Файл: Теоретические основы специальной операции 4 Понятие и виды специальной операции 4.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 774
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы специальной операции
1.1. Понятие и виды специальной операции
1.2. Цели, этапы и организация проведения специальных операций
Глава 2. Особенности проведения специальных операций
2.1 Основные принципы управления в специальных операциях
2.2 Организация, управление и взаимодействие в специальных операциях
2.2 Организация, управление и взаимодействие в специальных операциях
К нормативным документам, регламентирующим деятельность ОВД при предупреждении и пресечении захвата заложников, относятся: Конституция РФ [1], различные Федеральные законы, Закон РФ «О полиции» [6], другие законы и правовые акты Российской Федерации, международные конвенции, межведомственные и ведомственные нормативные акты.
Заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого- либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.[16, c. 69]
Под захватом заложников понимается такое неправомерное физическое ограничение свободы человека, при котором его последующее возвращение к свободе становится в зависимость от выполнения требований субъекта, обращенных к государству, организации, физическим или юридическим лицам. Захват может осуществляться тайно или открыто, без насилия или с насилием не опасным либо опасным для жизни и здоровья.[19, c. 73]
Проблемы, которые возникают в ситуациях захвата заложников, можно разбить на три большие группы с выделением частных задач.
1) Проблемы, относящиеся к заложникам:
- разработка организационной стороны участия специалистов в операции по психологической поддержке заложников;
- разработка кратких речевых формул для их психологического инструктажа в целях поддержки и предупреждения неправильного поведения, которое может спровоцировать преступников на насильственные действия;
- разработка мер экстренной медико-психологической помощи.
2) Проблемы, относящиеся к участникам операции:
- разработка организационной стороны участия специалистов медико-психологической поддержки на определенных этапах специальной операции;
- разработка методик саморегуляции и психологического инструктажа участников операции о правильных действиях в зависимости от типов личности террористов, заложников и сложившейся ситуации;
- разработка рекомендаций по способам коррекции работоспособности и интенсивного восстановления психического здоровья участников операции;
- разработка оптимального набора методик для их медико-психологического обследования.
3) Проблемы, связанные с ведением переговоров с террористами:
- разработка методов убеждения, в том числе аргументации, в зависимости от типов личности террористов и сложившейся ситуации;
- разработка приемов невербального воздействия на преступников, в том числе через технические средства передачи информации;
- разработка способов комплексного влияния на психику террористов
с целью снижения у них уровня агрессивности;
- разработка методик по подготовке переговорного процесса из числа психологов и психиатров, а также сотрудников МВД. В системе обеспечения охраны государственного строя, личности и прав граждан от преступных посягательств основную роль играет Уголовный кодекс РФ, содержащий нормы, предусматривающие ответственность за захват заложников (статья 206 Уголовного Кодекса РФ).[28, c. 119]
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации «О полиции» сотрудники полиции имеют право применять огнестрельное оружие при освобождении заложников [6].
Приказ МВД РФ, предусматривает порядок планирования действий ОВД при предупреждении и пресечении захвата заложников, расчета сил и средств, особенности формирования группировки, а также организацию управления и связи. Согласно инструкции, утвержденной совместным Приказом Министерства безопасности и МВД РФ «О мерах по координации и взаимодействии федеральных органов государственной безопасности и органов внутренних дел Российской Федерации при проведении операций по освобождению заложников» к компетенции Федеральной службы безопасности РФ относятся акции захвата заложников:
- совершенные членами международных террористических организаций на территории России, в иностранных дипломатических и иных представительствах, в зданиях органов государственной власти и управления, на объектах атомной промышленности и энергетики, особо опасных производств;
- при попытке содержащихся под стражей лиц достичь целей незаконной эмиграции из России;
- в жилом фонде, нежилых строений населенных пунктов при попытке достичь целей политического характера;
- на объектах воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта;
- в служебных зданиях и иных объектах, находящихся в ведении и под охраной ФСБ.[32, c. 106]
Федеральная служба безопасности и МВД России проводят специальные операции по освобождению заложников самостоятельно или совместно, в зависимости от их компетенции, складывающейся оперативной обстановки, объекта посягательств, наличия сил и средств, возможности локализовать и пресечь захват заложников с наименьшими потерями для них, без угрозы безопасности окружающих лиц. Цели проводимых специальных операций по освобождению заложников:
- защита жизни, чести, здоровья, достоинства граждан и предотвращение ущерба имуществу различных форм собственности;
- выполнение всех международных конвенций, соглашений по вопросам борьбы с терроризмом;
- выполнение договоренностей с государствами-участниками СНГ в области обеспечения безопасности;
- обеспечение исполнения норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства России;
- обезвреживание лиц, захвативших заложников.
Освобождение заложников и задержание лиц их захвативших осуществляется путем проведения комплекса мероприятий под руководством оперативного штаба по единому плану.
Существует несколько видов проведения операции освобождения заложников:
1. В ходе интенсивных переговоров с преступниками удается склонить их к добровольной сдаче и выдаче заложников.
2. В результате частичного или полного выполнения требований преступников (предоставление транспортных средств, ценностей и тому подобного) удается освободить (обменять) часть или всех заложников.
3. В ходе проведения специальной операции с использованием силового воздействия удается освободить заложников и захватить преступников.
