ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В процессе формирования экологической культуры выделяют 3 уровня:
1-й уровень – эмоциональный.
2-й – выработка активной жизненной позиции в вопросах охраны природы и рационального взаимодействия с нею.
3-ий уровень – научный. Достижение его предполагает продолжение экологического образования, тесно увязываемого с изучением общественных, естественных и технических наук в процессе самостоятельной профессиональной деятельности выпускника.
Содержание экологического образования
Анализ содержания школьных образовательных областей показывает, что сегодня экологическое образование представлено педагогически слабо организованной, не скоординированной «россыпью представлений» о новой проблеме человечества – угрозе разрушения экологических основ жизни и путях ее решения. Кроме того, элементы экологических знаний включены преимущественно в содержание предметов естественнонаучного цикла и носят, главным образом, информационно – справочный характер. Методика их усвоения ориентирована больше на формальное заучивание, чем на анализ, размышление и оценку экологических ситуаций, а также поступков людей в окружающей среде. Изучение классических предметов дает представление об идеальной природе, что не соответствует окружающей действительности. Восполнить этот пробел может и должно введение в учебные планы экологии. При этом возникла необходимость изучать природу заново. Практически сейчас нет естественной природной среды.
Человек своей деятельностью настолько вторгся в естественные процессы, что природа в большей части оказалась измененной и, в какой-то степени, уже контролируемой и регулируемой человеком.
Содержание экологического образования сегодня разрабатывается в соответствии с современными подходами к пониманию, как проблем окружающей среды, так и актуальных задач подготовки подрастающего поколения к жизни. Это определяет сущность обучения и развития обучающихся.
Содержание программного материала курса физики дает возможность познакомить школьников с рядом идей, раскрывающих физико- технический аспект современного экологического кризиса и путей его преодоления. Физика является ядром современного научно- технического процесса; ее достижения лежат в основе современных технологий. Это позволяет показать ученикам все возрастающие масштабы воздействия человека на природу, ряд социальных последствий этого воздействия и решение современных проблем защиты окружающей среды от загрязнения. При обучении физике есть возможность ознакомить учащихся с современными методами изучения природы и ее охраны, обобщив знания по другим предметам естественно- математического цикла
Экологическое воспитание можно вести на следующих уроках физики.
№ | Тема урока | Экологическое воспитание | | ||
7 класс | Диффузия | Проникновение вредных веществ в почву. Распространение вредных газов. | | ||
| Способы уменьшения и увеличения давления Сила тяжести | Разрушение почвенного покрова колёсами и гусеницами автомашин и тракторов. Выпадение вредных частиц пыли и дыма из атмосферы на землю и его возможные последствия. | | ||
| Сообщающиеся сосуды | При объяснении работы шлюзов рассказать о вредном воздействии плотин. Плотины создают непреодолимое препятствие на путях миграции рыб, поднимающихся на нерест. Повышается уровень грунтовых вод. Застаивается вода (загрязняется, цветёт) | | ||
| Воздушная оболочка земли | Чистота атмосферы, вредные выбросы. | | ||
| Плавание судов | Нефтеперевозки . Чистота воды. | | ||
8 класс | Примеры теплопередачи в природе и технике | Тепловое загрязнение. | | ||
| Энергия топлива | Выбросы в атмосферу. Парниковый эффект. | | ||
| Испарение | Испарение аммиака, формальдегидов, бензина. | | ||
| Двигатель внутреннего сгорания | Различные выбросы в атмосферу шум, вибрация, разрушение почвы. Сравнение различных видов тепловых двигателей по их экологичности. | | ||
| Паровая турбина | Выбросы, вибрация. | | ||
| Электризация веществ | Электризация одежды, ковров, линолеумов. Статическое электричество. | | ||
