Файл: Российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 370
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
125
СПЕКТР ОПЕРАТОРА ЛАПЛАСА НА ГРАФАХ
СПЕЦИАЛЬНОГО ВИДА
Жмуров А. С.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
Институт математики, механики и компьютерных наук
им. И. И. Воровича
E-mail: zhmurov1@mail.ru
Нахождение спектра оператора Лапласа на графах — относительно новая задача в современной математике. На сегодняшний день есть ряд ра- бот, посвященных связи спектра оператора с геометрией графа. Однако вопросы нахождения спектра при сложных структурах графов и большом количестве параметров весов дуг до сих пор остаются открытыми.
1. Основные понятия теории графов
Определение 1. Ориентированным графом(по Бержу) G(X,Г) назы- вается пара (Х,Г), где Х — некоторое непустое множество, а
- отображение, которое каждому элементу X ставит в соответствие некото- рое подмножество X. Множество Х — вершины.
Определение 2. Множеством дуг U называется множество вида:
Определение 3. Пусть есть некоторый граф G(X,Г), и некоторое мно- жество
. Граф G'(X',Г') называется подграфом графа G(X,Г), если
,
Определение 4. Пусть G(Х,Г) — некоторый граф. Транзитивным за-
мыканием вершины x называется множество
^ ∪ ∪
∪
Вершина у называется достижимой их вершины х, если
^
Определение 5. Граф называется сильно связным, если в нем все вер- шины достижимы друг из друга.
Определение 6. Вершина х графа называется граничной, если под- граф, порожденный ее транзитивным замыканием
^ является сильно связным. Множество всех граничных вершин графа называется границей и обозначается
2. Понятие оператора Лапласа, задача на собственные значения
Определение 7. Пусть есть некоторый ориентированный граф G(X,Г) и некоторая функция f:
. Пусть U – множество дуг графа, и для каж- дой дуги задан вес:
[ ]
, где для любой вершины x
∑
Оператором Лапласа называется оператор следующего вида:
∑
126
Задача нахождения собственных значений оператора Лапласа имеет следующий вид:
{
, где
- граница графа.
3. Спектр оператора Лапласа для графов-решетки
Рассмотрим класс задач нахождения спектра оператора Лапласа на графе общего вида.
Данный граф состоит из m структур, которые соединены друг с дру- гом дугами с весами
(р выбирается произвольно). Каждая структу- ра представляет собой подграф, имеющий 2n вершин. На рисунке введено обозначение
. Легко видеть, что каждая структура является ком- понентой сильной связности графа.
Теорема 1. Спектр данного графа — это корни многочлена следую- щего вида:
(
)
(
)
Литература
1. Берж К. Теория графов и ее применение. М., 1962. 319 с.
2. Татт У. Теория графов. М., 1988. 424 с.
127
РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТА РЕДАКТИРОВАНИЯ
ДЕРЕВЬЕВ ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ UNITY
Задверняк Я. А.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
Институт математики, механики и компьютерных наук
им. И. И. Воровича
E-mail: zadvernyak@sfedu.ru
Разработка дерева поведения для моделирования агентов в играх яв- ляется задачей, как для программиста, так и для геймдизайнера. [1] При отсутствии специальных инструментов редактирования разработка значи- тельно усложняется. Потребность в редактировании дерева может возни- кать довольно часто, например, в результате плейтестов. В этом случае процесс правок включает в себя согласование изменений с программистом, внесение этих изменений и повторное тестирование. На это уходит как время, необходимое на согласование правок, так и рабочие ресурсы про- граммиста. Помимо этого, деревья поведения могут быть довольно ком- плексными, что затруднит внесение изменений и сделает код нечитаемым и плохо поддерживаемым.
Решением этой проблемы могут являться специальные инструменты редактирования деревьев, которые потребуют минимального знания кодо- вой базы. В этом случае геймдизайнер сможет сам заняться изменением дерева и последующим тестированием без привлечения программиста. Та- кой инструментарий особо ускорит внесение небольших правок. Вместе с тем его можно использовать для упрощения разработки дерева поведения.
Визуализация облегчит поддержку и избавит от необходимости вручную вносить изменения в большую, сложно читаемую структуру.
