Файл: Монография г. Рыбница 2019 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
Рыбницкий филиал
ЦИФРОВАЯ
ЭКОНОМИКА
Коллективная монография
г. Рыбница
2019

2
Рецензенты:
Ю.М. Рытов, доцент, канд. техн. наук, заведующий кафедрой системы информационной безопасности ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет»
И.Е. Греков, доктор экон. наук, профессор кафедры инноватики и прикладной экономики
ФГБОУ
ВО
«Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»
О.Г. Статник, доцент, зам. директора по УМР Рыбницкого филиала ПГУ им.
Т.Г. Шевченко
Авторы: И.А. Павлинов, Л.К. Скодорова, Е.И. Павлинова, М.А. Скалецкий,
В.Н. Черний, А.А. Ляху, И.И. Попик, И.М. Терлюга, Б.К. Корлюга,
К.Н. Попадюк, О.В. Гресь., Е.С. Высочанская
Данная монография является продолжением исследовательской работы кафедры «Прикладной информатики» по проблемам цифровой экономики ранее была выпущена коллективная монография «Цифровое общество».
Авторская работа преподавателей и магистрантов кафедры будет интересна читателям интересующимся современными цифровыми и IT-технологиями, проблемами цифровой экономики.
Рекомендовано Научно -координационным советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко
©
ПГУ им. Т.Г. Шевченко, 2019
Цифровая экономика : Коллективная монография / И. А. Павлинов,
Л. К. Скодорова, Е. И. Павлинова [и др.] ; Приднестр. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко, Рыбницкий фил. – Рыбница : ПГУ, 2019 (Тип. "Теслайн").
– 260 p. : fig., tab. Bibliogr. la sfârşitul cap. – 30 ex.
ISBN 978-9975-3373-1-1.
339.9:004.9
Ц 752
Ц 752
ISBN 978-9975-3373-1-1

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 5
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭВОЛЮЦИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Информация, как фактор производства в экономике ................................... 8 1.2. Цифровая экономика: сущность, особенности и этапы развития ............. 22 1.3. Экосистема цифровой экономики ................................................................ 34 1.4. Концептуальные основы развития цифровой экономики .......................... 40
Литература к главе 1 ............................................................................................. 59
ГЛАВА 2. БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Компоненты больших данных и их сущность ............................................ 62 2.2. Примеры использования больших данных ................................................. 78
Литература к главе 2 ........................................................................................... 120
ГЛАВА 3. ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1. Коммуникационные технологии в цифровой экономике ........................ 122 3.2. Искусственный интеллект и неоднозначность его определения ............ 133 3.3. Интернет вещей и его место в цифровой экономике ............................... 143
Литература к главе 3 ........................................................................................... 161
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ РЫНКОВ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
4.1. Рейтинг крупнейших рынков электронной коммерции ........................... 164 4.2. Главные тренды электронной коммерции ................................................ 174 4.3. Последние тенденции мира платежей и анализ криптовалютного рынка ................................................................. 194 4.4. Состояние и перспективы развития рынка электронной коммерции в ПМР ........................................................................................ 209 3


4
Литература к главе 4 ........................................................................................... 218
ГЛАВА 5.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
5.1. Сущность и тенденции развития электронного правительства .............. 225 5.2. Особенности реализации электронного правительства в ПМР .............. 240
Литература к главе 5 ........................................................................................... 248
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 250 4

