Файл: Курсовая работа по дисциплине теория и методика обучения географии методика обучения географии за рубежом (на примере сша).docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
|
Институт естествознания и экономики
Кафедра географии и методики преподавания географических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Методика обучения географии за рубежом (на примере США)
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Направленность (профиль) подготовки: География и Иностранный язык (английский)
Форма обучения: очная
Выполнила обучающаяся:
Голубева Александра Владимировна
3 курс, ОБ-ГА-31
Руководитель:
Иванищева Надежда Александровна
д.п.н. доцент, зав. кафедрой географии
и МПГД
_______ ________________
Оценка Подпись
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 Высшее географическое образование в США 6
1.1 Общая характеристика географического образования в США 6
1.2 Генезис и развитие высшего географического образования в США 10
Глава 2. Сравнительный анализ географического образования в российских и американских высших учебных заведениях. 15
2.1 Выявление социокультурных предпосылок зарождения географического образования в США 15
2.2 Выявление черт сходства и различия географического образования в российских и американских высших учебных заведения 16
Заключение 23
Список литературы 25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С реформированием отечественной школьной системы общий интерес к зарубежному опыту особенно возрос. Существует множество книг по сравнительной педагогике, которые вызывают большой интерес и для дидактов, и для представителей частных методик. Поскольку в зарубежном мире тоже осуществляются школьные реформы, которые предусматривают перестройку не только управленческих структур, создание новых типов учебных заведений, продление сроков обучения, углубление связей между образованием и миром труда, но и модернизацию содержания школьного образования, которое в свою очередь теснейшим образом связано с изменениями в его структуре.
В Соединенных Штатах география не рассматривается как отдельный учебный предмет, а является частью интегрированных курсов естественных и общественных наук, а также курса наук о Земле. В лучшем случае, учащиеся, если захотят, смогут расширить собственные знания в области географии на дополнительных (элективных) курсах. По данным государственной статистики только около 10% так называемых «общественных наук» посвящены темам географической направленности, и если география своей страны изучается хоть как-то, то изучение и знакомство с устройством зарубежных стран практически не попадает в поле зрения американской геодидактики. Отсюда следует промежуточный вывод, что вопросами содержания школьного курса географии американские педагоги и методисты не очень-то и занимаются. Для американской методики обучения характерно противопоставление задач развития активности и приобретения знаний. Актуальность проблемы заключается в том, что все эти вопросы решаются и в России, в ходе наших реформ. Отсюда и повышенное внимание к зарубежному опыту, который должен не бездумно копироваться, а заимствоваться осмысленно, с учетом традиций и особенностей нашей страны.
Проблема исследования: как обеспечить успешную реализацию обучения географии в США в условиях обновления содержания географического образования.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Методика обучения географии за рубежом (на примере США)».
Цель исследования: изучить методику обучения географии за рубежом (на примере США).
Объект исследования: географическое образование в США.
Предмет исследования: методика обучения географии за рубежом на примере США.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности географического образования в США.
3. Сравнить российское и американское географическое образования на уровне высшей школы.
Методы исследования: теоретический анализ, системный анализ полученных данных, сравнительно-географический, анкетирование, математической статистики, обобщение результатов исследования.
Практическая значимость исследования
заключается в сравнительном анализе географического образования в России и в США, а так же в выявлении отличительных особенностей американского географического образования от российского. Рассмотрены история и современное состояние географического образования в США, его внутренние территориальная и организационная структуры и место в мировой образовательной системе. Кратко охарактеризованы основные этапы институциональной истории географии в американских университетах, показаны основные факторы, повлиявшие на нынешний ренессанс популярности географического образования. Проанализирован отраслевой состав географических образовательных программ во всех университетах США, показано доминирование общественно-географических дисциплин. Отмечены особенности размещения разных ступеней географического образования, выделены ведущие центры географического образования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ВЫСШЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ
1.1 Общая характеристика географического образования в США
Система профессиональной подготовки географов в Соединенных Штатах Америки (далее – США) может быть признана самой выдающейся в мире. По масштабу – около 100 географических факультетов, более 400 географических образовательных программ, тысячи студентов. По качеству: каждый пятый университет в рейтинге QS американский; пожалуй, только британские географические факультеты стоят чуть выше [1]. Система высшего географического образования в США переживала мощные взлеты и резкие падения. Зародившись еще в начале XX века, географическое образование пережило период упадка в 1960–1980-е годы, но к началу нового века на волне геоинформационной революции и «пространственного поворота» вновь заняло передовые позиции, так что Министерство труда США включило геотехнологии в список трех наиболее перспективных отраслей трудоустройства. В настоящей статье дана характеристика американского географического образования, его внутренней организационной и пространственной структуры.
Академическое сообщество уделяет большое внимание преподаванию географии в системе довузовского образования, так называемого K-124 . Так, начиная с середины 1980-х годов Ассоциация американских географов и Национальное географическое общество выпускают серию методических материалов для учителей географии (англ. Guidelinesforgeographyeducation), с помощью которых осуществляется коммуникация с базовым образованием и корректировка преподаваемого в школах материала в соответствии с развивающимися представлениями «большой науки». Проводятся регулярные региональные летние школы-семинары для учителей с приглашением экспертов из высших учебных заведений. Университеты издают серии наглядных материалов и пособий для K-12, регулярно актуализируя их [10]. Учреждения высшего образования представлены колледжами, университетами и институтами, которых всего в стране насчитывается порядка 4,5 тысяч. В отличие от большинства стран мира ни одно американское высшее учебное заведение не финансируется федеральным правительством. Высшие учебные заведения в США делятся на публичные и частные. Ни частным, ни публичным университетам не требуется каких-либо специальных аккредитаций или иных разрешений на ведение образовательной деятельности.