В данной работе описывается реализация визуального инструмента создания и редактирования деревьев поведения для платформы Unity.
Создаваемое дерево поведения представляет собой класс
HintedExecutionBehaviourTree, содержащий в себе корневой узел и метод выполнения. [2] Все узлы дерева реализуют базовый интерфейс BaseNode, содержащий в себе методы для получения списка узлов-потомков и метод выполнения узла. Для дерева по умолчанию реализованы два узла: узел- последовательность и узел-селектор. Как основные типы узлов, они сразу доступны для добавления. Также реализован узел-действие, используемый для построения дерева в редакторе. Пользователь может создать любой не- обходимый ему узел, реализовав интерфейс BaseNode, и добавить его в де- рево как листовой узел-действие.
Редактор для дерева реализован как CustomEditor для класса
HintedExecutionBehaviourTree. Таким образом, дерево можно добавить как
128 компонент сразу к объекту, к которому оно будет применяться, и редакти- ровать в инспекторе.
Исходя из рекурсивной природы дерева, отрисовка его узлов тоже яв- ляется рекурсивным процессом. Изначально в пустое дерево предлагается добавить один из доступных корневых узлов – последовательность или се- лектор. Затем можно начать построение дерева.
Глобально узлы делятся на три типа: последовательность, селектор и действия. Узлы последовательности и селектора визуализируются одина- ково: сначала показывается тип узла, затем кнопки для добавления дочер- них и удаления, затем по порядку рекурсивно все дочерние узлы.
Узел действия содержит в себе объектное поле, принимающее
MonoScript. Из полученного скрипта с помощью Activator.CreateInstance извлекается содержащийся класс BaseNode и записывается в текущий узел.
При этом в редакторе узел отображается по имени своего класса, позволяя легко контролировать заполнение дерева самописными узлами.
Рис. 1. Редактор дерева поведения
Для того, чтобы внесенные из редактора изменения сохранялись в де- реве, у содержащихся в селекторе и последовательности списков дочерних узлов прописан атрибут SerializeReference. Он позволяет сериализовать данные для отображения и менять их извне.
Созданный редактор обладает большим потенциалом для расширения и с помощью минимальных изменений может настраиваться программи- стами под нужды проекта. В случае необходимости можно добавить новые типы узлов, специальным образом обрабатывающих своих потомков
(например, для расширения функционала селектора или последовательно- сти). Для этого необходимо в отрисовку узла типа действие включить функцию отрисовки потомков и помечать каждый список потомков выше- упомянутым атрибутом.
129
Представленный редактор является доступным инструментом редак- тирования и создания деревьев поведения, позволяющим использовать собственные узлы. Также с его помощью можно легко вносить правки в поведение агентов прямо в процессе тестирования.
Литература
1.
Anguelov B., Behavior Trees: Breaking the Cycle of Misuse.
2. Sergio Ocio. Adapting AI Behaviors To Players in Driver San Francisco:
Hinted-Execution Behavior Trees / AIIDE'12: Proceedings of the Eighth
AAAI Conference on Artificial Intelligence and Interactive Digital Enter- tainment с. 51–56.
130
ОПТИМИЗАЦИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ВЕСОВ ДЛЯ
ВАЛИДАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ТЕОРИИ
ТОНКОГО КРЫЛА
Казаков Е. А., Самсонов И. К.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
Институт математики, механики и компьютерных наук
им. И. И. Воровича,
г. Ростов-на-Дону
E-mail: Eugene.A.KazakoV@yandex.ru, hazar7073@yandex.ru
В настоящее время широкое распространение в науке получил такой вид эксперимента, как вычислительный эксперимент. Различные пакеты программ (ANSYS, Comsol, NX, Solidworks и пр.) используются для эко- номии материалов и времени на изготовление опытной модели. Но любой вычислительный эксперимент требует валидации для последующего до- стоверного применения. Валидация, в свою очередь, происходит путѐм натурного эксперимента. Как правило, для натурных экспериментов в об- ласти аэродинамики часто используются аэродинамические трубы ввиду своей универсальности [1, 2], поскольку они позволяют с достаточной точ- ностью имитировать движение обтекаемых предметов различной конфигу- рации в воздушном потоке и фиксировать возникающие при этом силы (фе- номены, физические явления). Для определения подъѐмной силы в малога- баритных трубах, зачастую, используют аэродинамические весы, которые базируются на системе многочисленных тензометрических датчиков.