5
К 30-летию образования ПМР
и 90-летия создания ПГУ им. Т.Г. Шевченко
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире на человека значительно влияет глобализация всех процессов, повышение неопределенности экономического и политического развития, цифровая экономика, экспорт и импорт образовательных услуг, становление общества знаний, и это обязывает все учитывать. Наш мозг склонен доверять традициям и отвергать инновации, препятствующие спокойному течению профессиональной карьеры и жизни.
Природа человека создает препятствия на пути внедрения нового. А готовы ли мы профессионально это решить? В первую очередь, в академической среде, прогрессе в обучении, соответствии выпускника профессиональной деятельности, в организации учебного процесса?
Будущее в жизни за геномными технологиями, цифрой, за искусственным интеллектом, робототехникой, природоподобными технологиями и т.п. Мы должны исходить из того, как и к чему мы должны готовить наших студентов. Нам надо сделать так, чтобы они сами увидели перспективу применения своих знаний.
Цифровая экономика изменяет формат образования и поэтому главная
наша задача – научить учиться, научить мыслить. Следовательно, надо использовать в образовательных целях новые цифровые возможности: гипертекст, цифрографику, интерактивный формат, так как. ¾ студентов и преподавателей погружены в цифровую среду и это надо учитывать. В
Российском консорциуме суперкомпьютеров – 62 члена, из которых – 47 университеты, причем из трех суперкомпьютеров два размещены в университетах – это: МГУ и С-ПБПУ. Очень важна сейчас задача – создание цифровых двойников
(США ответили созданием экзафлопсного компьютера). Но эффект развития математики в 50 раз превысил эффект
5

6 развития компьютерных технологий (по закону Мура – расчет вычислительных мощностей за счет математических идей). Поэтому, естественно-научные знания пока опережают и доминируют над прикладными знаниями.
Цифровое общество начинает свой путь с 30-40 гг. ХХ века с зарождения массовых информационных процессов: во-первых, развитие
СМИ и технологий их обработки, во-вторых, радио, в-третьих, ТВ, в- четвертых, ПК.
Сегодня происходят трансформации всех сфер жизни общества, и они обусловлены изменениями запросов личности, общества и государства.
Государство имеет 4 основные сферы жизни общества: политическая, экономическая, социальная и духовная. Развитие IT-технологий, цифровых технологий охватывает все сферы жизни общества и изменяет их формат.
Много людей погружены в цифровую среду и это учитывает государственная система.
Так что такое цифровое общество? Цифровое общество – это совокупность личностей, объединенных общественными связями, используемых высокотехнологичные IT – и цифровые технологии для достижения общих целей развития. Основа понятия цифровое общество была заявлена в Окинавской хартии глобального информационного общества (G-8)
22 июля 2000 г. Во всех сферах цифрового общества любой процесс связан со сбором, обработкой, распространением, хранением, анализом информации и ее эффективным использованием. Таким образом человеческая деятельность находит отражение в цифровой среде (в локальных или глобальных сетях). Так появились уровни использования цифровых технологий.:
I. уровень – пользовательский;
II. уровень – специальный;
III. уровень – мировые и локальные информационные ресурсы.
6


7
Современное общество живет в цифровом мире. Сейчас идут огромные потоки информации и человек их должен переработать за ограниченное время. И вот один из процессов – это «клиповое мышление»: многообразное, несвязанное, фрагментарное, разнородное, т.е. это адаптация человека к цифровой культуре. Человек цифрового общества все больше направлен на восприятие зрительных и звуковых образов, что приводит к системе обдумывающего характера восприятия, получается так «нравится/не нравится». Человек не может осмыслить большой поток информации, не задается вопросом сущности и смысла событий (сиюминутных).
Информация порождает следующие виды общения: (вербальное общение, невербальное общение, квазиообщение, клиповое общение).
Цифровое общество – это история развития человека в информационной сфере (XX – XXI вв.). I этап механическая и аналоговая электронные технологии цифрового общества (печатные издания, книги, CD- диски, дискеты, полуавтоматы и т. п.) и II этап цифровые технологи цифрового общества (электронная книга, онлайн-журналы, IT-платформы, оптиковолокно и т.д.).
Так какой специалист цифровой экономики нужен? Какими качествами он должен обладать? Рассуждая о портрете будущего специалиста [7], эксперты крупнейших западных компаний утверждают, что одной из основных характеристик станет цифровое мышление. Количество информации в мире растет по экспоненте, и, с одной стороны, человек должен все знать, с другой – уметь быстро анализировать большой объем данных. В перечень востребованных компетенций включены и медиаграмотность как умение ориентироваться в источниках информации, и способность к дизайну процессов, и умение выстраивать виртуальные коммуникации. В будущем будет актуально мультимышление – быстрый анализ, быстрое принятие решений и прогнозирование. Все меньше значение будет иметь опыт как накопленные теоретические знания, и ключевой характеристикой портрета будущего специалиста станет способность быстро
7

