного им еще в 60-х гг. XX ст. выражение «the medium is the message» сводится к тому, что в коммуникативной среде нового, «электронного общества» важной становится не сама информация (message), а средство ее передачи (medium). Процессы коммуникации осуществляются и в компьютерной среде с использованием компьютерных каналов связи и телекоммуникаций, что позволяет говорить о становлении компьютерно-опосредованной коммуникации, или электронной коммуникации.

Эволюция коммуникативных возможностей человека связана с техническим прогрессом. Развитие технических средств – от изобретения книгопечатания до современной компьютерной революции-полностью изменило характер социальной коммуникации и сделало возможным мгновенную передачу информации в большем объеме практически на неограниченное расстояние. Новейшие технологии используются во всех сферах человеческой деятельности. Благодаря им значительно расширились границы и возможности общения.


Появление электронной коммуникации ознаменовало очередную коммуникативную революцию, связанную с возникновением и развитием электронных средств коммуникации. Самым известным исследователем начала эпохи электронной коммуникации считают М. Маклюэна, который провозгласил завершение «эры Гутенберга» -книжно-документальной коммуникации [1]. Ученый считает, что предвестниками электронной эпохи коммуникации были электронные технологии: появление телеграфа, возникновение беспроводной связи (радио) и телетрансляции. Завершением процесса становления электронных коммуникаций стало развитие компьютерной техники и технологий с 40-х гг. ХХ ст. [2].

Сегодня выделяют несколько характерных особенностей электронной коммуникации, которые становятся все более заметными на современном этапе развития общества: виртуальность, интерактивность, гипертекстуального, глобальность, креативность, анонимность, мозаичность, общедоступность, хранения результатов коммуникации, интегрированность, оперативность коммуникации, общее единое пространство коммуникации

Изучению электронной коммуникации, как специфического объекта научного исследования, посвятили свои труды У. Эко, М. Кастельс, Н. Луман, В. А. И С. В. Михаилович, Дж. Сэмпси, Ю. Хабермас и многие другие современные исследователи. В их наработках социум выступает как мир общения, в котором новые информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов ориентации человека в мире и взаимодействия людей между собой.

Объектом исследования является электронная коммуникация.

Предмет исследования: электронная деловая коммуникация.

Целью написания реферативной работы является анализ особенностей электронной деловой коммуникации.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие электронной коммуникации

  2. Изучить особенности электронной деловой коммуникации.

Методы исследования: в процессе написания реферативной работы применялись следующие методы исследования: анализ, синтез, систематизация, структуризация, обобщение.

Структура реферата. Реферат состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка источников литературы.

1.Понятие электронной коммуникации


Электронная коммуникация связана с возникновением и развитием новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые вызывают увеличение потока информации, что стало основой формирования концепции информационного общества. Сегодня оно рассматривается как качественно новая стадия развития цивилизации, которая характеризуется высоким уровнем ИКТ, которые, со своей стороны, предоставляют возможность доступа к информации и знаниям практически мгновенно в любой точке мира. Сейчас такой способ получения данных присущ большинству сфер человеческой деятельности и является мощным инструментом современного социума. Итак, изучение электронной коммуникации является актуальным и важным направлением настоящего.



«Пророком» электронной коммуникации считают канадского профессора Н. Маклюэна, который посвятил свои исследования философии социальных коммуникаций и предсказал изменения коммуникационных каналов еще в 60-х гг. XX ст., отталкиваясь от изобретения телевидения. Он не учитывал перспективы компьютерной техники, которая на то время еще не использовалась как коммуникационный канал, но предсказал симбиоз изображения и звука, реализованных в системе мультимедиа.

По мнению А. Соколова, электронная коммуникация — это новейший вид смысловой социальной коммуникации, которая охватывает широкий круг техногенных коммуникационных каналов, основанных на проводной и радиосвязи, магнитной и оптической записи информации. Одни из этих каналов расширяют пространственный диапазон устной коммуникации (телефония, радиовещание, телевидение), вторые дополняют ассортимент документальных сообщений различными видами электронных документов [7, с. 22]. В. Маркова считает, что электронная коммуникация является синтезом устной и письменной коммуникаций на новом технологическом уровне [3].

И. Гребнев рассматривает электронную коммуникацию как социальную информационную коммуникацию, где каналом является электронная (цифровая) среда [2].

Некоторые авторы, характеризуя электронную коммуникацию, не обращают внимания на ее связь с письменной, документальной и устной. Например, В. Бебик в электронной коммуникации отличает такие «коммуникационные каналы»: звукозапись, телефон, радио, видео, телевидение, кино, мультимедиа, полиграфия, телеграф, фотография, мобильная связь, фототелеграф (телефакс) [1, с. 18]. В этом перечне представлены неравнозначные понятия: средства и способы фиксации информации (звукозапись, видеозапись, кино, полиграфия (книгопечатание?), фотография) и средства ее трансляции (телефон, радио, телевидение, мультимедиа, телеграф, мобильная связь, фототелеграф), а собственно виды коммуникации не рассмотрено.

