ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
1. Экологическое воспитание и образование – важнейшее направление педагогики
2. Обоснование необходимости экологических знаний
3. Содержание экологического образования в предмете «физика».
4. Методы формирования экологических знаний и умений, экологической культуры
5. Реализация проблем экологизации на уроках физики
6. Важность физических знаний для решения экологических проблем
7. Выводы
8.Рекомендации
9. Литература
Цель: продолжить экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физики для формирования целостной естественно научной картины мира
Объект исследования: учащиеся старших классов
Гипотеза: Если систематически вводить в курс физики элементы экологии, то это способствует усилению мировоззренческого содержания курса, его политехнической трудовой направленности и более эффективной подготовки школьников к участию в народном хозяйстве.
Задачи:
- последовательно раскрывать главные природные закономерности и на этом фактическом материале добиваться усвоения учениками научных основ экологии;
- развивать у учащихся способность и умение наблюдать природные явление и процессы, анализировать факторы взаимодействия общества и природы т.е.формировать исследовательские навыки по экологии;
- систематически осуществлять связь теории с практикой, привлекать учащихся к доступной им экологической деятельности;
- знакомить учеников с методами эффективного и рационального использования природных ресурсов;
- проанализировать сборники задач по физике с целью наличия в них количества задач с экологическим содержанием;
- развивать творческую активность учащихся через выполнение ими самостоятельных работ по проблемам природопользования, участие в экологических семинарах, конкурсах;
- формировать у учащихся экологические убеждения на базе общих интеллектуальных умений;
- формировать экологическую культуру во взаимосвязи с развитием нравственных
, коммуникативных и других качеств личности;
- поиск наиболее эффективных путей и нетрадиционных подходов в экологическом образовании старшеклассников;
- воспитывать потребности ( мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды своей местности.
Методы исследования:
- изучение и анализ методической, экологической, психолого-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме исследования;
- наблюдение, сравнение, обобщение, исследование, качественный и количественный анализ ответов учащихся;
- изучение педагогического опыта по использованию и внедрению в учебный процесс и внеклассную работу вопросов экологического содержания;
- моделирование и проектирование педагогического эксперимента
Новизна.
Наиболее эффективные пути экологического образования – использование новых информационных технологий, элементов статистики, ресурсов Интернет стимулирующих самостоятельную и творческую деятельность учащихся, формирующих интеллектуальные, действенно-волевые качества личности.
Теоретическая значимость
Заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения - экологическим.
Практическая значимость
Прочность и глубина знаний и их осознанность, реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.
Экологическое воспитание и образование – важнейшее направление педагогики
С появлением на нашей планете
одаренного разумом живого существа,
планета переходит в новую стадию своей истории.
Биосфера переходит в ноосферу
В.И.Вернадский
Проблема экологического образования и воспитания сегодня волнует всех – ученых, педагогов, методистов, практиков. Главный вопрос – чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
В книге Карона Г.Н. «Теоретические основы экологического образования школьников» дано четкое определение: «Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормативные системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде»
В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования.
Международное экологическое движение педагогов признает образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию.
Экологический кризис, грозящий дальнейшему развитию жизни на Земле, по мнению специалистов различных областей знания, является кризисом мировоззренческим, духовно- нравственным, а его преодоление невозможно без коррекции культуры взаимодействия Человека и Природы.
Данное представление основано на идеях академика В.И.Вернадского. Он рассматривал человека в качестве геологообразующего фактора на нашей планете, способного взять на себя ответственность за развитие биосферы в целом и содействовать ее преобразованию в ноосферу.
Таким образом, воспитание экологической культуры – это социальный заказ общества системе образования, ответственной за формирование человека, осознающего себя одухотворенной частью природы, понимающего необходимость решения экологических проблем и способствующего ноосферному развитию общества.
В связи с этим экологическое образование и воспитание обретает в наши дни статус ведущего направления в деятельности образовательных учреждений.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (1992 год) и «Об образовании»(1992) и «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического воспитания и образования населения.
Сегодня стало очевидным, что экологическое образование должно быть всеобщим. Стратегия всеобщего экологического образования подразумевает также его непрерывность, то есть необходимость учиться в течение всей жизни в соответствии с развитием личности и сменой форм деятельности. Школа – одно из самых основных звеньев, но далеко не конечное звено в общей цепи.
