ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Распределение докладов и заданий между участниками конференции. 4.Проведение консультаций при подготовке докладов. 5. Проверка готовности докладов и сообщений.
Таким образом, введение элементов экологии в учебный процесс по физике помогает усилению мировоззренческого содержания курса, а также его политехнической, трудовой направленности с целью более эффективной подготовки школьников к участию в народном хозяйстве, причем в любой его сфере. Так как экологические знания и умения носят всеобщий характер, они необходимы всем, независимо от специальности.
Реализация проблем «экологизации» на уроках физики
Как всё перечисленное можно применить на уроке?
Иногда полезно просто заострить проблему в свете охраны среды и по иному расставить акценты, используя разнообразный фактический материал, уже заложенный в школьной программе.
Экологическое воспитание реализуется через:
- использование лекционно - семинарских занятий;
- проведение дискуссий по актуальным вопросам экологии;
- организацию экскурсий на предприятия отрасли;
- использование технических средств обучения и компьютерной техники.
Известно, что отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома. Именно такому знанию и служат предложенные вниманию учителей таблицы.
Экологические таблицы по физике.
Для ознакомления учащихся с конкретными экологическими сведениями можно изготовить следующие таблицы. Экологические таблицы и дополнительные материалы к ним можно использовать фрагментарно при изучении той или иной темы курса физики, а также на специально организованных занятиях, посвященных вопросам экологии или при повторении учебного материала.
Таблица 1
Антропогенное воздействие на окружающую среду
Антропогенное воздействие | Результат | Следствия |
Сжигание угля и нефти | Накопление в атмосфере СО, парниковый эффект. | Потепление климата, повышение влажности (в районах выше 45° широты), усиление процесса опустынивания земли (ниже 45° широты). |
Выброс в атмосферу фреонов | Фреоны, попавшие в атмосферу, под действием УФ-излучения Солнца разлагаются, при этом освобождается хлор, служащий катализатором разложения озона. | Разрушение озонового слоя в атмосфере Земли. |
Ядерные взрывы. Производство атомной энергии. | Реактивные загрязнения, изменение электропроводности воздуха вследствие его ионизации. | Изменение электрического заряда Земли, изменение её магнитного поля; возникновение гроз без молний (снижают концентрацию озона в атмосфере). |
Вырубка лесов | Уменьшение концентрации кислорода в атмосфере. | “Кислородный голод”. |
Мелиорация почвы | Засоление почвы | Снижение урожайности. |
Можно также затронуть наиболее близкую для нас область экологии. Это – экология жилища. Жилище для человека является своеобразной экологической нишей, с которой он неразрывно связывает большую часть своей жизни. Ряд факторов всегда вызывает заболевания. К таким факторам можно отнести применение строительных материалов, включающих асбест, формальдегид, применяемые в ходе эксплуатации жилых помещений, некоторые лакокрасочные материалы и предметы бытовой химии, являющиеся аллергенами.
“Мой дом – моя крепость”, – гласит популярная английская пословица. В своем доме каждый человек должен быть уверенным в том, что ничто не угрожает его здоровью. Однако, для этого надо знать, какие именно могут возникнуть опасности и как их избежать. Краткие сведения об этом приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Физика и экология жилища.
Фактор опасности | Опасное действие | Как оно возникает | Как уменьшить (избежать) это действие |
Радон | Повышенная радиация | Радон просачивается в помещение вместе с воздухом из грунта. | Герметизация полов, вентиляция подпола и проветривание комнат. |
Радиоактивность стройматериалов. | Повышенная радиация | Стройматериалы (особенно вулканического происхождения – гранит пемза, туф) содержат радиоактивные породы. | Не допускать использования радиоактивных стройматериалов, контролировать уровень радиации в помещениях. |
Бытовой уголь (для отопления и приготовления пищи.) | Радиация золы и дыма | Уголь содержит радиоактивные примеси | Контролировать Радиоактивность угля. |
Электромагнитные волны | Ухудшение здоровья человека. | Их излучают линии электропередач, электропроводка, радио– и телеаппаратура | Не строить дома ближе сотен метров от ЛЭП, ограничивать время работы радио– и теле– устроиств , стараться на быть в непосредственности близости от них.. |
Питьевая вода. | Попадание в организм примесей твердых частиц, растворенных вредных веществ. | Загрязнение источников кислотными дождями, промышленными стоками. | Использовать фильтры для очистки воды. |
Акустический фон. | Ухудшение здоровья в случае превышения шумового фона на 20–30 дБ и наличия в нем инфра и ультразвуков | Вследствие работы транспортных магистралей промышленных предприятий. Громкого звучания музыки и т.п. | Установка третьего стекла в окнах или шумоизолирующих стеклопакетов. Уничтожение бытовых источников шума (например “гудения” труб и кранов). Тихая речь и музыка. |
Нерациональное ведение сельского хозяйства, то есть внесение избыточного количества удобрений или пестицидов и гербицидов, приводит к уничтожению фауны и флоры на данной местности. Особую опасность представляют стойкие органические соединения, применяемые в качестве ядохимикатов. Они накапливаются в почве, в воде, на дне водоемов. Но самое главное – они включаются в экологические пищевые цепи, переходят из почвы и воды в растения, затем в животных, а в конечном итоге попадают с пищей в организм человека.
