Файл: Монография г. Рыбница 2019 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

229 51.
Костюк И.В. Гражданско-правовое регулирование электронной торговли : автореф. дис. канд. юрид. наук / [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1256236 52.
Ляпина А.А. Инновационный механизм регулирования процесса развития электронного бизнеса в России // Рос. академ. журн. – 2010 [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://ipmi-russia.org/magazine/3_13_2010.pdf
53.
Поеров
А.С.
Совершенствование системы электронной коммерции в России: дис. канд. экон. наук / Поеров Алексей Сергеевич. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie- sistemy-elektronnoi-kommertsii-v-rossii
54.
Сидорова О.В. Электронный бизнес в современной экономике //
Проблемы соврем. экономики. [Эл. ресурс]. Режим доступа:http://www.m- economy.ru/art.php?nArtId=3075 55.
Соловьева Т. Продвижение транспортных услуг: бренд в помощь
// Информационный портал о маркетинге, рекламе. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.belreklama.by/article/7868 56.
Стрелец И.А. Сетевая экономика : учебник / И.А. Стрелец. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.mirkin.ru/index.php?option= com_content&task =view&id=1489&Itemid=159 57.
Широносова А.В. Развитие электронного бизнеса в Российской
Федерации и особенности его налогообложения : дис. канд. экон. наук /
Широносова Анна Владимировна. – М., 2005. - 156 с.; [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-elektronnogo-biznesa-v- rossiiskoi-federatsii-i-osobennosti-ego-nalogooblozhe...
229

230
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

ГЛАВА 5.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
5.1. Сущность и тенденции развития электронного правительства
В современном мире государство ставит своей целью сразу реагировать на общественные и экономические изменения, осуществляя свои изменения в целях образования объектов государственного управления, которые были бы в значительной степени нацелены на потребности людей и бизнес-структур.
В связи с обособленной деятельностью государственных структур каждое учреждение имеет собственные правила и процедуры, методы работы и бизнес-процессы, что влечет к разрозненности действий, дублированию информации и непродуктивному использованию ресурсов. С целью оказания комплексных услуг и повышения эффективности своей работы государство стремится объединить обособленные структуры.
Путем преобразования внутренних бизнес-процессов большинство государственных учреждений сокращают многие шаги и операции, которые требуют непосредственного участия граждан, используя при этом технические решения, стандартизирующие информационные системы органов власти и позволяющие интегрировать их между собой. Процесс использования информационных технологий в государственном управлении характеризует переход государства на новый уровень взаимодействия с обществом – «электронное правительство».
В современной литературе термин «электронное правительство» имеет немного различающиеся формулировки.
После анализа термина «электронное правительство» с разных источников, наиболее полным и точно отражающим суть электронного правительства, на наш взгляд, является следующий:
Электронное правительство – это корпоративная интегрированная информационная система в пределах государства с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения вовлеченности общества в вопросы
230

231 государственного управления и совершенствования внутренних бизнес- процессов.
Кроме того, во всех рассмотренных определениях наблюдаются три общие ключевые идеи:
– оказание государственных услуг посредством ИКТ;
– повышение степени участия граждан в процессе государственного управления;
– повышение внутренней результативности государственной деятельности.
Электронное правительство означает такую систему государственного управления, при которой деятельность официальных ведомств и служб, включая функцию управления, фиксируется на электронных носителях, а вся организационно-распорядительная документация публикуется в сети
Интернет и становится тем самым доступной каждому гражданину.
Электронное правительство – система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.
Наиболее высокий уровень реализации электронного правительства подразумевает формирование единых стандартов для государственных информационных систем: стандарты данных, стандарты межведомственного обмена информацией, стандарты метаданных, стандарты безопасности.
Мировыми лидерами в области формирования единых стандартов в рамках концепции электронного правительства являются: Великобритания
(правительственный шлюз, правительственный Интранет и стандарт e-GIF);
231