| Источники электрического тока | Выделение вредных газов из аккумуляторов. | | ||
| Действия электрического тока | Вредные действия тока на живой организм. Лечение током и защита от него. | | ||
8 класс | Магнитное поле | Вредное действие магнитного поля .Использование электромагнитов в технике и с/х (электромагнитный сепаратор зерна)для охраны окружающей среды. | | ||
| Электрический двигатель | Вибрация, шум, магнитное поле. | | ||
| Источники света | Вредное действие мощного или высокочастотного света на глаза. | | ||
| Глаз | Вредное действие на глаза химических веществ, ультрафиолетового излучения. | | ||
9 класс | Резонанс | Вредность вибрации. | | ||
| Источники звука, звуковые колебания | Вредность шума и борьба с ним. | | ||
| Ультразвук и инфразвук | Действие инфразвука на человеческий организм. | | ||
| Электромагнитное поле | Вредное действие электромагнитных полей на организм. | | ||
| Радиоактивность | Вредность радиоактивности. | | ||
| Ядерный реактор. Атомная энергетика | Радиоактивные выбросы. | | ||
10 класс | Основы молекулярно- кинетической теории | Зависимость степени загрязненности воздуха от высоты. | |||
| Насыщенные пары. Влажность воздуха | Токсичность некоторых газов и их «устойчивость» в атмосфере. Значение влажности воздуха и ее влияние на биологические системы. | |||
| Основы термодинамики. Тепловые двигатели. | Диапазон температур в природе. Влияние температуры на биосферу, тепловые двигатели- источники загрязнения атмосферы, состав и токсичность выхлопных газов, защита воздуха от загрязнения. | |||
| Электрическое поле | Атмосферное электричество его проявление и влияние на человека. | |||
| Магнитное поле. Магнитные свойства вещества. | Магнитное поле Земли и приспособление к нему организмов. Использование магнитного поля для охраны окружающей среды, магнитная сепарация. | |||
| Электрический ток в разных средах. В газах В полупроводниках | Очистка воды от загрязнения при электролизе. Ионизация атмосферного воздуха, экологические преобразователи энергии. Использование энергии Солнца. | |||
11класс | Производство, передача и использование электрической энергии. | Загрязнение биосферы ТЭС,ГЭС, АЭС; меры защиты окружающей среды от теплового и химического загрязнения, применение «экологичных» источников энергии. | |||
| Электромагнитные волны | Биологическое воздействие электромагнитных волн сверхвысокой частоты и защита от них. | |||
| Излучение и спектры. Электромагнитные излучения разных диапазонов. Спектральный анализ | Биологическое действие ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучений и защита от них; применение спектрального анализа для контроля за состоянием окружающей среды. | |||
| Световые кванты. Действие света. | Фотохимические реакции, фотосинтез. Значение зеленых насаждений для населения Земли. | |||
| Лазеры. | Использование лазеров для контроля за состоянием окружающей среды с целью выработки мероприятий по охране. | |||
| Физика атомного ядра. Радиоактивность. Изотопы. Ядерный реактор. Термоядерная реакция. Применение ядерной энергии. | Естественный радиоактивный фон и его действие на живую природу. Особенности действия этих излучений на биологические системы и защита от них. Роль изотопов в народном хозяйстве, применение их в медицине. Ядерный реактор как источник загрязнения окружающей среды радиоактивными отходами, проблема их захоронения, опасность аварии ядерных реакторов, меры предотвращения аварий и защита персонала АЭС, экологическое действие ионизирующих излучений на клетку, радиация и наследственность, предельно допустимая доза облучения. |
При отборе содержания экологических знаний:
-
экологические сведения должны быть логически связаны с содержанием курса физики; их использование направлено на конкретизацию и углубление физических знаний; -
включаемые в рассмотрение экологические материалы должны удовлетворять принципу научности; -
изучаемые вопросы должны быть доступны для усвоения, учитывать возрастные особенности мышления учащихся, их опыт, активизировать их умственную деятельность, способствовать развитию ассоциативного мышления.
