Файл: 9. Литература Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе формирования экологической культуры выделяют 3 уровня:

1-й уровень – эмоциональный.

2-й – выработка активной жизненной позиции в вопросах охраны природы и рационального взаимодействия с нею.

3-ий уровень – научный. Достижение его предполагает продолжение экологического образования, тесно увязываемого с изучением общественных, естественных и технических наук в процессе самостоятельной профессиональной деятельности выпускника.

Содержание экологического образования

Анализ содержания школьных образовательных областей показывает, что сегодня экологическое образование представлено педагогически слабо организованной, не скоординированной «россыпью представлений» о новой проблеме человечества – угрозе разрушения экологических основ жизни и путях ее решения. Кроме того, элементы экологических знаний включены преимущественно в содержание предметов естественнонаучного цикла и носят, главным образом, информационно – справочный характер. Методика их усвоения ориентирована больше на формальное заучивание, чем на анализ, размышление и оценку экологических ситуаций, а также поступков людей в окружающей среде. Изучение классических предметов дает представление об идеальной природе, что не соответствует окружающей действительности. Восполнить этот пробел может и должно введение в учебные планы экологии. При этом возникла необходимость изучать природу заново. Практически сейчас нет естественной природной среды.

Человек своей деятельностью настолько вторгся в естественные процессы, что природа в большей части оказалась измененной и, в какой-то степени, уже контролируемой и регулируемой человеком.

Содержание экологического образования сегодня разрабатывается в соответствии с современными подходами к пониманию, как проблем окружающей среды, так и актуальных задач подготовки подрастающего поколения к жизни. Это определяет сущность обучения и развития обучающихся.

Содержание программного материала курса физики дает возможность познакомить школьников с рядом идей, раскрывающих физико- технический аспект современного экологического кризиса и путей его преодоления. Физика является ядром современного научно- технического процесса; ее достижения лежат в основе современных технологий. Это позволяет показать ученикам все возрастающие масштабы воздействия человека на природу, ряд социальных последствий этого воздействия и решение современных проблем защиты окружающей среды от загрязнения. При обучении физике есть возможность ознакомить учащихся с современными методами изучения природы и ее охраны, обобщив знания по другим предметам естественно- математического цикла


Экологическое воспитание можно вести на следующих уроках физики.



Тема урока

Экологическое воспитание




7 класс

Диффузия

Проникновение вредных веществ в почву. Распространение вредных газов.




 

Способы уменьшения и увеличения давления

Сила тяжести

Разрушение почвенного покрова колёсами и гусеницами автомашин и тракторов.

Выпадение вредных частиц пыли и дыма из атмосферы на землю и его возможные последствия.




 

Сообщающиеся сосуды

При объяснении работы шлюзов рассказать о вредном воздействии плотин. Плотины создают непреодолимое препятствие на путях миграции рыб, поднимающихся на нерест. Повышается уровень грунтовых вод. Застаивается вода (загрязняется, цветёт)




 

Воздушная оболочка земли

Чистота атмосферы, вредные выбросы.




 

Плавание судов

Нефтеперевозки . Чистота воды.




8 класс

Примеры теплопередачи в природе и технике

Тепловое загрязнение.




 

Энергия топлива

Выбросы в атмосферу. Парниковый эффект.




 

Испарение

Испарение аммиака, формальдегидов, бензина.




 

Двигатель внутреннего сгорания

Различные выбросы в атмосферу шум, вибрация, разрушение почвы. Сравнение различных видов тепловых двигателей по их экологичности.




 

Паровая турбина

Выбросы, вибрация.




 

Электризация веществ

Электризация одежды, ковров, линолеумов. Статическое электричество.




 

Источники электрического тока

Выделение вредных газов из аккумуляторов.




 

Действия электрического тока

Вредные действия тока на живой организм. Лечение током и защита от него.




8 класс 

Магнитное поле

Вредное действие магнитного поля .Использование электромагнитов в технике и с/х (электромагнитный сепаратор зерна)для охраны окружающей среды.




 

Электрический двигатель

Вибрация, шум, магнитное поле.







Источники света

Вредное действие мощного или высокочастотного света на глаза.




 

Глаз

Вредное действие на глаза химических веществ, ультрафиолетового излучения.




9 класс

Резонанс

Вредность вибрации.




 

Источники звука, звуковые колебания

Вредность шума и борьба с ним.




 

Ультразвук и инфразвук

Действие инфразвука на человеческий организм.




 

Электромагнитное поле

Вредное действие электромагнитных полей на организм.







Радиоактивность

Вредность радиоактивности.




 

Ядерный реактор. Атомная энергетика

Радиоактивные выбросы.




10 класс

Основы молекулярно- кинетической теории

Зависимость степени загрязненности воздуха от высоты.




Насыщенные пары. Влажность воздуха

Токсичность некоторых газов и их «устойчивость» в атмосфере. Значение влажности воздуха и ее влияние на биологические системы.




Основы термодинамики. Тепловые двигатели.

Диапазон температур в природе. Влияние температуры на биосферу, тепловые двигатели- источники загрязнения атмосферы, состав и токсичность выхлопных газов, защита воздуха от загрязнения.




Электрическое поле

Атмосферное электричество его проявление и влияние на человека.




Магнитное поле. Магнитные свойства вещества.

Магнитное поле Земли и приспособление к нему организмов. Использование магнитного поля для охраны окружающей среды, магнитная сепарация.




Электрический ток в разных средах.

В газах

В полупроводниках

Очистка воды от загрязнения при электролизе.

Ионизация атмосферного воздуха, экологические преобразователи энергии.

Использование энергии Солнца.

11класс

Производство, передача и использование электрической энергии.