232
Австралия (FedLink – правительственный шлюз и защищенный правительственный Интранет); Дания (инфраструктура Infostructureba); США
(Федеральная корпоративная архитектура информационных технологий государственных организаций); Южная Корея (веб-портал правительства
Южной Кореи представляет собой интегрированную сеть. Посредством электронного правительства гражданин может также настроить собственные данные. Используется внутренняя поисковая система и функция категоризации, которая отражает адреса веб-сайтов с нужными услугами и новостями).
Большое внимание в Великобритании уделяется стандартам и протоколам, гарантирующим совместимость государственных систем и технологий. Основные стандарты обеспечения совместимости и единства государственных систем сформулированы в документе
«Среда межведомственного взаимодействия в правительстве»
(Government
Interoperability Framework, e-GIF) и задают ключевые требования для оказания интегрированных онлайновых государственных услуг. Следовать данным стандартам обязательно для всех государственных систем.
Создание концепции в США связано с понятием корпоративной архитектуры государственной организации и ее внедрением в структуру электронного правительства. Вместе электронное правительство и федеральная корпоративная ИТ-архитектура предоставляют требующиеся составляющие для достижения желаемой цели, которая состоит в удачном внедрении прикладных информационных систем для электронного правительства, которые, в свою очередь, обеспечат необходимую эффективность и ответственность реализации функций государственного управления.
19 июля 2018 года была обнародована очередная редакция рейтинга стран с наибольшим уровнем развития электронного правительства. Россия в этом списке поднялась на три места — с 35-го в 2016 году на 32-е в 2018-м.
Исследование проводится раз в два года.
232

233
Наибольший индекс развития электронного правительства (e-
Government Developmen tIndex, EGDI), который является составным индикатором, измеряющим готовность и способность правительства использовать информационно-коммуникационные технологии в целях оказания услуг населению, оказался у Дании — 0,915 при максимальном значении в 1. При этом в 2016 году страна находилась на 9-й позиции
Австралия и Южная Корея остались на своих местах — на 2-м и 3-м соответственно. Великобритания, которая в 2016 году возглавляла рейтинг, два года спустя расположилась на 4-й строчке.
Индекс развития электронного правительства (The UN Global E-
Government Development Index) Организации Объединённых Наций — это комплексный показатель, который оценивает готовность и возможности национальных государственных структур в использовании информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) для предоставления гражданам государственных услуг. Выпускается раз в два года.
Исследование содержит данные об уровне развития электронного правительства в различных странах, а также системную оценку тенденций в использовании ИКТ государственными структурами. Все страны, охваченные данным исследованием, ранжируются в рейтинге в соответствии с методикой формирования Индекса оценка развития электронного правительства, которое проводится по показателям трех субиндексов:
− субиндекса развития онлайновых государственных сервисов (Online
Service
Index)
(рассчитывается по результатам обследования официальных веб-сайтов),
− субиндекса телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication
Infrastructure Index),
− субиндекса человеческого капитала (Human Capital Component).
Для расчета субиндекса электронных услуг специалисты ООН оценивают сайт правительства (единой точки доступа к государственным ресурсам), а также сайты министерств образования, труда (занятости),
233


234 социального обеспечения, здравоохранения и финансов. Если у этих ведомств есть отдельные тематические порталы, они оцениваются как часть основных сайтов. Оценке подлежат доступность, удобство пользования, понятность функционала сайта для среднего пользователя, возможность легко найти необходимую информацию. Кроме того, правительственные порталы тестируются на наличие минимального уровня доступности веб- контента в соответствии с Web Content Accessibility Guidelines of the World
Wide
Web Consortium, которые включают в себя следующие основополагающие принципы.
1. Воспринимаемость, в том числе:
1.1 представление всего нетекстового контента для его отображения в альтернативных, удобных для разных пользователей форматах, таких как увеличенный шрифт, шрифт Брайля, озвучивание, символы или упрощенный язык;
1.2 представление альтернативного отображения медиаконтента, ограниченного по времени;
1.3 возможность представлять контент в различных видах (например, на странице с более простой структурой) без потери информации или структуры контента;
1.4 упрощение возможности просмотра и прослушивания контента, с возможностью отделения важных частей от второстепенных.
2. Управляемость, в том числе:
2.1 обеспечение возможности управления всей функциональностью сайта только при помощи клавиатуры;
2.2 отсутствие временных ограничений для ознакомления и работы с контентом;
2.3 отсутствие заведомо опасных элементов дизайна;
2.4 помощь в навигации, поиске контента и определении текущего положения пользователя на сайте.
3. Понятность, в том числе:
234

