Файл: 9. Литература Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методы формирования экологических знаний и умений на уроках физики.

Учебная деятельность всегда направлена на достижение определенных результатов. В силу этого она имеет большие возможности для формирования интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, создающих основы для ответственного и доброго отношения к среде своей жизни. Инструментом для вовлечения учащихся в познавательную деятельность служат разнообразные задачи и задания – вопросы, упражнения, проекты, игры, викторины. Большое внимание уделяется на уроках индивидуальной работе, которая связана с приобщением учащихся к специальной литературе. Это помогает учащимся в подготовке докладов, сообщений, обзоров прочитанных книг и является стимулом для углубленного изучения природы, побуждением к активной практической деятельности по ее охране.

Одним из путей повышения эффективности экологического образования является использование разнообразных форм и методов работы, стимулирующих самостоятельную деятельность учеников. Особую роль здесь играет использование наряду с традиционными формами организации обучения, инновационные формы и методы, творческий подход к их применению.

Одним из эффективных методов формирования экологических знаний и умений становится решение экологических задач.

Данный метод позволяет не только углубить и расширить знания учащихся, не только научить школьников применению полученных знаний в различных жизненных ситуациях, но и служит также замечательным средством в экологическом образовании и воспитании учащихся на уроках физики.

В ходе решения физических задач учащиеся получают знания о многих вопросах природоохранного и экологического характера, уточняют и расширяют свои представления о различных методах и способах научного решения проблем экологии, формируют свое позитивное отношение к деятельности людей по охране природы и рачительному использованию ее богатств, осознают важность и ценность экологических знаний.

При классификации физических задач, имеющихся в сборниках, по их значению в экологическом образовании и воспитании предлагаю выделить задачи двух типов. К первому типу относятся задачи, в условии которых явно просматривается их экологическая направленность. Например:


№ 926 (Лукашик В.И.) Отражается ли неполное сгорание топлива в ДВС на его к.п.д. на окружающей среде?

№975 Предложите проект установки, позволяющий с помощью электрического поля осуществлять улавливание пыли, дыма или экономию краски при нанесении ее распылителем на металлическую поверхность.

Ко второму типу задач относятся задачи, в условии которых на первый взгляд нет экологического содержания, однако незначительные изменения условия в постановке вопроса превращают их в задачи, представляющие определенную ценность в экологическом образовании и воспитании. Этот тип задач называется с неявно выраженным содержанием экологического характера. Например:

№ 584 (Степанова Г.Н.) Почему газ нельзя хранить в открытых сосудах? – Поставим вопрос иначе.

Почему газы (особенно ядовитые, используемые в производстве) хранят в тщательно закрытых сосудах? К чему может привести неаккуратное обращение с таким веществом?

Проведенный анализ наиболее распространенных в школах сборников задач по физике показывает, что задач с явно выраженной экологической тематикой в них содержится немного. В задачнике В.И.Лукашика они составляют 1,3% , в задачнике Рымкевича А.П. и Рымкевича П.А. их 1%, в задачнике Степанова Г.Н. их менее 2%. Между тем, задач с неявно выраженным экологическим содержанием в этих сборниках гораздо больше.



Таким образом, учителю в процессе решения физических задач особое внимание следует уделить задачам с неявно выраженным экологическим содержанием. Здесь имеются большие резервы в достижении целей экологического образования и воспитания учащихся.

Особо могут быть выделены специально составленные задачи, целью решения которых является ознакомление учащихся с экологическими проблемами в связи с изучаемым материалом физики, а также воспитание экологической культуры школьников. Исходные данные для составления задач с экологическим содержанием можно получить из справочной и научно- популярной литературы, учебных пособий, статей, периодических изданий. В содержании одних задач могут быть раскрыты структура и функционирование природных систем, выявлены экологические проблемы; других – отражены вопросы регулирования состояния природной среды, разработки мер по предотвращению негативных последствий антропогенного воздействия; третьи способствуют формированию личностных качеств учащихся.



Эффективно решать задачи экологического воспитания, развивать интерес, творческие способности учащихся помогает проектно- исследовательская деятельность.

Процесс познания – творческий процесс, а задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям. А для этого необходимо создать условия. Самое главное – подходить к проведению этой работы творчески: учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций, не сдерживать инициативы детей, не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно. Во главу угла становится исследовательская и проектная деятельность учащихся.

В школьном компоненте в наиболее полной мере может реализоваться идея о конструировании «индивидуальной траектории обучения», которая позволяет претворять в жизнь главный девиз экологов: «Мыслить глобально – действовать локально». Опыт работы дает основание сделать вывод о том, что наилучшим образом этого можно достичь путем вовлечения учащихся в выполнение школьных экологических проектов. Работа над проектом проводится с использованием прогрессивной педагогической технологии – индивидуальная учебная деятельность, организуемая в малых группах сотрудничества. По своему содержанию учебные проекты состоят из трех частей:

. поиск источников и сбор первичной информации; ее анализ, обработка ( в том числе компьютерная) и оформление в виде текстов, рисунков, графиков, диаграмм и др.;

. разработка программы практической деятельности по осуществлению проекта;

. личное участие и вовлечение других участников в практическое осуществление теоретически разработанной части проекта.