8 научиться и войти в новую предметную область. Но позволим в некоторой степени с эти не согласиться, поскольку именно фундаментальная теоретическая подготовка выступает платформой переобучения и перепрофилизаци специалиста в будущем.
8

9
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭВОЛЮЦИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Информация, как фактор производства в экономике
Эволюцию управления организациями определил экономический рост, являющийся наиболее важной особенностью современного экономического развития. Экономический рост обусловлен быстрой самоподдерживающейся эволюцией технологий, используемых в экономике. Одной из главных функций эволюции – передача функций от человека технике. В развитии этого явления выделяют три процесса.
Первый процесс связан с появлением технологических нововведений.
Обеспечивается передача технике функции воздействия на природную реальность – предмет труда.
Второй процесс сопряжен с распространением энергетических нововведений. Они гарантируют передачу технике функции энергетического обеспечения технологий и продвижение машин.
Третий процесс предполагает появление нововведений в управлении процессами, что обеспечивает передачу технике функций управления и продвижение автоматических машин.
Тенденция роста значимости человека определена передачей значительного числа функций технике. Человек осуществляет все без исключения значимые и сложные функции по мере передачи технике более простых. Функции человека концентрируются в сфере управления.
Распространение нововведений носит комплексный характер, они принимают в экономике форму закрытых воспроизводственных контуров – технологических укладов, в рамках которых применяются совместимые технологи, формы и методы управления.
Комплексы радикальных нововведений, предлагаемые предпринимателями рынку в поиске сверхприбыли, являются, как указывал
9


10 еще в 40-е годы один из известнейших экономистов XX в. Й. Шумпетер, движущей силой современного экономического развития.
Предприниматели, организации, предлагающие рынку глубокие нововведения, которые способствуют формированию и обеспечивают удовлетворение новых потребностей получают сверхприбыль.
Предприниматели, имитирующие эти нововведения, получают прибыль.
Перераспределение ресурсов от предприятий, действующих неэффективно, происходит за счет механизмов финансового рынка.
Более половины валового национального продукта производится в период господствования уклада в его воспроизводственном контуре. В странах, занимающих ведущее положение в цифровой экономике жизненный цикл уклада соответствует трем циклам Кондратьева. Одновременно в экономике функционирует три уклада. Приближенные оценки периодов распространения технологических укладов приведены в таблице 1.
В нашей стране широко используется третий, устаревший уклад производства с использованием оборудования, которые не могут без участия служащего обработать изделие.
Четвертый технологический уклад связан с экономической системой, изолированной по производству и потреблению товаров, в котором ведущую роль играет комплекс, где на смену машинам пришли автоматы. В промышленности четвертый уклад – это массовое производство с помощью автоматических линий, переналаживаемых человеком.
Пятый уклад – это замкнутый комплекс технологических автоматизированных систем для обработки информации, шестой – замкнутый комплекс машинного оборудования, способного самостоятельно вносить изменения в программы. Широкую номенклатуру продуктов, производящую под управлением системы компьютеров, без участия человека представители пятого уклада в промышленности называют гибкими автоматизированными производствами.
Первые три технологических уклада связаны с увеличением
10