235 3.1 удобочитаемый и простой для понимания текст;
3.2 предсказуемость отображения и поведения Web-страниц;
3.3 подсказки пользователям в целях предотвращения и исправления ошибок.
4. Надежность, включая обеспечение максимальной совместимости с существующим и разрабатываемым пользовательским программным обеспечением и вспомогательными технологиями.
Расчет субиндекса проходит в соответствии с 4 стадиями развития электронных услуг
Рис. 93. Стадии развития электронных услуг
Стадия 1. Начальные информационные услуги (Emerging Online
Presence). Сайты органов власти содержат информацию о государственной политике, законодательстве и видах государственных услуг. Они связаны с сайтами других ведомств и других ветвей власти. Граждане могут легко получать новую информацию о деятельности органов власти, а также имеют доступ к архивным материалам.
Стадия 2. Расширенные информационные услуги (Enhanced Presence).
Сайты органов власти предоставляют возможность простейшей коммуникации с гражданами, например, возможность скачивать формы документов, необходимых для получения государственных услуг. Сайт имеет версии на различных языках и функции мультимедиа (аудио, видео). Для некоторых услуг есть возможность запросить информацию или документы, которые будут доставлены заявителю обычной почтой.
235


236
Стадия 3. Услуги на основе электронного взаимодействия
(Transactional Presence). Сайты органов власти обеспечивают двустороннее взаимодействие госорганов с гражданами: граждане могут запрашивать и получать доступ к материалам соответствующих ведомств. Для успешного взаимодействия пользователи должны проходить электронную аутентификацию. На сайтах органов власти могут проводиться электронные голосования, граждане могут скачивать формы и бланки документов, подавать различные заявления с приложением необходимых подтверждающих документов, заполнять налоговые декларации, а также про- изводить платежи.
Стадия 4. Объединенные электронные услуги (Connected Presence).
Сайты госорганов помогают менять механизмы взаимодействия государства с гражданами. Сведения от граждан и их мнения принимаются в интерактивной форме. Механизмы оказания госуслуг в электронном виде связывают министерства и ведомства воедино.
Информация распространяется правительством через интегрированные приложения
(сервисы). Меняется подход: если раньше в центре было само государство, то теперь – граждане; другими словами, при оказании госуслуг в электронном виде учитываются конкретные потребности каждой социальной группы.
Государство создает условия, в которых граждане в большей степени вовлечены в госуправление, могут напрямую влиять на принятие государственных решений.
Наибольшее количество баллов присваивается стране за достижение стадий 3 и 4. При этом страны с уровнем проникновения Интернета 50% и более получают до 25 дополнительных баллов за использование на официальных сайтах блогов, дискуссионных форумов, онлайн-чатов, электронного голосования и подачи онлайн-заявлений, возможности отслеживания процедуры оказания государственной услуги. Страны с уровнем проникновения Интернета от 30% до 50% получают до 10 дополнительных баллов. Пять баллов получают страны, уровень
236

237 проникновения Интернета в которых менее 30%, если услуги на основе электронного взаимодействия
(стадия
3) предоставляются через национальный портал. Количество баллов, набранное страной, определяется суммированием баллов по четырем составляющим:
− баллы за начальные информационные услуги (Points for Emerging
Information Services),
− баллы за расширенные информационные услуги (Points for Enhanced
Information Services),
− баллы за услуги на основе электронного взаимодействия (Points for
Transaction Services),
− баллы за объединенные электронные услуги (Points for Connected
Approach).
Субиндекс телекоммуникационной инфраструктуры.
Значение субиндекса телекоммуникационной инфраструктуры рассчитывается на основе следующих данных, представляемых Международным союзом электросвязи (МСЭ):
– количество пользователей Интернета на 100 жителей (Estimated
Internet users per 100 inhabs);
– количество фиксированных телефонных линий на 100 жителей (Main fixed phone lines per 100 inhabs);
– количество абонентов мобильной связи на 100 жителей (Mobile subscribers per 100 inhabs);
– количество абонентов фиксированного (проводного) Интернета на
100 жителей (Fixed Internet subscriptions per 100 inhabs.);
– количество абонентов фиксированного (проводного) ШПД на 100 жителей (Fixed broadband per 100 inhabs.).
Каждый из этих индикаторов проходит процедуру нормирования.
Количество баллов, набранных каждой страной, определяется суммированием нормированных значений 5 индикаторов.
237