Файл: Монография г. Рыбница 2019 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

238
Субиндекс человеческого капитала. Субиндекс человеческого капитала рассчитывается на основе отчета UNDP Human Development Report и данных отчета Всемирного банка, представленных на его сайте. Количество баллов для каждой страны складывалось из доли грамотных среди взрослого на- селения (Adult Literacy) и доли населения, поступившего в учебные заведения (Gross Enrollment) с весом 2/3 и 1/3 соответственно. Итоговое значение субиндекса человеческого капитала рассчитывается по формуле, аналогичной для расчета субиндекса электронных услуг.
Таблица 9
Рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства (2018 год)
Позиция
Изменение
позиции
2018/2016
Страна
EGDI
Уровень
развития
E-
Government
Development
Index
(EGDI)
Онлайн-
сервисы
ИКТ-
инфраструктура
Человеческий
капитал
1
+8
Дания
Очень высокий
0,915 1
0,7978 0,9472 2
-
Австралия
Очень высокий
0,9053 0,9722 0,7436 1
3
-
Республика
Корея
Очень высокий
0,901 0,9792 0,8496 0,8743 4
-3
Великобритания
Очень высокий
0,8999 0,9792 0,8004 0,92 5
+1
Швеция
Очень высокий
0,8882 0,9444 0,7835 0,9366 6
-1
Финляндия
Очень высокий
0,8815 0,9653 0,7284 0,9509 7
-3
Сингапур
Очень высокий
0,8812 0,9861 0,8019 0,8557 8
-
Новая Зеландия
Очень высокий
0,8806 0,9514 0,7455 0,945 9
+1
Франция
Очень высокий
0,879 0,9792 0,7979 0,8598 10
+1
Япония
Очень высокий
0,8783 0,9514 0,8406 0,8428 238

239 11
+1
США
Очень высокий
0,8769 0,9861 0,7564 0,8883 12
+3
Германия
Очень высокий
0,8765 0,9306 0,7952 0,9036 13
-6
Нидерланды
Очень высокий
0,8757 0,9306 0,7758 0,9206 14
+4
Норвегия
Очень высокий
0,8557 0,9514 0,7131 0,9025 15
+13
Швейцария
Очень высокий
0,852 0,8472 0,8428 0,866 16
-3
Эстония
Очень высокий
0,8486 0,9028 0,7613 0,8818 17
-
Испания
Очень высокий
0,8415 0,9375 0,6986 0,8885 18
+7
Люксембург
Очень высокий
0,8334 0,9236 0,7964 0,7803 19
+8
Исландия
Очень высокий
0,8316 0,7292 0,8292 0,9365 20
-4
Австрия
Очень высокий
0,8301 0,8681 0,7716 0,8505 32
+3
Россия
Очень высокий
0,7969 0,9167 0,6219 0,8522 38
+11
Беларусь
Очень высокий
0,7641 0,7361 0,6881 0,8681 39
-6
Казахстан
Очень высокий
0,7597 0,8681 0,5723 0,8388 69
-4
Молдова
Высокий 0,659 0,7708 0,4787 0,7274 82
-20
Украина
Высокий 0,6165 0,5694 0,4364 0,8436
Помимо указанных стран, впереди России (показатель EGDI составил
0,7969) в исследовании E-Government Survey 2018 оказались такие страны, как Новая Зеландия (8-е место), Эстония (15-е), Люксембург (18- е), Исландия (19-е), Лихтенштейн (25-е). При этом Россия попала в число 11 стран, которые в 2018 году вошли в группу с «очень высоким» показателем
EGDI наряду с Белоруссией, Грецией, Монако, Польшей, Португалией и др.
239


240
Россия поднялась с 34-го на 23-е место в группе стран с наиболее высоким уровнем вовлеченности граждан (E-Participation, электронное участие). Здесь государства-участники ранжируются по уровню участия граждан в управлении и принятии государственных решений с использованием ИКТ.
Кроме того,
Россия укрепила позиции в рейтинге телекоммуникационной инфраструктуры, набрав в 2018 году 0,6219 балла против 0,6091 двумя годами ранее.
В рейтинге E-GovernmentSurvey 2018 Белоруссия расположилась на 38- м месте с «очень высоким показателем EGDI», который составил 0,7641.
Казахстану отдали 39-ю позицию с результатом 0,7597 (также «очень высокий EGDI»). В активе Молдавии 69-я строчка (0,6590). Украина заняла
82-место в списке с «высоким показателем EGDI» — 0,6165.
Из анализа этой динамики видно, что основной вклад в повышение места России в 2018 году внес существенный рост Индекса онлайновых услуг (с 0,7319 в 2016 году до практически максимального значения 0,9167 в
2018), по которому Россия вошла в группу 25 стран-лидеров (в 2016 году она замыкала вместе с Бразилией группу из 38 стран-лидеров), при этом само значение индекса у России находится теперь на 11 месте (у ряда стран значения этого индекса совпадают), поднявшись с 22 места в 2016 году.
Индекс онлайновых услуг рассчитывается на основе результатов обследования официальных правительственных порталов и веб-сайтов, которое проводится при подготовке очередного рейтинга. Начиная с 2012 года можно было наблюдать быстрый рост значения этого показателя у
России. Прогресс на первом этапе был связан с переводом услуг в электронную форму, созданием единого портала государственных и муниципальных услуг, раскрытием информации о деятельности органов власти на официальных сайтах. На втором этапе эта динамика была поддержана расширением числа государственных услуг в электронной форме и реализацией ряда инициатив в области взаимодействия с гражданами с
240