Экологический материал, рассматриваемый в процессе обучения физики, можно сгруппировать по трем основным направлениям:
-
Природная среда и негативное влияние на нее деятельности человека. -
Охрана природы. -
Рациональное использование природных ресурсов и пути решения экологических проблем.
Анализ результатов входной диагностики, проведенной психологом школы, показал, что дети младшего школьного возраста в большинстве своем считают, что экология изучает окружающую природу. А также, выяснилось, что источником экологических знаний для них являются уроки природоведения, классные часы и экскурсии в живую природу.
Среди старшеклассников 85% дали правильное определение экологии, а источником их знаний являются такие предметы как биология, физика, химия, а также источники Интернет и телевидение.
Сегодня педагогические технологии взаимодействия учащихся с природой многоплановы. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
Декларативные требования охранять природу или сумма знаний о закономерностях ее существования малоэффективны в этой ситуации. Здесь необходимо найти баланс между некоторыми знаниями о природе и формированием эмоционального отношения к ней.
Экологическое воспитание сегодня – не составляющая часть формирования всесторонне развитой личности, а ее основа, т.е. фундамент всей педагогической системы.
Экологическое образование и воспитание призваны привить молодежи правильный взгляд на взаимоотношения человека с природой, научить видеть последствия каждого своего шага и воздействия на окружающую среду, содействовать выработке экологического мышления и сознания, которые являются важной составной частью мировоззрения.
Характер отношения школьников к живой природе — к растениям и животным, к природным сообществам в целом, к здоровью самого человека — определяется глубиной экологических знаний, степенью развития потребности и привычки соблюдать моральные и правовые нормы и предписания, усвоением народных природоохранных традиций. Поэтому в формировании ответственного отношения школьников к природе я как учитель опираюсь и на логическую, так и на эмоциональную сторону методов.
Выбор метода зависит от задач обучения и содержания учебного материала, которые определяют последовательность изучения взаимодействия общества и природы.
В целом в каждом разделе курса физики последовательность изучения взаимодействия общества и природы включает пять этапов.
На первом этапе у школьников формируются мотивы необходимости и желания, стремления и интереса к познанию объектов и явлений живой природы и человека как природного существа. В процессе рассмотрения разных сторон единства человека (человечества в целом и конкретного лица) и живой природы устанавливается общественно и лично значимая универсальная ценность биологических систем как части природы и зарождаются (или поддерживаются) познавательная потребность и интерес к экологии.
На втором этапе формулируются экологические проблемы как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой. Познавательная потребность на этом этапе развивается на основе исследования деятельности человека как экологического фактора, ее классовой, экономической и внеэкономической оценок, первоначальной характеристики экологических проблем и представлений о прогнозировании возможных изменений природных систем.
На третьем этапе достигается осознание школьниками исторических причин возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения в условиях государств с различным общественным строем на основе международного сотрудничества.
На четвертом этапе раскрываются научные основы оптимизации взаимодействия человека и общества с экологическими системами на базе идей охраны природы, управляемой эволюции и преобразования биосферы в ноосферу.
Пятый этап — практический — является важнейшим этапом формирования ответственного отношения учащихся к природе. На этом этапе обеспечиваются реальный вклад школьника в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами и правилами поведения в природной среде.
Методы и приемы формирования экологической ответственности на каждом этапе направлены на максимальное переведение во внутренний, мировоззренческий план внешне заданных экологических ориентиров; научных понятий, моральных и правовых принципов и правил, эстетических категорий, философских и конкретных научных идей, выражающих познавательное, ценностное, нормативное отношение общества к природе. Предлагаемая последовательно ть изучения взаимосвязей человека и природы позволяет углублять от раздела к разделу знания учащихся за счет установления все большего числа зависимостей и отношений между биологическими системами и человеческой деятельностью, а следовательно, способствует развитию мотивов охраны здоровья человека и среды его обитания, росту интереса к экологическим проблемам и потребности личного участия в их решении.