Для валидации теории математической модели тонкого крыла с вин- глетами [3] проводился натурный эксперимент в аэродинамической трубе, установленной на кафедре теоретической и компьютерной гидроаэродина- мики. В трубе установлены два типа аэродинамических весов: вертикаль- ные (установленные на задней стенке рабочей зоны трубы) и горизонталь- ные (установленные непосредственно под рабочей зоной трубы). Рабочая зона представляет собой камеру в форме параллелепипеда 300х300х600мм с выравнивающей решѐткой на входе и съѐмной боковой дверцей. В ходе натурного эксперимента полноценная исследуемая модель крепится к аэродинамическим весам с помощью державки. В случае с аэродинамиче- ской трубой ТКГ горизонтальные весы оснащены вертикальной державкой прямоугольного сечения с программной коррекцией угла атаки, тогда как в вертикальных весах используется державка круглого сечения с возможно- стью более тонкой ручной настройки. При этом вертикальная державка более удобна при исследовании объектов сложной формы (например, пла- стинок с винглетами, ориентированными вниз), а горизонтальная обладает
131 более простым креплением. Внешний вид рабочей зоны аэродинамической трубы и аэродинамических весов изображѐн на рисунке 1.
Рис. 1. Общий вид рабочей зоны аэродинамической трубы с установленной на горизонтальные весы пластинкой
Натурный эксперимент состоял из серии обдувов двух типов пласти- нок габаритами 200 мм на 50 мм. На одной пластинке с двух сторон распо- лагались вертикальные пластинки (винглеты) высотой 20 мм. Пластинки, установленные в рабочей зоне аэродинамической трубы, представлены на рисунке 2.
Пластинки устанавливались как на вертикальные, так и на горизон- тальные аэродинамические весы, обдувались со скоростью 12,5 м/с, на уг- лах атаки α = 4, 10 и 16 градусов. В серии измерений для горизонтальных весов угол атаки задавался сервоприводом с программным управлением и ключом размыкания электроцепи, позволяющим исключить влияние при- вода на тензодатчики. В серии для вертикальных весов угол атаки задавал- ся вручную системой точной настройки с выравниванием по механическо- му угломеру. Полученные значения подъѐмной силы представлены в таб- лице 1. Графики с полученными данными представлены на рисунке 3.
132
Рис. 2. Пластинка в рабочей зоне аэродинамической трубы
Таблица 1. Полученные данные
P, мН
α
200x50 20x5 винглет
Pпод. / мН вертикальные горизонтальные вертикальные горизонтальные
4 420 416 539 490 10 793 650 872 700 16 900 782 874 676
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что на угле ата- ки 4 градуса в рамках погрешности результаты сходятся, но при увеличе- нии угла атаки до 10 и 16 градусов заметны существенные расхождения, связанные, по всей видимости, с возрастающей ролью влияния державки.
Избежать еѐ наличия технологически невозможно, но в рамках текущей работы наибольший интерес вызывают как раз малые углы атаки [1], для которых результат валидации можно считать удовлетворительным.
133
Рис. 3. Графики полученных данных
Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РФФИ
№ 19-29-06013.
Литература
1. GEBBINK Roy & WANG, Ganglin & ZHONG, Min. (2018). High-speed wind tunnel testing of CAE aerodynamic validation model. Chinese Journal of Aeronautics. 31. 10.1016/j.cja.2018.01.010.
2. Kursakov Innokentiy & Kazhan, Egor & Gebbink, Roy. (2018). Computational study of wing deformation and sting interference effects with the CAE-AVM test case. Chinese Journal of Aeronautics. 31. 10.1016/j.cja.2018.05.018.
3. Sumbatyan M. A., Samsonov I. K., On the theory of thin lifting surface with winglets, Mechanics Research Communications 109 (2020) 103519.