На заключительном этапе каждая группа оформляет соответствующим образом выполненный проект и докладывает о нем на конференциях разного уровня: школьных, городских, региональных и других. Именно в такой работе наиболее полно проявляется тесная связь основного и дополнительного экологического образования. При этом у школьников заметно меняется характер оценочных суждений; вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении; появляется потребность придерживаться здорового образа жизни. Таким образом, система исследовательской (поисковой) деятельности способствует формированию самостоятельности, творческой инициативы, нравственности, эстетического вкуса.


Демонстрационный эксперимент как средство экологического образования и воспитания учащихся на уроках физики

Нельзя переоценить значение демонстрационного эксперимента в экологическом просвещении, образовании и воспитании учащихся. Выполнение этого вида деятельности является обращением не только к умам обучаемых, но и к чувствам школьников. Хорошо поставленный и проведенный эксперимент гораздо сильнее воздействует на эмоциональную сферу учащихся, нежели просто сказанное слово. При выполнении эксперимента должна тщательно разъясняться как физическая сторона демонстрируемого явления, так и значение изучаемого вопроса в системе экологических знаний учащихся. Среди физических опытов экологического содержания можно выделить две группы:

- эксперименты, в ходе которых учитель разъясняет вопросы физики и попутно показывает применение физических знаний в целях решения экологических проблем на практике;

- опыты, специально подготовленные и поставленные для объяснения вопросов экологии, тесно связанные с изучаемыми вопросами физики. Первая из названных групп более многочисленна. Здесь показывается применение физических методов и методик, а также физических приборов в целях экологического мониторинга, проведения анализов, измерения физических величин, имеющих большое значение для экологических исследований. Опыты второй группы показывают учащимся интеграцию физических, технических, технологических, экологических знаний, а также знаний из других отраслей естественных наук в решении экологических проблем. Примером может служить демонстрация давления звуковой волны на окружающие предметы, определение прозрачности воды и атмосферы, сообщающиеся сосуды.

Элективные курсы последовательно раскрывают связь фактического материала по экологии с программой основного курса физики, а также вводят школьников в круг проблем современного естествознания, развивая и углубляя знания, получаемые ими при изучении предметов естественнонаучного цикла; обеспечивают на политехнической основе связь обучения с производством, вооружают учеников умениями производить расчеты, оценивают и предсказывают некоторые последствия воздействия человека на природу, способствуют ориентации школьников на специальности, требующие глубоких знаний по природоохранительным вопросам и развитию у них склонности к трудовой деятельности по избранной специальности. Примером служит элективный курс «Физика высоких энергий», который я веду в 10 физико- математическом классе.


Физический кружок дает наибольший педагогический эффект при формировании у учащихся экологических знаний, так как, во первых, позволяет поддерживать постоянную активность школьников, создает дружескую, доброжелательную обстановку; во вторых, в отличие от уроков менее жестко регламентирована программой и дает возможность изучения других дополнительных материалов по экологии, с использованием знаний по физике, биологии, географии, химии; в третьих, позволяет использовать необходимые для экологической работы условия: специальное оборудование, консультации специалистов. Интерес старшеклассников к занятиям не ослабевает если:

а) содержание занятий соответствует научному уровню изученных дисциплин;

б) рассматриваемый материал непосредственно связан с программным, но не повторяет его, а расширяет его теоретические основы и одновременно применяется на практике;

в) знания, приобретаемые на этих занятиях, жизненно необходимы учащимся.

Семинары и конференции по физическим основам экологии

Семинары отличаются от других форм организации учебных занятий прежде всего тем, что требуют от учащихся высокого уровня самостоятельности в работе с литературой: умение использовать несколько источников, сравнивать освещение одних и тех же вопросов в различных изданиях, делать выводы и обобщения на основе анализа различных точек зрения, составлять планы, тезисы и конспекты докладов и рефератов, выступать с сообщениями, уметь отстаивать свою точку зрения и слушать своего оппонента.

Семинарские занятия имеют важное значение для развития у старшеклассников активности, навыков самостоятельного приобретения знаний, творческого применения их на практике. Для семинарских занятий должны подбираться темы, доступные ученикам, углубляющие изложенный в учебнике материал и позволяющие обучить учащихся самостоятельному применению полученных знаний к объяснению тех или иных вопросов экологии. Можно рекомендовать следующие занятия: «Шум и борьба с ним», «Научно- технический прогресс или экология?»

Конференции по физическим основам экологии представляет собой удобную форму раскрытия экологических вопросов. Подготовка к ним включает следующие этапы:

1. Определение задач конференции, круга обсуждаемых вопросов, времени проведения.

2. Изучение литературы по теме конференции и отбор изданий для учащихся.