241 использованием ИКТ, таких как «Российская общественная инициатива», публикация открытых данных, создание Единого портала для размещения информации о разработке органами власти проектов нормативных правовых актов и их общественного обсуждения.
В 2014 году существенно поменялась методика ООН для обследования официальных сайтов, были введены и расширены критерии, связанные с современными тенденциями развития электронных правительств
(многоканальность и мобильность, ориентация на пользователя, предоставление услуг по жизненным ситуациям, использование широкого круга инструментов по вовлечению граждан в процессы управления, реализация подхода «правительство как единое целое» и др.). В индексе 2016 года Россия по последним двум из четырех стадий развития онлайновых сервисов
(начальные и продвинутые информационные сервисы, транзакционные и сетевые/интеграционные сервисы) набрала 51% и 35% от максимально возможной оценки. Этого хватило в 2014 году, чтобы еще вырасти в рейтинге (тогда указанные выше тенденции были внове для большинства государств), но в последующие 2 года по новым параметрам в
России существенных подвижек не произошло, ее стали обгонять другие страны. В результате к 2016 году у России наметилось относительное отставание по индексу онлайновых услуг - в 2014 году она замыкала группу из 27 стран-лидеров, а в 2016 году, как отмечалось выше, уже группу из 38 стран
Для индекса развития электронного правительства 2018 года методика оценки официальных сайтов также была изменена – главным образом с целью расширить число показателей, связанных с принятыми ООН «целями устойчивого развития», но основные параметры оценки, в т.ч. введенные в
2014 году, сохранились. Позитивная динамика показателей России в последние два года связана с целенаправленными усилиями, предпринятыми
Минкомсвязи России. После падения в рейтинге электронного правительства
2016 года, в начале 2017 года министерство подготовило рекомендации и
241


242
Единые функционально-технические требования к порталам Правительства
Российской Федерации и веб-сайтам министерств, в разработке которых принимал участие Институт развития информационного общества и авторы этих комментариев. При разработке этих документов учитывались современные тенденции развития электронных правительств и критерии оценки ООН
Одним из направлений предлагаемых изменений было расширение и координация инструментов открытого правительства – онлайновых инструментов информирования и участия граждан в обсуждении решений органов власти, реализованных на правительственных порталах и сайтах министерств. В результате внедрения первой очереди этих рекомендаций, осуществленной до обследования, проведенного ООН с августа по ноябрь
2017 года, удалось заметно улучшить показатели России
В индексе электронного участия (E-ParticipationIndex), который строится из показателей Индекса онлайновых услуг, характеризующих электронные информирование, консультации с гражданами и участие их в принятии решений, Россия набрала 92,39% от максимально возможного количества баллов (в 2016 – 75%) и заняла 23 место (в 2016 было 32)
В целом, в России с 2002 года осуществлялась федеральная целевая программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Глобальная цель данной программы обозначена как формирование в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства, которая является необходимой: для усиления качества взаимоотношений государства и общества посредством повышения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти; введение единого стандарта обслуживания населения; повышения эффективности управления путем внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в работу органов государственной власти; повышения эффективности систем информационно-аналитического обеспечения
242

243 государственного управления; обеспечения оперативности за деятельностью органов государственной власти.
Из данной цели следует, что Федеральная целевая программа
«Электронная Россия» задавалась целью разработать концепции построения электронного правительства, которое должно реализоваться за счет масштабного внедрения ИКТ в жизнь государства для предоставления удобного механизма взаимодействия всех субъектов общественно- экономической жизни, в частности граждан, предприятий и органов власти.
В 2009 году Правительство РФ приняло решение создать единый портал по предоставлению государственных услугу в электронном виде.
Исполнителем была выбрана компания Ростелеком, однако, позже
Ростелеком фактически выступил заказчиком, а реальным реализатором создания портала компания «Nvision Group».
Таким образом, 25 ноября 2009 года портал Госуслуги был запущен в режиме тестирования. Тем не менее, официальное открытие портала, которое сопровождалось определенными трудностями произошло 15 декабря 2009 года. Однако, на данном этапе портал значительно отличался и мало походил на современный вид портала, к которому привыкли современные пользователи, и лишь предоставлял справочную информацию по тем или иным государственным услугам.
И только 1 апреля 2010 года на портале Госуслуги была реализована возможность авторизации пользователей, то есть возможность регистрировать учетные записи и получать государственные услуги, непосредственно обращаясь к ответственным учреждениям. При этом нельзя не отметить тот факт, что интерфейс портала с тех пор претерпел значительные изменения, несколько раз кардинально менялся дизайн портала. 15 июля 2016 года новая версия портала стала основной и доступной по умолчанию всем пользователям.
Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) —
портал Госуслуг – это федеральная государственная информационная
243


