Файл: 1. Теоретические аспекты формирования имиджа региона.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Крайне важно найти для региона выделяющую его из ряда конкурентов идентификацию. А для этого необходимо проанализировать динамику регионального развития и установить, насколько регион открыт для внешней конкуренции, определить цели региональной политики, ее соответствие задаче усиления конкурентоспособности. Такой анализ позволяет выявить соотношение между эффективностью текущей и потенциальной специализации региона, основные факторы, влияющие на его конкурентоспособность, сформировать эффективную стратегию функционирования, а также символический репутационный капитал, который является важнейшей составляющей конкурентоспособности регионального бренда.
Имидж региона и идеология его развития, если она сформулирована элитой, играющей стратегическую роль в процессе принятия решений на локальном уровне, тесно связаны между собой. Региональный имидж создает эмоциональный тон восприятия определенных идеологических установок, иллюстрирует идеологию в ярких, доходчивых образах, формирует у населения соответствующей территории чувство патриотизма. Идеология, как система ценностей, моделей поведения, не подкрепленная продуманным и профессионально сформированным имиджем региона, воспринимается как искусственная, нереальная установка, мифологическая матрица. В то же время имидж региона без идеологического наполнения не воспринимается цельно, он является как бы набором ярких фрагментов без смыслового содержания.
Каждый регион должен четко и адекватно представлять себя и свои деловые возможности рыночной среде не только на собственной территории, но и внешнему миру. При этом необходимо ответить на вопросы: В чем имидж региона совпадает с имиджем России в целом? В чем и в какой степени отличается от него?
О природно-географических, административно-политических, экономических, культурных, этнических особенностях каждого конкретного региона должны знать те, кто может реально содействовать его развитию, привнести в него материальный, интеллектуальный, культурный капитал, эффективно использовать местные ресурсы или принять деятельное участие в формировании региональных бренд-имиджей. Значит, соответствующей информацией должны быть вооружены руководители промышленных и финансовых предприятий и учреждений, предприниматели, инвесторы, специалисты в различных сферах науки, техники, искусства, культуры, спорта, туризма. Причем речь не идет об абстрактном «генеральном» имидже. В сознании каждого представителя разных аудиторий он будет свой. Поэтому для каждой из них при формировании имиджа должна быть разработана своя программа — для инвесторов, СМИ, экономических партнеров, администрации, собственного персонала и т. д. — и базироваться на их основных потребностях.
Привлекающим моментом для возможных инвесторов являются инвестиционные возможности, которые предопределяет ряд региональных потенциалов:
-
производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе); -
инновационный (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе); -
институциональный (степень развития институтов рыночной среды); -
инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность); -
финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона); -
потребительский (совокупная покупательная способность населения территории).
Из всего вышесказанного можно сделать конкретные выводы. Образ, имидж и бренд региона – взаимосвязанные и комплексные понятия, которые логически вытекают, конкретизируют друг из друга. Соответственно, они применяются практически к функционированию региональной экономики. Становятся одним из ее составляющей, фактором развития. Прежде всего, делая упор на привлечение инвесторов и переселенцев, которые благодаря активной деятельности создают продукты и услуги, насыщают региональный рынок, поддерживают рынок труда региона и влияют на рост ВРП, а через это и на роль региона в национальной экономике, благодаря чему и создается имидж региона.
Влияние имиджа на экономическое развитие региона происходит через позиционирование региона как «товара», выявление его особенных привлекательных свойств, которые интересуют потребителей этого товара – население, инвесторы, туристы и т.п. А также через привлекательные инвестиционные возможности, которые заключаются в имеющихся региональных потенциалах.
2. Анализ и проблемы развития имиджа Сахалинской области
2.1 Анализ имиджа Сахалинской области
Для оценки региональной популярности и уяснения места Сахалинской области в числе российских регионов мы используем в качестве инструмента анализ разных рейтингов субъектов РФ по разным критериям оценки и категориям. Данные рейтинги были составлены различными информационными агентствами такими как РИА- Новости, ИТАР-ТАСС и эксперт РА, а также по данным журналов «Клуб регионов» и «Регионы России» и другие. Также анализируем психологические ассоциации людей связанные с Сахалинской областьюм и его особенностями и выясним откуда «растет» региональная узнаваемость данного субъекта Федерации.
Для начала рассмотрим коммуникационный рейтинг регионов РФ в ведущих англоязычных СМИ, которое провело аналитическое агентство Смыслография. Результаты рейтинга освещены за период первого полугодия 2018 года. Методом контент анализа, данное агентство исследовало насколько часто в зарубежных СМИ звучат названия регионов Российской Федерации и составило на основе данного исследования рейтинг. По результатам рейтинговой таблицы Сахалинская область занял 17-18 место, поделив его с Оренбургской областью. Следует заметить, что это весьма неплохой результат, так как известно, что регионов 83. Можно сделать вывод о том, что Сахалинская область довольно часто упоминается в иностранных СМИ и следовательно о нем имеется представление у граждан иностранных государств. Нам также интересно, какое положение он занял в числе регионов Дальнего Востока. Так среди ДВ-регионов Сахалинская область заняла 4 место в общей таблице субъектов РФ, далее идет Сахалинская область с уже известным результатом 17-18, и следом идут: Приморский край -21 место, Республика Саха -35 место, Камчатский край – 38 место, ЧАО – 40 место, Магаданская область – 42 место, Амурская область 73 место и замыкает этот ряд ЕАО с последним 82 местом.11
Из приведенного результата видно, что Сахалинская область по упоминаемости является вторым субъектом в ДФО и от него почти все регионы имеют значительное отставание.