134
ОПЫТ АКТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
БАКАЛАВРИАТА ПО ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКЕ И
ИНФОРМАТИКЕ
Карякин М. И., Махно В. В., Ревина С. В.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
Институт математики, механики и компьютерных наук
им. И. И. Воровича
E-mail: karyakin@sfedu.ru
В 2021 году Южный федеральный университет приступил к выполне- нию очень интересного проекта, связанного с актуализацией образователь- ной программы бакалавриата по направлению «Прикладная математика и информатика». Эта работа выполнялась в рамках федерального проекта
«Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая эко- номика». Общая цель проекта состояла в актуализации и апробировании основных профессиональных образовательных программ высшего образо- вания, направленных на формирование профессиональных компетенций, а также актуализацию индикаторов достижения универсальных и общепро- фессиональных компетенций, направленных на применение цифровых технологий, востребованных в соответствующих приоритетных отраслях экономики.
На первый взгляд, в нашем случае актуализировать особо и нечего.
Программа «Прикладная математика и информатика» – прекрасный при- мер того, как работает сплав классического фундаментального образова- ния и современных информационных технологий. Но жизнь идет вперед, мир меняется все стремительнее. И современное образование должно не просто поспевать за этими изменениями, а пытаться их предсказать и опе- редить.
Разработчики актуализированной программы исходили из того, что, прикладная математика – это, прежде всего, математическое моделирова- ние, понимаемое как наука о построении и использовании математических моделей для описания практически всех явлений и процессов окружающе- го нас мира: от расщепления атома – до движения галактик, от свойств ге- нома – до иерархически сложных социально-экономических систем. И в том, что мир стал цифровым – огромная заслуга прикладной математики, ставшей основой, фундаментом этой цифровой трансформации.
Согласно Атласу сквозных цифровых технологий, математическое и имитационное моделирование является одной из современных цифровых технологий, на которой основана перезагрузка нашей индустрии и которая позволит вывести производственные процессы на качественно новый уровень.
135
Сегодняшние новые подходы к моделированию связаны, прежде все- го, с использованием таких сквозных цифровых технологий как Машинное
обучение и искусственный интеллект, Большие данные, Облачные техно-
логии. Поэтому обучение по направлению подготовки «Прикладная мате- матика и информатика» должно быть направлено на выработку цифровых компетенций в указанных областях.
Кроме того, учитывая широкий спектр тех областей современного цифрового производства, в котором работают выпускники современной образовательной программы по прикладной математике и информатике, этих выпускников нужно обязательно знакомить с представительным списком других важнейших современных сквозных технологий. Это
• Распределенные и отказоустойчивые системы
• Имитационное и суперкомпьютерное моделирование
• ERP-системы (Enterprise Resource Planning System)
• Компоненты робототехники и сенсорика
• Технологии беспроводной связи
• Технологии распределенного реестра
Как ввести в программу эти новые технологии, какие добавить курсы, как откорректировать существующие, не нарушив при этом фундамен- тальный характер образования – именно в этом состояла сложность по- ставленной задачи.
На первом этапе работ по актуализации образовательной программы очень важными оказались мероприятия, связанные с изучением потребно- стей и интересов потенциальных работодателей. В качестве таковых были выбраны прежде всего ИТ-компании – как мирового и российского уровня, так и компании, созданные и работающие на территории Ростовской. Кро- ме того, поделиться своими мыслями о потребностях в кадрах было пред- ложено ИТ-структурам региональных банков, научно-исследовательским институтам и компаниям. Во всех случаях основным требованиям к ком- пании выступало условие наличия не менее 30 сотрудников, работающих в сфере современных цифровых технологий. Разработана онлайн-анкета, проведено 8 встреч с представителями таких компаний. В результате такой работы получен отклик 29 компаний, как монопрофильных, так и работа- ющих в нескольких ИТ-сферах.
Тщательный анализ анкет и содержащихся в них ответов был учтен при выборе профессиональных стандартов для разработки профессиональ- ных компетенций выпускников актуализируемой образовательной про- граммы. Кроме того, этот выбор связан с существующими традициями и научными школами Южного федерального университета. Разумеется, в каждом конкретном случае каждого конкретного вуза, планирующего ре- шать задачи актуализации образовательных программ, обязательно долж- ны учитываться оба эти фактора: как потребности и интересы региональ-