Файл: Теоретические основы специальной операции 4 Понятие и виды специальной операции 4.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 770

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Особенности проведения специальных операций




2.1 Основные принципы управления в специальных операциях



Современный период развития общества характеризуется постоянно возрастающей ролью управления, состояние и уровень которого справедливо расценивается, как один из важнейших показателей боевой готовности ОВД, уровня их организационного и технического совершенства.Реальное соотношение сил противостоящих сторон определяется не столько потенциальными, сколько реализуемыми боевыми возможностями противостоящих группировок, а степень реализации боевых возможностей находится в прямой зависимости от эффективности управления ими.

Для победы в бою и операции необходимо создать превосходство в силах и средствах в зонах активных действий, то есть там и тогда, где и когда стороны наносят друг другу основные потери. Умение сосредоточить основные усилия на главных направлениях зависит от искусства управления имеющимися силами и средствами.[32, с. 102]

Основным направлением дальнейшего совершенствования управления ОВД стала автоматизация наиболее трудоемких процессов. Это диктуется необходимостью в короткие сроки обобщить и оценивать большой поток поступающей информации и немедленно реагировать на резкие и быстрые изменения обстановки. Новая техническая база управления создается с учетом последних достижений в области радиоэлектроники, автоматики, вычислительной техники и техники связи, с повышенной надежностью, быстродействием и достоверностью передачи больших потоков телеграфной, телефонной и телекодовой информации. [33, c. 48]

На современном этапе развития науки теория управления - это самостоятельная область знаний, которая имеет фундаментальные и прикладные аспекты. Определить предмет исследования теории управления можно лишь на основе глубокого проникновения в сущность и цели управления, содержание его задач и условия их выполнения, потребности и возможности привлечения технических средств, для обеспечения управленческой деятельности.

На основе познания теории управления формируются соответствующие правила и рекомендации для практической деятельности командования и органов управления.


К ним относят принципы управления - наиболее общие основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности командования и органов управления на всех уровнях руководства. Они не являются продуктом оторванного от жизни мыслительного процесса или плодом творения отдельных личностей, а черпаются из жизни путем познания наиболее существенных связей и отношений различных сторон управления, научного обобщения длительной практической работы командования и штабов при решении задач управления в различных условиях обстановки. Принципы сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности. Принципы управления ОВД, будучи правильно познанными и сформулированными, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность. [33, c. 57]

В настоящее время МВД руководствуется следующими принципами управления:

- единогласие, централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

- твердость и настойчивость в проведении принятых решений (планов) в жизнь;

- оперативное и гибкое реагирование на изменения обстановки;

- личная ответственность командиров и начальников за принимаемые решения;

- применение подчиненных подразделений и результаты выполнения поставленных им задач. [16, c. 106]

Принцип единогласия заключается в том, что руководитель наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и несет полную ответственность за все стороны жизни и деятельности подчиненных подразделений. Он руководит подчиненными на основе прав, предоставленных ему законами РФ, положениями уставов, наставлений, приказами и директивами вышестоящего командования (руководства).

Руководитель является также и воспитателем подчиненных, он несет ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, дисциплину, слаженность и организованность работы коллективов.

Вместе с тем сложные условия подготовки и ведения специальных операций, большой объем задач управления и ограниченные сроки на их решения делают невозможным в современных условиях управление одним лицом. Руководитель в своей работе опирается на заместителей, штаб и другие органы управления. Вместе с ними он обсуждает основные вопросы подготовки и ведения операции. Это позволяет наиболее полно учесть условия обстановки, эффективно использовать опыт и знания офицеров органа управления, их творчество и инициативу, свести до минимума возможность появления ошибок и субъективизма в оценке обстановки и, в конечном итоге, обеспечивает принятие обоснованных решений. Таким образом, единоначалие и коллегиальность выступают в диалектическом единстве при ведущей роли руководителя.