В настоящее время подписаны многие соглашения, конвекции, декларации, коммюнике, но ничего не изменилось в главном – в нашем отношении к окружающей природе, в нашем сознании. Мы продолжаем давить на «педаль потребления», увеличивая темп деградации природной среды. Скорость движения к пропасти глобального кризиса растет
, а мы при этом заботимся «хватило бы ресурсов!».
В почте, адресованной Президенту РФ, лишь 0,3% писем экологической направленности, в то время как в поступающей на его имя почте из-за рубежа этой теме посвящено 50% писем. Экологическое сознание россиян низкое.
Реальность свидетельствует, что экологическое образование оказывается мало эффективным, когда оно базируется только на сообщении обучающимся соответствующих знаний и советов. Неслучайно еще вначале 90-х годов сформировалось новое направление - экологическая психология и экология сознания. Исходя из концепции этого направления, кардинальное решение в сфере психолого - педагогической деятельности по развитию экологического сознания лежит в принципиальном изменении характера отношений человека к природе. Особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно -потребностной сферы личности (прежде всего, растущего человека), соответствующих установок и целей практического взаимодействия с природой.
Бесспорно, что сегодня образованному человеку не обойтись без экологических знаний. Поэтому современная школа призвана решить одну из важнейших задач - заложить основу формирования личности с новым типом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.
Эта задача может быть поставлена конкретнее: необходимо каждого ученика приобщить к защите окружающей среды.
Обоснование необходимости экологических знаний
Проблема охраны окружающей среды, рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов требует глубокого знания законов природы и умелого их использования человеком в интересах нынешних и будущих поколений.
Отражая многовековой опыт взаимодействия человека с окружающей средой, экологические знания прошли путь развития от эмпирического уровня до теоретического. Совершенствуясь в процессе общественной деятельности людей, они в свою очередь влияют на отношения общества к природе, определяя и регулируя эти отношения. При этом преобразующей силой в творческом общении человека с природой выступает трудовая деятельность.
Экологические знания необходимы для совершенствования учебно- воспитательного процесса: для формирования целостной картины мира, представленной во взаимодействии общества и природы в условиях научно- технического прогресса, глубокого и прочного усвоения учебного материала, полноценной политехнической подготовки учащихся и их профессиональной ориентации.
Данная работа нацелена на построение системы экологической ответственности у подрастающего поколения с учетом потенциальных учебных возможностей, принципа гуманизации.
Экологическое образование учащихся – сложный педагогический процесс. В его основе лежит возрастной принцип.
Обобщение и теоретическая переработка практического опыта, накопленного сегодня в сфере экологического образования, начиная с дошкольного уровня, позволит сделать еще один шаг в формировании единого экологического образовательного пространства.
Система непрерывного экологического образования
Ступени | Задачи | Образовательные технологии | Организационно-педагогические формы | Предполагаемый результат |
1 ступень 6-10 лет | Выявление и развитие творческих способностей овладение основными умениями и навыками | Игровые формы, традиционное обучение, создание ситуации успеха | Занятия, прогулки, игры, праздники, наблюдения | Появление устойчивой внутренней мотивации к дальнейшему обучению |
2ступень 10-14 лет | Осознанный выбор и освоение образовательных программ различной специализации. Духовно-нравственное и интеллектуальное развитие | Традиционное обучение, дифференцированное обучение, исследовательское проблемное обучение, развивающее обучение. | Занятия, конференции, конкурсы, семинары, экскурсии, игры. | Достижение более высокого уровня усвоения образовательных программ различной специализации практическое применение знаний и умений. |
3 ступень 14-17 лет | Осознанный выбор будущей профессии. Освоение методов анализа и синтеза. Овладение навыками полевых исследований и методиками камеральной обработки. Подготовка к ВУЗу. | Личностно-ориентированное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, педагогика сотрудничества. | Занятия, научно-практические конференции, региональные конкурсы, дискуссии, рефераты, стенгазеты, круглый стол. | Профессиональное самоопределение, саморазвитие и самореализация, формированиедуховных ценностей и личностных качеств (экологическая культура) |