Файл: Российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 369
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
118 цифровизации, включая широкий спектр цифровых технологий во внеш- ней торговле и международной логистике. Следовательно, важно не только изучение опыта интеграционных объединений при создании ЕЦР, но и разработка технологий взаимной цифровой интеграции, по архитектуре и стандартам совместимых для интеграционных объединений Евразийского пространства.
Литература
1. COMMUNICATION FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN
PARLIAMENT, THE COUNCIL, THE EUROPEAN ECONOMIC AND
SOCIAL COMMITTEE AND THE COMMITTEE OF THE REGIONS. A
Digital Single Market Strategy for Europe. (2015, May 6). EUR-
Lex.https://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/?uri=COM%3A2015%3A 192% 3AFIN (дата обращения
23.03.2022).
2.
COMMUNICATION FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN
PARLIAMENT, THE COUNCIL, THE EUROPEAN ECONOMIC AND
SOCIAL COMMITTEE AND THE COMMITTEE OF THE REGIONS A
European strategy for data. COM (2020) 66. (2020, February,19). 192 final.
20 p.
EUR-Lex. https://eur-lex.europa.eu/legal-сontent/EN/ TXT//?qid
=1593073685620&uri=CELEX%3A52020DC0066
(дата обращения
22.03.2022).
3. Портал о цифровой повестке ЕАЭС. Евразийская экономическая комис- сия. Официальный сайт. https://eec.eaeunion.org/ (дата обращения
21.03.2022).
4. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. Предпосылки и обоснование для форми- рования цифровой повестки ЕАЭС. Обзор. Группа Всемирного Банка.
Ред. Рудковская А., 2017. 40 С.
5. О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте решения Евразийского межправительственного совета «Об Ос- новных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского эко- номического союза до 2025 года». 20 С. URL: https://docs. eaeunion.org/pd/ru-ru/0101963/pd_28072017 (дата обращения 21.03.2022).
119
О НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ДИЗАЙНА В ПОДГОТОВКУ БАКАЛАВРОВ ПО
НАПРАВЛЕНИЮ «ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ»
Евланова А. Г.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
Институт наук о Земле,
г. Ростов-на-Дону
E-mail: agpeksheva@sfedu.ru
Несмотря на то, что в современную подготовку бакалавров по направ- лению «Гидрометеорология» включены общепрофессиональные и обще- культурные компетенции, важным компонентом их подготовки является формирование и развитие так называемых гибких, «надпрофессиональ- ных» компетенций (soft skills), содержательный состав которых определя- ется требованиями работодателей, изменяющимися под влиянием рынка и цифровой трансформации.
Основываясь на анализе подходов зарубежных и отечественных ис- следователей к содержательному наполнению понятия «soft skills», мы вы- явили, что «гибкие» навыки основываются на личностных ресурсах каждо- го человека, включая «деятельностные» ресурсы (мотивация, уровень осведомленности о паттернах поведения, алгоритмах деятельности и спо- собах их креативной перестройки); ценностный потенциал (ценности и установки); «психологические» ресурсы (мышление, эмпатия, стрессо- устойчивость, переключаемость внимания и управление им, эмоциональ- ный и социальный интеллект); регулятивные свойства личности (эмоцио- нально-волевые усилия); коммуникативные умения и навыки, которые ба- зируются на природной коммуникабельности и приобретенных умениях выстраивания продуктивной коммуникации. Перечисленные ресурсы лич- ности, с одной стороны, определяют стартовый уровень, с которого начнется развитие «гибких» навыков, а с другой, – цель и содержательное наполнение обучения «гибким» навыкам.
Вследствие цифровой трансформации общества и необходимости по- стоянного развития пула цифровых компетенций, происходит не только изменение образовательной среды, создающей условия для постоянного усовершенствования цифровой компетентности (до уровня digital fluencу – свободного владения цифровыми технологиями в условиях неопределен- ности), но и изменение содержания формируемых гибких компетенций у бакалавров в течение преподавания дисциплин информационно- технологического цикла.