Географическое образование в стране представлено преимущественно в публичных университетах, хотя есть и специализированные департаменты в частных. Все высшее образование в США платное, но существует развитая система стипендий для особо отличившихся студентов, а также для нуждающихся. Плата за обучение в частных университетах существенно выше, нежели в публичных. Развита система образовательных кредитов с отсрочкой погашения на срок обучения. Детализированная характеристика ступеней высшего образования в США дана специализированной в главе недавней монографии, посвященной состоянию географического образования в разных странах мира [3].
Географическое образование разных уровней распределено по территории США неравномерно. При этом необходимо сразу отметить высокую степень децентрализации географического образования, имеющего место в большинстве штатов. Бакалаврские программы со специализацией в области географии (рис. 1) представлены в 45 штатах и округе Колумбия, то есть практически повсеместно. При этом наиболее значительные ареалы концентрации совпадают с крупнейшими штатами США по числу студентов и по числу населения вообще, это штаты Приозерья (Миннесота, Висконсин, Иллинойс, Мичиган, Огайо), а также Нью-Йорк, Пенсильвания, Калифорния и Техас, при этом в Пенсильвании и Калифорнии более десяти университетов предоставляют возможность получить географическую специализацию. Как в бакалавриате, так и в магистратуре учебные планы подразумевают очень высокую степень свободы студента при выборе предметов. В список обязательных обычно входит 3–6 курсов общего теоретико-методологического плана и курсы иностранного языка (древнего или современного) за все время обучения. Основная специализация в области определенного предметного поля географии также может подразумевать какое-то количество обязательных курсов. Также для некоторых курсов продвинутой степени сложности необходимо освоение подстилающих курсов. Большинство университетов поддерживает полевые изыскания студентов как с помощью учебных практик (способы организации, методы и характер проведения сильно разнятся), так и с помощью широко распространенной специальной системы тревел-8 и исследовательских грантов, подразумевающих проведение полевых исследований как в США, так и за пределами страны.
Географические магистерские образовательные программы не коррелируют прямо в своем распределении по территории страны с бакалаврскими.
Так, анализ карты на рис. 1 показывает, что распространенность географического образования в университетах Приозерья носит весьма поверхностный характер, в большинстве из них есть лишь 1– 2 крупных центра, где студент может продолжить получать специализированное образование. По количеству магистерских программ лидируют Калифорния (10 программ) и Техас (5), также крупными центрами являются штаты Иллинойс и Огайо. В то же время, хотя бы одна магистерская программа по географии есть в абсолютном большинстве штатов – лишь в семи образование ограничено бакалавриатом.
Наконец, центры географической аспирантуры показывают действительные места концентрации географического образования высокого качества. Это 4 крупных штата: Калифорния, Техас, Огайо и Флорида, в каждом из которых более четырех университетов имеют географические образовательные программы самой высокой ступени. В то же время, даже на этом уровне образования оно очень децентрализовано, лишь в 13 из 50 штатов отсутствует географическая аспирантура. Такое распределение образования по территории США отражает специфику всего американского образования, являющегося прерогативой штатов, а не федерального правительства, что приводит к возникновению систем высшего образования в каждом штате и высокой конкурентности рынка образовательных услуг. В то же время вытеснение географии из ведущих университетов Лиги Плюща, имевшее место в середине XX века, привело к тому, что наиболее крупные, комплексные центры географического образования приурочены к самым сильным университетам, не входящим в Лигу. Например, таким как системы Калифорнийского, Техасского, Висконсинского и Иллинойсского университетов, различные университетские системы штатов Огайо, Флорида, Аризона, Канзас и Индиана. Следует отметить, что абсолютное большинство таких центров приурочено к системам публичных университетов штатов.
Рис. 1 – Специализация высшего географического образования в США [cоставлено автором]
1.2 Генезис и развитие высшего географического образования в США
География оформилась как университетский предмет с самостоятельным институциональным положением в высших учебных заведениях США на заре XX века, когда складывалась современная структура научных дисциплин. В течение первой половины XX века позиции географии в американских колледжах и университетах постоянно усиливались: так исследователи Brubacher, Rudy, 1968 отмечают, что в период с 1900 по 1948 гг. количество студентов, изучавших географию в колледжах, выросло в 10 раз, в то время как общее количество обучавшихся в колледжах студентов – лишь в 2 раза. Престиж географического образования также сильно вырос в годы Второй мировой войны, когда множество географов работало в аналитических подразделениях военных структур США, а интерес к зарубежному миру в стране многократно усилился. Однако вместе с таким впечатляющим количественным ростом, исследователи [2] отмечают институциональную слабость географии, которая к середине 1970-х годов утратила самостоятельные профильные подразделения почти во всех ведущих исследовательских университетах страны. Начало этому ослаблению было положено в 1948 г., когда ведущий университет США - Гарвардский – задал новую тенденцию, объявив о закрытии географического факультета [1].