После получения информации о захвате заложников организация действий ОВД предполагает проведение первоначальных мероприятий нарядами по блокированию и оцеплению местонахождения преступников и установлению с ними контакта под непосредственным руководством дежурного территориального ОВД. На основании анализа поступившей информации руководитель ОВД принимает решение на введение в действие оперативного плана и проведение специальной операции.[31, c. 46]
Дежурный по ОВД вводит в действие оперативный план, созывает оперативный штаб и личный состав, привлекаемый к операции. После введения в действие оперативного плана руководитель оперативного штаба обязан:
1) уяснить: характер события, где, когда, с какой целью и при каких обстоятельствах произошел захват заложников, местонахождение, количество и действия лиц, их захвативших;
- количество заложников, их пол, возраст, наличие раненых;
- наличие других граждан в местах укрытия (расположения) преступников с заложниками и вблизи него;
- характер местности и построек вблизи от места расположения преступников с заложниками;
- степень готовности сил и средств, задействованных для проведения специальной операции;
- состояние оперативной обстановки и общественного порядка в районе операции;
2) организовать сбор членов оперативного штаба;
3) определить первоочередные мероприятия, последовательность и время их осуществления;
4) определить состав сил и средств;
5) указать место, время сбора сил и средств, для проверки готовности к выполнению задач по плану операции;
6) отдать предварительные распоряжения об оцеплении района и блокировании места нахождения лиц, захвативших заложников, о порядке действий в случае попытки террористов выйти из блокированного района, о документировании противоправных действий преступников, и сборе другой информации;
7) оценить обстановку (как правило, проводится на местности в ходе рекогносцировки);
8) принять решение о проведении операции.
В решении руководитель операции определяет:
- замысел операции: время начала операции, рубежи блокирования и порядок их занятия, исходные позиции групп боевого порядка, способы и направления их действий, участки сосредоточения основных усилий, порядок ведения переговоров и оперативной игры с преступниками;
- маршруты и способы выдвижения сил и средств, в район ее проведения;
- время выезда из района сосредоточения, занятие рубежей блокирования и исходных позиций группами боевого порядка;
- виды, характер и время выполнения необходимых оперативных мероприятий и следственных действий;
- место пункта управления и порядок организации связи.
Об обстановке и принятом решении руководитель операции докладывает в инстанции по подчиненности. Затем решение обсуждается, согласуется с соответствующими должностными лицами (прокурорами, представителями органов государственной власти и управления), оформляется на схеме к приказу.[23, c. 156]
Содержание боевого приказа:
- сведения об обстоятельствах захвата заложников, способах и характере действий преступников, физическом и психическом состоянии заложников и реально грозящих им опасностях;
- данные об оперативной обстановке;
- местонахождение преступников и заложников (вид и характер укрытия);
- замысел, способ и время проведения операции;
- тактические приемы и способы проникновения в укрытие, и обезвреживание преступников;
- запасные варианты задержания преступников на случай резкого изменения обстановки и характера противодействия террористов силам правопорядка;
- мероприятия по усыплению бдительности и отвлечению внимания преступников и оказанию на них психологического воздействия;
- порядок взаимодействия, сигналы, используемые в ходе проведения операции, система и способы связи.
До начала активных действий руководитель операции организует переговоры с преступниками. На основе имеющейся информации психологи проводят обработку психологического портрета преступников и готовят рекомендации по дальнейшему ведению переговорного процесса. На основании имеющихся примет преступников составляются фотороботы для отождествления личности. Если в ходе переговоров удается достичь договоренности об освобождении хотя бы части заложников - немедленно организуется подробный опрос освобожденных, уточняются у них сведения о преступниках и их дальнейших замыслах.
Применение оружия снайперами в отношении нескольких преступников, непосредственно в месте их укрытия с заложниками, допустимо, если число террористов не превышает количество проемов, через которые можно вести огонь на поражение, и когда штурмовая группа может немедленно после производства выстрелов ворваться в помещение, где находятся заложники и гарантировать их безопасность и немедленное задержание оставшихся в живых преступников.[7]
Применения оружия в момент выхода преступников с заложниками из места укрытия затруднено тем обстоятельством, что трудно добиться синхронности при производстве выстрелов по разным целям. Старший группы захвата перед началом операции действует на основе исчерпывающих данных о характере укрытия, его внутренних перекрытий и дополнительной информации о коммуникациях.
При проведении специальной операции не рекомендуется предпринимать действия, которые могли бы вызвать агрессивность со стороны преступников. Самым ответственным моментом проведения специальной операции является проникновение группы захвата в место укрытия преступников. Это обусловлено тем, что террористы находятся в лучшем положении, так как свободно ориентируются внутри здания, держат под контролем заложников, а так же места наиболее вероятного проникновения группы захвата. Личный состав данной группы разбивается по номерам, и действуют по выбранным направлениям с применением тактических приемов отвлекающих внимание преступников от заложников.
После команды руководителя оперативного штаба о начале силовых действий, группы захвата, прикрытия, разграждения скрытно выдвигаются на исходные позиции и изготавливаются к штурму (устанавливают приспособления или их закрепляют для проникновения на захваченный объект, проделывают проходы, разбирают баррикады).