В настоящее время неотъемлемым условием реализации качественно- го образовательного процесса является создание гибкой информационно-
120 образовательной среды (ИОС) в ВУЗе, которая, с одной стороны, фикси- рует их успех/неуспех в обучении, стратегии изучения дисциплин (за счет анализа цифровых следов в системах электронного обучения, базах цифро- вых ресурсов, включая библиотеки и аналитику, которую может предоста- вить педагог, опираясь на диагностику образовательной стратегии и такти- ки студента во время очных занятий), с другой, - учитывает потребности обучающихся, подбирает оптимальные источники, основываясь на анали- тике. Несмотря на интеграцию интеллектуальных технологий, привлечен- ных для анализа «больших данных», которые студенты оставляют в ИОС, основным инструментом диагностики, анализа данных и формирования компонентов ИОС, в большинстве случаев является педагог. Однако, сле- дует отметить, что более перспективным направлением работы является формирование и развитие у самих студентов компетенций (гибких навы- ков), позволяющих создавать собственную информационно- образовательную среду. Это совпадает с содержательным наполнением цифровых компетенций [1], например, в части требования компетенции по:
– созданию цифрового контента: создание и развитие собственного цифрового контента, как результата переосмысления учебных материалов и формализации собственных, выработанных и апробированных способов применения цифровых технологий, интеграция и переработка имеющегося цифрового контента по своему усмотрению, включая соблюдение автор- ских прав и лицензий, с применением инструментов программирования для планирования и разработки системы алгоритмов для формирования цифрового контента;
– решению проблем: диагностирование и решение технических про- блем (определять и устранять технические неполадки возникающие при работе цифровых устройств), выявление собственных потребностей в тех- нологических решениях, необходимых для реализации задач в определѐн- ных условиях (в случае информационно-образовательной среды имеется в виду определение своих собственных образовательных потребностей и не- обходимых технологических решений для их удовлетворения); креативное применение цифровых технологий (создание нестандартных и инноваци- онных решений – от концепции до прототипов средств обучения в цифро- вых средах); определение пробелов в собственной цифровой компетентно- сти и понимание, какие цифровые компетенции необходимо развивать са- мостоятельно, чтобы поддерживать свою собственную цифровую компе- тенцию в актуальном состоянии.
Для того, чтобы реализовывать это всѐ необходимо, чтобы студенты понимали, из каких компонентов состоит информационно-образовательная среда, каким образом они сами могут повлиять на эти компоненты и каки- ми инструментами они могут создать собственную информационно-об- разовательную среду или усовершенствовать ту, в которую они вовлечены.
121
Для реализации указанных целей у студентов по направлению «Гид- рометеорология» в обучение дисциплинам информационно-техно- логического цикла, к которым относятся профильно-ориентированные дисциплины «Геоинформатика» (5 семестр), «Гидрометеорологические информационные системы (6 семестр), «Геоинформационные системы в гидрометеорологии» (7–8 семестр), были интегрированы модули, связан- ные с освоением основ образовательного (педагогического) дизайна. Под термином образовательный (педагогический) дизайн мы принимаем самое широкое его значение и понимаем системный подход к построению учеб- ного процесса (в том числе и к организации собственной информационно- образовательный среды, насыщенной цифровым контентом), который учи- тывает достижения психологии, педагогики, эргономики, когнитивистики и других наук, изучающих особенности человеческого восприятия и по- знания [2]. И в контексте обучения бакалавров по направлению «Гидроме- теорология», прежде всего на первое место выходит именно образователь- ная составляющая, касающаяся самоорганизации (или как минимум адап- тации) информационно-образовательной среды самими студентами. Ины- ми словами, образовательный дизайн рассматривается как способ оптими- зации познавательной деятельности, который подразумевает конструиро- вание, преобразование и сопровождение студентами собственной инфор- мационно-образовательной среды на основе оптимального использования и сочетания образовательных ресурсов вузовской ИОС, информационных ресурсов цифрового пространства с целью создания психологически ком- фортного, пространства для саморазвития.
При выполнении проектных заданий в рамках дисциплин информаци- онно-технологического цикла студенты знакомятся со следующими аспек- тами образовательного дизайна:
– стейкхолдеры образовательного процесса и их роли (изучают себя, свои возможности в ИОС, знакомятся с ролью педагога как координатора и менеджера образовательной среды, примеряют на себя роль разработчи- ков и дизайнеров, заказчиков цифровых средств – на примере и образова- тельных продуктов и на примере специализированных геоинформацион- ных систем);
– учебный и информационный контент: его структура, виды представ- ления, модели проектирования, интерфейс систем, включая средства до- полненной и виртуальной реальности;
– логика реализации образовательного процесса, стратегии и техноло- гии предъявления учебного и «вне-учебного» контента;
– учет широкого контекста реализации процесса обучения.
Ознакомление происходит в виде практической деятельности по изу- чению, анализу и синтезу (или проектированию) компонентов собственной
ИОС или улучшений для ИОС вуза.