244 система. Она обеспечивает гражданам, предпринимателям и юридическим лицам доступ к сведениям о государственных и муниципальных учреждениях и оказываемых ими электронных услугах.
На портале «Госуслуги» размещена справочная информация для физических и юридических лиц о порядке оказания госуслуг, в том числе — в электронном виде, организован поиск по тематике, ведомству, жизненной ситуации, представлены образцы документов, ссылки на сервисы госучреждений и ведомств.
Рис. 94. Главная страница портала госуслуги РФ
Также разработано и доступно для скачивания в GooglePlay и AppStore мобильное приложение «Госуслуги» и «Госуслуги. Бизнес»
244

245
Рис. 95. Мобильное приложение «Госуслуги»
Возможности, которые открывают технологии цифрового правительства для Российской Федерации, недавно были представлены в аналитическом докладе «Цифровое правительство 2020: Перспективы для
России», подготовленного Всемирным банком совместно с Институтом развития информационного общества.
На основании поручения Президента Российской Федерации от 25 марта 2013 года № Пр-646 в 2016 году был разработан Системный проект электронного правительства Российской Федерации с горизонтом планирования до 2020 – 2025 годов.
Рис. 96. Базовые принципы системного проекта электронного правительства РФ 2020 245

246
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

5.2. Особенности реализации электронного правительства в ПМР
С 1 января 2013 года в Приднестровье планировалось внедрить электронное правительство. Затраты на реализацию проекта по оценке
Межведомственной комиссии по вопросам информатизации в ПМР должны составить 5 млн. долларов США. Проект был рассчитан на 3 года и позволил бы в перспективе сэкономить на взаимодействии ведомств и оформлении государственных услуг порядка 1 млн. долларов США в год.
В ходе заседания Межведомственной комиссии Правительства ПМР по вопросам информатизации в 2015 году состоялась презентация для реализации проекта «Электронное правительство в ПМР», в которой была представлена продукция фирм ABBYY и DIRECTUM. Необходимо отметить, что ранее были проведены презентации программных продуктов компаний
«DocsVision», «Электронные и офисные системы», «Oracle», «Лаборатория
Касперского» и «InfoWatch».
18 июля 2016 года правительство Приднестровья организовало рабочую встречу, посвященную вопросу внедрения межведомственного электронного документационного оборота в органах государственной власти.
Государственная служба связи, в соответствии с поручением Президента, заканчивает разработку программного обеспечения, которое наладит электронное движение документации между органами власти.
23 июля 2018 года в республике начал работать портал государственных услуг.
Разработчиком Портала выступила Государственная служба связи
Приднестровской Молдавской Республики.
Портал государственных услуг доступен по интернет- адресу: http://uslugi.gospmr.org/. На электронном ресурсе аккумулированы государственные услуги, предоставляемые Министерством юстиции,
Министерством внутренних дел, Единым государственным фондом социального страхования, отделами записи актов гражданского состояния,
246

247 администрации городов и районов Приднестровской Молдавской
Республики. Со временем к государственной информационной системе будут добавляться другие министерства и ведомства.
Для регистрации на Портале гражданину или организации необходимо ввести адрес своей электронной почты, логин и пароль. Затем в «личном кабинете» гражданин может заполнить поля с информацией, необходимые для дальнейшей работы и получения тех или иных справок.
Также в целях регламентации функционирования
Портала государственных услуг на заседании
Президиума
Правительства
Приднестровской Молдавской Республики был принят ряд нормативных правовых актов, утверждающих:
Положение о государственной информационной системе «Портал государственных услуг Приднестровской
Молдавской Республики», Требования к предоставлению государственных услуг в электронной форме и Положение о едином комплексе информационно-технологических элементов, обеспечивающем взаимодействие государственных информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг в электронной форме.
15 ноября 2018 года на портале присутствовало 39 государственных услуг. Планировалось запустить 230 услуг, так как к этому сроку по ним уже были проработаны регламенты. На портале зарегистрировано 1,5 тысячи пользователей, заказано более 1000 услуг.
К 5 декабря на Портале государственных услуг ПМР дополнительно была размещена информация ещё о 70 услугах, оказываемых Министерством внутренних дел ПМР, Министерством финансов ПМР, Министерством юстиции ПМР, Единым государственным фондом социального страхования
ПМР, Государственным таможенным комитетом ПМР (109 услуг).
В июле 2018 года введен в эксплуатацию Корневой удостоверяющий центр (КУЦ).
247