Файл: Переживания родителей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(5) 5 (5) 5 5 (4) 1 3 5

  1. Гнев родителя как зеркало эмоциональной проблемы ребенка (по Ю.Б. Гиппенрейтер) отражает … противостояние воли родителей и самоутверждение

Переживания родителей – это своеобразное зеркало скрытой

эмоциональной проблемы ребенка:

  • Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает раздражение.

  • Если подоплека стойкого непослушания – противостояние воле родителя, то у последнего возникает гнев.

  • Если скрытая причина – месть, то ответное чувство у родителя – обида.

  • Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадежности , а порой и отчаяния.

  1. Контекстуальность родительской любви (по Д.А. Леонтьеву) – это … развитие в ситуации детско-родительских отношений

Рассматривая родительскую любовь как феномен, обладающий определенным смыслом, можно отметить две основные ее характеристики (Д. А. Леонтьев, 1999):

  • Контекстуальность— она проявляется и развивается в определенном социальном контексте (ситуации детско-родительских отношений), с одной стороны, влияет на эту ситуацию, с другой стороны, сама подвержена изменениям и трансформациям в ней.

  • Интенциональность — целевая направленность родительской любви, то есть родительская любовь имеет свое направление движения — направление на ребенка.

  1. Озабоченность жизнью ребенка, заинтересованность в его благополучии - … коспонент родительской любви деятельностный

  2. Беременность как выражение обоюдного желания супругов иметь ребенка к реальному – это … мотивация контруктивная

Вот самые распространенные примеры деструктивных мотивов:

1.Соответствие социальным ожиданиям и общественному мнению(«быть как все»,«есть семья- должны быть дети», «возраст вынуждает», «у всех подруг уже есть дети», «муж очень хочет ребенка» и др.)

2. Ребенок как способ сохранить отношения с партнером и удержать супруга в браке ( «привязать мужа», «вернуть мужа», «предотвратить его уход из семьи»)

3. Способ легализации брака ( «вынудить родителей смириться с браком»).


4. Способ отделиться от родительской семьи ( «показать родителям, что стала взрослым человеком», «родила маме назло»)

5. Рождение ребенка ради сохранения собственного здоровья ( «аборт вреден для здоровья», «боюсь, что после аборта не смогу иметь детей»).

6.Религиозный мотив ( «аборт-это убийство, это грех»)

7.Возможность получения какой-либо материальной выгоды ( «расширить жилплощадь», «получить материнский капитал» « улучшить материальное положение за счет отца ребенка», «приобрести статус многодетной семьи и иметь льготы»).

8.Ребенок как спасение от одиночества ( «чтобы был хоть один близкий человек рядом », «чтобы чувствовать себя кому-то нужной»).

9.Гарантия комфортной старости («чтобы было кому подать стакан воды»)

10.Способ восполнения дефицита любви к себе («хоть кто-то меня будет любить»)

11. Ребенок как подарок и спасение для дедушек и бабушек, жизнь которых с появлением внуков обретает смысл ( «родители хотят иметь внуков»)

12. Способ самореализации и повышения собственной самооценки ( « ребенок воплотит мои мечты и стремления» «он добьется того, что не удалось реализовать мне»,«чтобы было чем гордится») .

13. Беременность как отказ от прошлого и возможность реабилитироваться в материнстве (« начать новый этап жизни», «перечеркнуть бурное прошлое», «доказать бывшему»).

14.Желание пройти через опыт беременности и родов, например, в соответствии с общепринятым ранее мифом об оздоровлении и омоложении организма женщины во время беременности (« беременность омолаживает организм»).

Конструктивныe мотивы рождения ребенка:

1.Стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью и неповторимостью.

2.Беременность как выражение обоюдного желания супругов иметь ребенка ( «мы любим друг друга и хотим иметь общего ребенка»)

3.Стремление быть матерью как результат психофизиологической готовности женщины к материнству («хочу заботиться о ребенке»Ю «хочу ощутить радость материнства» и др.)