Почва – одно из главных национальных богатств государства. В нашей стране более 60% пахотных земель загублено в результате их интенсивной и длительной химизации и ирригации. Не допускать дальнейшего разрушения почв, оздоровить и повысить их плодородие – вот что сейчас важно. Каковы основные факторы разрушения почвы и меры их уменьшения. Смотрите в таблице 3.
Таблица 3.
Физика и экология почвы.
Фактор разрушения почвы | Как он возникает. | Его опасное действие. | Как уменьшить влияние этого фактора. |
Механическая обработка | В результате давления транспортных и тяговых средств | Ухудшение качества почвы, вынос песчаных и глинистых слоев на поверхность, уплотнение почвы, истирание в пыль её верхнего слоя. | Применять минитракторы и тракторы средней мощности, безотвальную машину. |
Загрязнение отходами производства. | Вследствие выброса без должной очистки отработанных вод, растворов, шлаков и т.д. | Появление в почве из-за химических реакций сильных ядов–диоксидов. | Устанавливать очистные сооружения, не сжигать мусор на пашне. Не обрывать землю вблизи вредных производств, автомагистралей, железнодорожных путей. |
Химизация. | Из-за применения удобрений и ядохимикатов. | Эрозия почвы, накопление в ней вредных веществ. | Использование органические удобрения, накоплять гумус в почве. |
Водная мелиорация. | При постоянном поливе | Подъем грунтовых вод и засоление почв. | Применять мелиорацию грамотно (на научной основе). |
Все больше электрических приборов входит в наш быт. Но улучшают ли они наше здоровье? Вовсе нет. Работа многих из них облегчает труд, создает комфорт, но отрицательно сказывается на самочувствии человека. Так что весьма часто за комфорт мы платим здоровьем. В таблице 4 указано отрицательное воздействие некоторых бытовых приборов и возможные меры по уменьшению этого влияния на наше здоровье.
Таблица 4
Физика и экология быта
Бытовые приборы | Факторы опасности | Как его уменьшить |
Электробритва | Электромагнитное поле большой интенсивности. | Уменьшить время её работы, а лучше пользоваться механической бритвой. |
Микроволновая печь | Электромагнитное поле, рентгеновское излучение | Не подходить близко к включенной печи |
Электронная трубка компьютера или телевизора | Электромагнитное поле, рентгеновское излучение | Ограничить время работы, учитывать, что излучение максимально по бокам и сзади приборов. |
Радиотелефон | Узкополосное электромагнитное излучение | Меньше разговаривать по нему |
Электрическое одеяло | Электромагнитное поле. | Использовать только для нагревания постели. Но не спать под ним. |
Звукотехника | Низкочастотные звуки | Избегать громкого звучания аппаратуры. |
Все это вместе взятое соответствует обязательному минимуму содержания экологического образования и требованиям к уровню подготовки школьников в современных условиях, их индивидуальным возрастным особенностям на разных ступенях непрерывного экологического образования.
Примеры задач экологического содержания
-
При аварии танкера в Карибском море в 1979 г. в воде оказалось 232 460 т нефти плотностью 800 кг/м3. Сколько цистерн емкостью 20 м3 потребовалось бы для ее сбора? (Ответ: 14 529 шт.) -
Танкер США в 1989 г. выпустил в море 45 500 т нефти. Какова средняя толщина пятна, если оно покрыло 26 000 м2? (Ответ: 2,19 м.). -
После Чернобыльской аварии было установлено, что если на территории экспозиционная доза радиации составит X=5мР/ч (при этом человек получает эквивалентную дозу Н=10 бэр/год), то население с этой территории эвакуируется. Известно, что средняя доза облучения, накапливаемая человеком за год, составляет 500 мбэр/год. Из них естественный радиационный фон составляет 220 мбэр/год, радионуклиды в стройматериалах и воздухе помещений дают 140 мбэр/год, рентгенодиагностика – 140 мбэр/год. Сколько процентов составляет доза рентгенодиагностики от дозы общего естественного фона? Во сколько раз радиоактивная доза в зоне эвакуации превышает дозу естественного фона? (Ответ: 28%, в 20 раз). -
Общая масса мусора от окурок за год на Земле составляет 2520 тыс. тонн. Сколько времени потребуется одному заводу, чтобы переработать весь мусор? Один завод может перерабатывать 17 тонн в год. Сколько заводов необходимо? -
Через сколько лет Земля превратится в пустыню, если каждый год опустошается 60 тыс. км2 земли. Площадь всей Земли 1778 Мга? -
Окружающая человека среда полна звуков. Постоянный, нормальный шум окружающей среды варьирует от 35 до 60 децибел — единиц, выражающих степень звукового давления. Однако часто человек испытывает различное по силе действие шума, которое зависит от окружающей среды и образа жизни самого человека. Ниже в таблице приведены сведения, выражающие степень звукового давления различных шумовых эффектов (сила звуков указана в децибелах).