Далее рассмотрим и анализируем рейтинг проникновения сотовой связи в регионы РФ и отдельно по ДФО. Данные приведены за период 2019 и 2020 года. Прежде всего, что важно, это зоны покрытия сотовой связью регионов. Здесь лидером является Приморский край, который покрывается не только основными операторами, такими как МегаФон, МТС и Билайн, но также и СкайЛинк. Кроме этого, он имеет и собственных региональных операторов: АКОС и Новая телефонная компания. Далее идут Сахалинская область и Камчатский край с покрытием 4-х операторов, остальные регионы ДФО покрыты лишь тремя или двумя операторами связи. В таких регионах как Приморский край, Магаданская область и республика Саха отсутствует такой оператор как Билайн.
12 Теперь анализируем рейтинг количества зарегистрированных сим-карт в каждом регионе ДФО и определим место Сахалинской области в нем. Составим список:
-
Приморский край – 13 позиция. -
Камчатский край – 32 позиция. -
Магаданская область – 38 позиция. -
Сахалинская область 42 позиция. -
Сахалинская область -43 позиция. -
Амурская область – 51 позиция. -
Республика Саха – 66 позиция. -
ЕАО – 78 позиция. -
ЧАО – 80 позиция.
Как видно Сахалинская область не состоит в числе лидеров как в общенациональном, так и в дальневосточном рейтинге. Это объясняется плохой демографической ситуацией в регионе и продолжающимся оттоком населения.
Теперь проанализируем положение региона в рейтинге обеспеченности трудовыми ресурсами регионов РФ. Показатель, по которому ведется оценка, является комплексным, поэтому на первый взгляд может казаться, что результат рейтинга не соответствует действительности.
Обеспеченность региона трудовыми ресурсами – комплексная оценка трудового потенциала региона с учётом демографических характеристик, состояния трудовых ресурсов и уровня подготовки кадров. Определяется комплексом показателей:
-
население в трудоспособном возрасте; -
скорректированный коэффициент демографической нагрузки; -
цепной темп прироста численности занятых в экономике; -
уровень экономической активности населения; -
уровень занятости; -
выпуск на 10 000 человек населения.
В данном рейтинге регионы ДФО расположились следующим образом:
-
ЧАО – 3 место; -
Магаданская область – 6 место; -
Камчатский край – 9 место; -
Сахалинская область – 10 место; -
Сахалинская область – 12 место; -
Республика Саха – 18 место; -
Приморский край – 29 место; -
Амурская область – 33 место; -
ЕАО – 45 место.
Как можно видеть, Сахалинская область в общем национальном рейтинге занял весьма неплохую позицию, но если посмотреть его место в системе регионов ДФО, то картина выглядит по-другому. Так наименее заселенные регионы заняли первые строчки в рейтинге трудовой обеспеченности. А остальные регионы расположились равномерно друг от друга. Здесь можно говорить о том, что Сахалинская область имеет статус региона, довольно обеспеченного трудовыми ресурсами. Хоть и до сих пор существует потребность в их увеличении.
13
И последний рассматриваемый рейтинг – рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. В данном рейтинге Сахалинская область занял символичное 27 место среди 83 субъектов Российской Федерации. Так как оценка велась по интегральному показателю, то положение, занимаемое областью, является устойчивым в системе российских регионов.14
Также, следует отметить, что огромное влияние на формирование регионального имиджа Сахалинской области влияет имидж его административного центра – города Сахалин. Он является ключевым фактором в становлении имиджа всего области.
Популярность города Сахалин формируется также, благодаря участию города в различных всероссийских конкурсах и рейтингах, а также позиционированию на международных деловых встречах. Основная роль в формировании не только имиджа города, но и области должна лежать на органах власти области и города.
Отметим лишь несколько аспектов в формировании регионального имиджа, которые вытекают из популярности административного центра области.
Престиж Сахалина в представлении городов и субъектов федерации, стран СНГ, многих государств и международных организаций достаточно высок, и его сохранение является приоритетом в работе администрации столицы.
В реестре достижений в прошлом году - диплом III степени в номинации «За эффективную реализацию городских программ стратегического развития» во всероссийском конкурсе «Регионы России: от кризиса к развитию», который проводит Госдума РФ, Министерства регионального развития и экономического развития РФ. Международный деловой журнал «Форбс» отвел второе место в рейтинге «Лучшие города для бизнеса».
На XVIII международном фестивале «Зодчество - 2020» городскому округу «Город Сахалин» присужден Золотой диплом. В 2020 году получен диплом в номинации «За лучшее нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса» III Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления финансами».
Сахалин признан победителем в девяти номинациях смотра-конкурса III международного форума «Мегаполис: XXI век» на звание «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС», проводимый минэкономразвития РФ, МАГ, ВСМС, ЕврАзЭС, исполкомом СНГ и правительством Москвы. Комиссия отметила:
- проведение эффективной экономической политики;
- эффективное формирование и использование бюджета города;