Принцип централизации управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач реализуется с учетом специфики и условий применения сил и средств МВД. В руководстве силами и средствами в каждой операции (бою) требуется жесткая централизация управления. Это необходимо для того, чтобы обеспечить вышестоящей инстанции возможность в короткие сроки принять решение и направить все усилия подчиненных на достижение поставленной цели, подчинить их действия единому замыслу и плану. Централизованное управление позволяет руководству в короткие сроки и наилучшим образом координировать действия всех участников, выполняющих служебно-боевую задачу. Эффективно применять все средства, быстро переносить усилия с одного направления на другое, контролировать любой вопрос и в случае необходимости замыкать на себя любую инстанцию управления. При этомнаиболее полно используются высокая комплектность, осведомленность и практический опыт вышестоящего органа управления, его возможности в принятии обоснованных решений и в решительности проведения их в жизнь. [17, c. 127]

Вместе с тем экстремальные условия, возникающие при проведении специальных операций, резкие изменения обстановки, высокий динамизм развития событий, требуют быстрого, порой мгновенного, влияния на ход боевых действий путем принятия подчиненными самостоятельных решений. Поэтому подчиненным командирам должна быть предоставлена возможность принимать решения и ставить задачи личному составу не только по указаниям вышестоящих органов управления, но и самостоятельно.

Следовательно, в современных условиях в управлении должны разумно сочетаться централизация и децентрализация.

Успешное сочетание твердости и гибкости в управлении возможно лишь при условии постоянного знания фактической обстановки, точного его прогнозирования, объективного анализа, правильных и обоснованных выводов для решения. При этом в любых условиях обстановки важно не только принять оптимальное решение или своевременно его уточнить, но и уметь мобилизовать подчиненных на выполнение поставленных задач.

Управление ОВД и Войск Национальной гвардии - это, в первую очередь, управление людьми. Поэтому твердость и гибкость в управлении проявляется через личные качества руководителя. Профессиональная подготовка, уверенность в правильности действий, стойкость и выдержка в сложных условиях, высокая требовательность и чуткость к людям способны подчинить воле командира (руководителя) большие коллективы людей, максимально мобилизовать их боевые возможности, физические, интеллектуальные и духовные силы на безусловное выполнение поставленных задач даже в самой сложной обстановке. [18, c. 86]


На современном этапе развития общества и науки всегда актуальной будет задача приведения управления в соответствии с постоянно возрастающими требованиями к нему, поскольку управление, отставшее в своем развитии, начинает сковывать боевые возможности сил и средств, вместо того, чтобы открывать простор для эффективного использования их потенциальных возможностей в условиях современности.

В настоящее время в соответствии с требованиями нормативных актов МВД России система управления силами и средствами ОВД,совместно с силами Войск Национальной Гвардии при чрезвычайных обстоятельствах включает в себя:

- органы управления;

- пункты управления;

- средства управления (средства связи, системы автоматизированного управления, вычислительную и множительную технику).

Органом управления подразделениями ОВД при чрезвычайных обстоятельствах (кризисных ситуациях) является дежурная часть и Оперативный Штаб. [26, c. 124]

Дежурная часть ОВД обеспечивает безотлагательную организацию действий сил и средств по обеспечению общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельствах (чрезвычайных ситуациях). До сбора оперативного штаба дежурная часть ОВД самостоятельно принимает решения, отдает распоряжения нарядам ОВД с последующим докладом начальнику ОВД. В Войсках Национальной Гвардии РФ органами управления являются главный штаб, штабы региональных командований, соединений и воинских частей.

Оперативные штабы создаются в МВД, ГУ, УВД по субъектам РФ, в УМВДТ, в УМВД, на особо важных и режимных объектах, в городских районных линейных ОВД МВД РФ создается орган оперативного управления.

Для достижения устойчивости и непрерывности в управлении необходимо постоянно знать обстановку, поддерживать бесперебойную связь с подчиненными, приданными и поддерживающими подразделениями, а также со старшим начальником, правильно определить место пункта управления, обеспечивающее наиболее надежное управление подчиненными, умело использовать имеющиеся средства связи. Оперативность управления достигается быстрым и правильным реагированием руководителя на изменение обстановки путем своевременного уточнения или изменения ранее принятого решения, а если потребуется - и отказа от него и принятия нового, уточнения боевых задач подразделениям и порядка их выполнения в соответствии с изменениями условий, восстановления нарушенного взаимодействия и связи.


Скрытность управления достигается соблюдением правил и порядка ведения переговоров по средствам связи, соблюдением мер маскировки и скрытного размещения пунктов управления, привлечением строго ограниченного круга лиц к выполнению мероприятий, связанных с подготовкой к действиям в целях сохранения их в строжайшей тайне.

Организация управления заключается в создании системы управления (научно-техническая основа управления), поддержании ее в высокой готовности, развитии и наращивании при ведении операции, а также в подготовке и осуществлении мер по обеспечению бесперебойной работы системы управления. [25, c. 157]