11 численности машин, заменой человека машинами. За счет роста капиталовложений в производство происходит сокращение трудозатратности производства. Последующие три уклада сопряжены с заменой машин на более совершенное автоматическое оборудование и определяется возможность роста при сокращение капиталовложений и затрат на работу. В труде высококвалифицированного персонала определяется главная ценность человеческого капитала.
По этой причине, закономерно маржиналисты, произведя научную революцию в экономической теории с точки зрения теории трудовой стоимости в теории факторов производства, возвращаются к классической классификации факторов производства: труд, земля, капитал, предпринимательство.
Таблица 1.
Периоды распространения технологических укладов в странах – лидерах
мировой экономики по производительности труда
Номера укладов
1 2
3 4
5 6
Начало распространения (год)
1725 1775 1825 1875 1925 1975
Начало доминирования (год)
1775 1825 1875 1925 1975 2025
Время отмирания (год)
1875 1925 1975 2025 2075 2125
(Источник: Басовский Л.Е. – менеджмент, учебное пособие, М., ИНФРА-М, 2007. – 216с.)
Факторы производства – это ресурсы, вовлеченные в процесс производства. Общепринято акцентировать внимание на четырех факторах производства (рис.1).
Рис.1. Факторы производства
11


12 1. Труд
– человеческие способности интеллектуального или физического характера, которые необходимы при производстве.
2. Земля – всевозможные природные ресурсы. К ним относятся земельные участки, древесина, водные ресурсы, полезные ископаемые и т.п.
3. Капитал – произведенные человеком средства производства, задействованные в ходе производства. Выделяют две группы капитала:
− все, что относится к процессу производства или к транспортировке
(инструменты, оборудование, транспортные магистрали, специальные постройки) называется физическим капиталом.
− деньги, ценные бумаги, которые используются в рамках производственного процесса именуются финансовым (денежным) капиталом.
Капитал помимо выше представленной классификации подразделяется на основной и оборотный. Основной капитал применяется в производстве длительный период, например, оборудования или здания. Расходы такого рода возмещаются постепенно, и, как правило, достаточно долго. Примерами быстрого возмещения издержек и расходования в течение одного цикла производства являются оборотные активы (энергетические ресурсы, сырье, готовая продукция).
4. Деятельность, базирующаяся на умении грамотно сгруппировывать остальные факторы производства ради получения прибыли называется предпринимательской способностью (предпринимательство), т.е. обладать определенными способностями:
− умение идти на риск;
− способность к принятию решений;
− умение брать ответственность за принятые решения;
− восприимчивость к нововведениям.
Помимо прочего, в экономике утвердился также нематериальный (или альтернативный) фактор производства, это:
− информация – сведения, способствующие максимально выгодному производству, извлечению выгоды. Получение необходимой информации,
12

13 требуемого качества – это цель современного подхода к формированию экономики на базе цифровых технологий. При этом применяются принципы новых технологий в извлечении информации: 1) числовое представление; 2) модульность; 3) автоматизация; 4) изменчивость; 5) перекодировка.
Важнейшим условием функционирования предприятий в рыночной экономике является обладание информацией. В условиях цифровизации экономики рыночные структуры не могут успешно функционировать, не будучи информированными.
Чрезвычайно важными факторами, обеспечивающими возможности потребительского выбора и потребительский предпочтений, являются информационная база и развитый рынок информации. Эффективное функционирование предприятий, малого бизнеса в современных условиях без развитой информационной системы практически невозможно.
XX век показал, как стремительно изменяется культура в результате ускоренного изучения, распространения и использования информации, новых технологий и научных знаний. Современная экономика становится все более интеллектуальной, в результате научно-технической революции и значимого увеличения доходов населения, сместился приоритет от производства товаров к производству услуг, а основным производственным ресурсом стали информация и знания.
Все это определяет постиндустриальную экономику.
На сегодняшний день понятие постиндустриальной экономики содержит в себе специализированные категории. Наиболее актуальными являются термины:
− «экономика знаний» и основное направление «управление знаниями»;
− «сервисная экономика», так как итогом работы в постиндустриальном мире считаются в значительной доле нематериальные продукты, то есть услуги;
− «инновационная экономика» и «инновационный менеджмент», так как невещественный продукт по своей сущности является инновационным, а
13