А. Соколов различал, в зависимости от материально-технического оснащения, такие рода коммуникации: устную, документную и электронную (2002) [6, c. 138—228]. В частности, он отмечал, что устная коммуникация использует в неразрывном единстве природные вербальные и невербальные каналы коммуникации; документная — искусственно созданные документы, в том числе письменность, печать и технические средства для передачи смыслов во времени и пространстве; электронная основывается на космической радиосвязи, компьютерной технике и оптических устройствах записи информации. В то же время он считал, что три рода коммуникации взаимодействуют друг с другом, создают смешанные, гибридные коммуникационные каналы, которые возникают благодаря использованию различных технических средств; что как устная, так и письменная и электронная коммуникации обеспечивают "духовное общение социальных субъектов", а "письменная коммуникация и электронная коммуникация тождественны письменному общению" [6, c. 70]. Позже, 2014 г., А. Соколов заменил термин «Документная коммуникация» на «документальная коммуникация» и определил ее так: «Движение документальных смыслов в социальном пространстве и времени является движением в документальной коммуникационной системе, то есть документальная коммуникация» [7, с. 22]. Важно отметить, что, по его мнению, электронная коммуникация существует не параллельно с устной и документальной, а пересекается с ними.


Электронная коммуникация требует использования электронно-вычислительной техники и современных средств связи, превращающих сообщения в машиночитаемую форму. Но для коммуниканта и реципиента информация по-прежнему существует либо в вербальной, либо в невербальной форме, а именно в виде письменного, изобразительного или звукового сообщения.

Вербальная форма основывается на языковых способностях человека и реализуется через передачу речевых сообщений (текстов) в устной или письменной форме. Устная коммуникация — это непосредственное общение, речи, совещания, групповые дискуссии, телефонные разговоры и тому подобное, которые могут быть зафиксированы на цифровом носителе информации. Следовательно, электронная коммуникация может быть устной, если с помощью средств электронно-вычислительной техники передается устное (звуковое) сообщение.

Письменная коммуникация предполагает трансляцию информации не только благодаря письменным вербальным знакам, но и изобразительным, нотным, картографическим условным математическим, физическим, химическим. Особенность письменной коммуникации, в отличие от непосредственной устной, заключается в пространственно-временном рассогласовании коммуникативных действий субъекта и объекта, то есть буквенный код позволяет расширить коммуникацию в пространстве и времени. Вследствие подобного рассогласования письменная коммуникация обычно имеет отсроченную реализацию, поскольку коммуникативный акт не может состояться, пока в нем не будут задействованы три основные звенья цепочки: "отправитель — сообщение — реципиент".

В документальной коммуникации сообщение формируется в сознании коммуниканта и фиксируется на материальном (вещественном) носителе, отделенном от коммуниканта; в этом заключается роль коммуниканта, инициатора передачи информации в документальной форме. В социальной коммуникации документ используется как единство канала коммуникации и передаваемой социальной информации. Документ можно сохранить в памяти компьютера или на отдельном машиночитаемом носителе, следовательно, документальная коммуникация может быть одновременно и электронной. Машинописный (электронный) документ может быть как письменным, так и звуковым (устным или звукообразующим), поэтому документальная электронная коммуникация может быть письменной или устной в зависимости от вида записи информации.

На базе письменной коммуникации сформировалась книжная коммуникация, которая является системой учреждений, осуществляющих создание и распространение в обществе информации в книжной форме. С. Сыщенко определяет книжную коммуникацию как процессы и средства обмена информацией в обществе с помощью документов книжного типа, в частности книжных изданий [5, с. 26]. Итак, одной из составляющих
процесса книжной коммуникации является книга, которая, по мнению Я. Якубенко, является, с одной стороны, социально значимым носителем сведений о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах, которые происходят в обществе, а с другой — средством передачи этой информации в определенных заинтересованных социальных групп [8, с. 16]. Книга, как и любой документ, играет роль посредника между коммуникантом и реципиентом. Однако ее определение, в частности книги в электронной форме, требует дальнейших исследований.

В условиях интеграции документальной и электронной коммуникации книжная коммуникация осваивает и электронную среду. По мнению В. Марковой, символом перехода от доминирования традиционной книжной коммуникации в электронной стал гипертекст как представление информации в форме взаимосвязанной сети узлов, в которых читатель свободно прокладывает собственный путь получения информации нелинейным способом. В отличие от текста бумажной книги, гипертекст характеризуется дисперсностью структуры (информация подается как фрагменты-узлы, "войти" в структуру можно с любого звена); нелинейностью (читатель сам выбирает последовательность чтения и создает собственный текст); разнородностью и мультимедийностью (применение всех средств воздействия на потребителя информации-читателя). Гипертекст не привязан к технологии, содержанию или среде, а является лишь организационной формой [3]. Однако неясно, является ли он обязательным условием существования электронной книжной коммуникации.

Особым каналом электронной коммуникации как передачи информации является Интернет, который используется как инфраструктура обращения информации открытого доступа. Интернет — это всемирная система локальных и глобальных, частных, публичных, академических, деловых и правительственных сетей, связанных между собой через использование различных проводных, оптических и беспроводных технологий. Интернет составляет физическую основу для размещения информационных ресурсов и услуг, в том числе гипертекстовых или мультимедийных документов, электронной почты и других средств цифровой связи.

С точки зрения пользователя, интернет-это глобальное средство хранения и поиска информации, основными компонентами которого являются: сеть компьютеров, провайдеры, серверы, файлы (электронные документы), браузеры и тому подобное. По мнению А. Соколова, Интернет — это глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий во всемирном масштабе передачу мультимедийных сообщений и одновременно является общедоступным хранилищем информации (библиотекой, архивом, информационным агентством), служит всепланетным клубом деловых и досуговых партнеров [7, с. 22].