Загрязнение биосферы ТЭС,ГЭС, АЭС; меры защиты окружающей среды от теплового и химического загрязнения, применение «экологичных» источников энергии.




Электромагнитные волны

Биологическое воздействие электромагнитных волн сверхвысокой частоты и защита от них.




Излучение и спектры. Электромагнитные излучения разных диапазонов. Спектральный анализ

Биологическое действие ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучений и защита от них; применение спектрального анализа для контроля за состоянием окружающей среды.




Световые кванты. Действие света.

Фотохимические реакции, фотосинтез. Значение зеленых насаждений для населения Земли.




Лазеры.

Использование лазеров для контроля за состоянием окружающей среды с целью выработки мероприятий по охране.




Физика атомного ядра. Радиоактивность. Изотопы. Ядерный реактор. Термоядерная реакция. Применение ядерной энергии.

Естественный радиоактивный фон и его действие на живую природу. Особенности действия этих излучений на биологические системы и защита от них.

Роль изотопов в народном хозяйстве, применение их в медицине.

Ядерный реактор как источник загрязнения окружающей среды радиоактивными отходами, проблема их захоронения, опасность аварии ядерных реакторов, меры предотвращения аварий и защита персонала АЭС, экологическое действие ионизирующих излучений на клетку, радиация и наследственность, предельно допустимая доза облучения.


При отборе содержания экологических знаний:

  1. экологические сведения должны быть логически связаны с содержанием курса физики; их использование направлено на конкретизацию и углубление физических знаний;

  2. включаемые в рассмотрение экологические материалы должны удовлетворять принципу научности;

  3. изучаемые вопросы должны быть доступны для усвоения, учитывать возрастные особенности мышления учащихся, их опыт, активизировать их умственную деятельность, способствовать развитию ассоциативного мышления.

Экологический материал, рассматриваемый в процессе обучения физики, можно сгруппировать по трем основным направлениям:

  1. Природная среда и негативное влияние на нее деятельности человека.

  2. Охрана природы.

  3. Рациональное использование природных ресурсов и пути решения экологических проблем.

Анализ результатов входной диагностики, проведенной психологом школы, показал, что дети младшего школьного возраста в большинстве своем считают, что экология изучает окружающую природу. А также, выяснилось, что источником экологических знаний для них являются уроки природоведения, классные часы и экскурсии в живую природу.

Среди старшеклассников 85% дали правильное определение экологии, а источником их знаний являются такие предметы как биология, физика, химия, а также источники Интернет и телевидение.



Сегодня педагогические технологии взаимодействия учащихся с природой многоплановы. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Декларативные требования охранять природу или сумма знаний о закономерностях ее существования малоэффективны в этой ситуации. Здесь необходимо найти баланс между некоторыми знаниями о природе и формированием эмоционального отношения к ней.

Экологическое воспитание сегодня – не составляющая часть формирования всесторонне развитой личности, а ее основа, т.е. фундамент всей педагогической системы.

Экологическое образование и воспитание призваны привить молодежи правильный взгляд на взаимоотноше­ния человека с природой, научить видеть последствия каж­дого своего шага и воздействия на окружающую среду, содействовать выработке экологического мышления и сознания, которые являются важной составной частью мировоззрения.


Характер отношения школьников к живой природе — к растениям и животным, к природным сообществам в целом, к здоровью самого человека — определяется глубиной экологических знаний, степенью развития потребности и привычки соблюдать моральные и правовые нормы и предписания, усвоением народных природоохранных традиций. Поэтому в формировании ответственного отношения школьников к природе я как учитель опираюсь и на логическую, так и на эмоциональную сторону методов.

Выбор метода зависит от задач обучения и содержания учебного материала, которые определяют последовательность изучения взаимодействия общества и природы.

В целом в каждом разделе курса физики последовательность изучения взаимодействия общества и природы включает пять этапов.


На первом этапе у школьников формируются мотивы необходимости и желания, стремления и интереса к познанию объектов и явлений живой природы и человека как природного существа. В процессе рассмотрения разных сторон единства человека (человечества в целом и конкретного лица) и живой природы устанавливается общественно и лично значимая универсальная ценность биологических систем как части природы и зарождаются (или поддерживаются) познавательная потребность и интерес к экологии.

На втором этапе формулируются экологические проблемы как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой. Познавательная потребность на этом этапе развивается на основе исследования деятельности человека как экологического фактора, ее классовой, экономической и внеэкономической оценок, первоначальной характеристики экологических проблем и представлений о прогнозировании возможных изменений природных систем.

На третьем этапе достигается осознание школьниками исторических причин возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения в условиях государств с различным общественным строем на основе международного сотрудничества.

На четвертом этапе раскрываются научные основы оптимизации взаимодействия человека и общества с экологическими системами на базе идей охраны природы, управляемой эволюции и преобразования биосферы в ноосферу.

Пятый этап — практический — является важнейшим этапом формирования ответственного отношения учащихся к природе. На этом этапе обеспечиваются реальный вклад школьника в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами и правилами поведения в природной среде.

Методы и приемы формирования экологической ответственности на каждом этапе направлены на максимальное переведение во внутренний, мировоззренческий план внешне заданных экологических ориентиров; научных понятий, моральных и правовых принципов и правил, эстетических категорий, философских и конкретных научных идей, выражающих познавательное, ценностное, нормативное отношение общества к природе. Предлагаемая последовательно ть изучения взаимосвязей человека и природы позволяет углублять от раздела к разделу знания учащихся за счет установления все большего числа зави­симостей и отношений между биологическими системами и человеческой деятельностью, а следовательно, способствует развитию мотивов охраны здоровья человека и среды его обитания, росту интереса к экологическим проблемам и потребности личного участия в их решении.