122
Литература
1. Обучение цифровым навыкам: Модели цифровых компетенций: анали- тический отчет
[Электронный ресурс]
URL: http://obzory.hr- media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika (Дата обращения: 14.03.2022).
2. Педагогический дизайн - новая компетенция педагога [Электронный ре- сурс]
URL: https://www.mgpu.ru/pedagogicheskij-dizajner-novaya- kompetentsiya-pedagoga/ (Дата обращения: 14.03.2022).
123
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 28
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА ЮФУ ПО
СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS RUSSIA ПО КОМПЕТЕНЦИИ
«ПРЕПОДАВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Егоров Н. Я.
1
, Егоров И. Н.
1
, Егорова С. И.
2
1
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
2
ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический
университет»
E-mail: nyegorov@sfedu.ru; egorovivan1@gmail.com, siyegorova@gmail.com
Преподавание техники и технологий представляет особую область пе- дагогической деятельности. Под воздействием автоматизации и роботиза- ции производственных процессов возрастает роль универсальных навыков учителей технологии. В настоящее время в ситуации быстрых изменений характера и условий труда, растущей социальной динамики
[1]
основное направление педагогической деятельности - введение учащихся в мир тех- ники и технологий, знакомство с производством и профессиями через ор- ганизацию практической и проектной деятельности учащихся, формирова- ние опыта трудовой, созидательной деятельности, профессиональных уме- ний и навыков. Технологическая подготовка учащихся должна соответ- ствовать требованиям высокотехнологичной цифровой экономике.
Проблема формирования современных навыков среди обучающихся школ, колледжей, студентов, которые, обучаются по программам среднего профессионального образования остается одной из наиболее актуальных в повестке образования. Успешный опыт оценки навыков и квалификаций в области формирования профессиональных навыков и их оценки является движение WorldSkills Russia.
Нами был изучен опыт проведения чемпионата Южного федерального университета по стандартам WorldSkills Russia по профессиональной ком- петенции «Преподавание технологии».
В конкурсе принимали участие бакалавры направления 44.03.05 «Пе- дагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) профиль Тех- нология и изобразительное искусство, каждый участник выполнял кон- курсные задания, раскрывающих спецификацию стандарта WorldSkills
(WSSS) по всем разделам и критериям.
Конкурсное задание представляет собой серию из 4 модулей, которые в свою очередь подразделяются на задания. Общее количество выполняе- мых заданий – 7. Общая продолжительность выполнения и демонстрации конкурсных заданий участником составляет 15 часов (2 дня).
124
Приведем примеры некоторых заданий, в которых участники активно используют современные научно-образовательные информационные ре- сурсы.
В модуле А «Преподавание технологии по основным образователь- ным программам» участник разрабатывает интерактивный сценарий урока по технологии на интернет-портале МЭШ (Московской электронной шко- лы) (uchebnik.mos.ru) с использованием электронных образовательных ре- сурсов и цифровых инструментов.
В модуле В «Организация внеурочной работы, направленной на попу- ляризацию передовых/перспективных технологий» участник разрабатыва- ет внеурочное мероприятие, направленное на популяризацию передо- вых/перспективных технологий, с использованием скрайбинг-презентации.
Для этого используется цифровой ресурс PowToon (https://powtoon.ru)
(бесплатная версия) или аналогичные ресурсы.
В модуле С «Методическое обеспечение преподавания технологии» участник разрабатывает 3D-модель с методическим указанием по органи- зации практической работы с обучающимися. Предлагается использование программной среды AutoСad, Компас 3Д, Fusion 360, онлайн-аналогов (по выбору участника).
В модуле D «Самообразование и профессиональная рефлексия» в за- дании «Разработка методических указаний по использованию оборудова- ния (конструктора, технического набора и пр.) на основе первоначального знакомства и анализа его возможностей» участники конкурса использова- ли наборы по робототехнике Lego Mindstorms EV3.
В ходе конкурса оценивались все выбранные критерии, система оцен- ки результата основана на информации, полученной от каждого эксперта, и регистрировалась в информационной системе соревнования (CIS).
Организованная работа по подготовке и участию в конкурсе студен- тов позволяет выстраивать индивидуальную программу по профессио- нальному саморазвитию. Можно сделать вывод, что профессиональные конкурсы позволяют решать ряд образовательных задач:
создавать условия для профессионально-личностной самореализа- ции;
выявлять талантливых и стремящихся к повышению своего профес- сионального уровня студентов;
повышать престиж педагогической деятельности;
совершенствовать механизмы оценки педагогического труда, каче- ства образования.