  1. Переход в восприятии матери от фантастического образа ребенка к реальному – это симптом … пигмалионизации

Симптом принятия новой жизни в себе. Женщина начинается ощущать первые шевеления плода. Этот этап представляет собой вершину синдрома беременности, характеризуется надвигающейся ответственностью за судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем.

В этот период беременности у женщины формируется симптом завышенных притязаний по отношению к другим, может проявиться недоверие к окружающим и негативное отношение к отцу будущего ребенка. Такой симптом усугубляется еще и тем, что большинство женщин во время беременности

испытывают так называемый сенсорный голод, вызывающий повышенную раздражительность, нередко переходящую в агрессию по отношению к окружающим, а в особенности к своему мужчине.

Невозможность для женщины начиная с 20-25 недель беременности вести полноценную сексуальную жизнь может привести в возникновению симптома сексуальной неполноценности периода беременности.

Следующим одним из самых ярких и эмоционально насыщенных симптомов является симптом страха перед родами.

Одним из последних симптом, переживаемых женщиной в период беременности, является симптом нетерпения.

Завершающим симптомом синдрома беременности является пигмалионизация родившегося ребенка: переход в восприятии матери от его фантастического образа к реальному.

  1. Эмоционально незрелый родитель – это … не умеет объективно оценивать и распознавать эмоции. Он может обесценивать чувства окружающих, избегать разговоров на эту тему и пренебрегать проблемами близких, в том числе ребенка.

1. Эгоцентричный подход. Такой человек, вероятнее всего, ставит свои чувства выше потребностей окружающих. Причем вести себя так он будет не только с малознакомыми людьми, но и с близкими.

2. Негибкость. Эмоционально незрелый родитель часто оказывается неоправданно жестоким и требовательным. Он отказывается адаптироваться к меняющимся условиям и подстраиваться под окружающих.

3. Восприимчивость. Эти люди очень остро реагируют на слова и оценки других, которые направлены в их адрес. В ответ они могут проявлять агрессивность, совершать импульсивные поступки, переходить на оскорбления.

4. Избегание разговоров об эмоциях. Несогласие, гнев, грусть, печаль — все эти эмоции они предпочитают держать в себе и не открываться даже родным. Любая попытка вывести их на разговор закончится быстрой сменой темы.

5. Авторитарность. Такой родитель стремится контролировать все аспекты жизни ребенка: с кем общается, чем занимается, как проводит свободное время. Обычно он пресекает все попытки воспитанника высказать собственное мнение или отстоять точку зрения.

  1. Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит – формула родителя с … типом любви (по А.С. Спиваковской) снисходительное отстранение


  • Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова: «хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

    • Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: «смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь ему в его проблемах.

    • Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: «хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». Для такого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно его опекать, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку.

    • Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: «нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождение и т.п. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

    • Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: «ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

    • Презрение (антипатия, неуважение, малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: «я мучаюсь и страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким «неудачником». Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам – для «исправления».

    • Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жестоким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

    • Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «я не хочу иметь дело с этим негодяем». В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы «издали следят» за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: «оградите нас от этого чудовища».


  1. Наказание ребенка с точки зрения психологии – это … либо необходимый элемент воспитания либо нарушение границ

  2. Установите соответствие терминов и определений в теории привязанности Г. Ньюфелда

Жизнеспособность в качестве отдельного существа: Она начинается со стремления плода стать полностью независимым физиологически.

Жизнестойкое существо: Мы, люди, наиболее адаптивные из всех созданий, так как вынуждены встречаться с превратностями судьбы и приспосабливаться. У нас есть потенциал стать устойчивыми перед невзгодами – процесс, которому учишься всю жизнь, но этот потенциал не всегда получается реализовать.

  1. Опишите признаки жесткого родительсва по отношению к младенцам

быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление ребёнка без психологической и моральной поддержки.

Мягкое – эмпатия, уважение, понимание и границы

  1. Ключи к благополучию детей и подростков (по Г. Ньюфелду)