Файл: Электронная коммерция как прогрессивная форма развития торговли (Коммерция и развитие информационных технологий).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерция и развитие информационных технологий
1.1 Актуальность и влияние информационных технологий на коммерцию
1.2 Сущность, признаки и виды электронной коммерции
1.3 Тенденции развития электронной коммерции
2. Актуальные проблемы развития электронного бизнеса и способы оптимизации
2.1. Анализ факторов развития электронной коммерции
2. Рост популярности и аудитории социальных сетей
В силу проблем с развитостью транспортных услуг электронная коммерция в стране представлена товарами легких в транспортировке и доставке, таких как различные товары личной гигиены, одежда, видео, аудио и так далее, так же некоторые виды услуг. Проблемы доставки существенны, но не единственны в том, что по уровню реализации объектов электронной коммерции Россия сильно отстает от зарубежных стран. Основные из них:
- Небольшие объемы пользователей электронных карт. Хотя данный способ оплаты, хранения денежных средств за последние годы стал очень популярен, но по-прежнему многие предпочитают хранить накопления «в твердой валюте» в кошельке, чему немало способствуют выдачи зарплат в конвертах, а некоторые слои населения так и вовсе откладывают сбережения «под матрас».
- Необходимость совершать торговые сделки лично, низкий уровень развития online платежей. Не столь большой опыт в удаленной торговле, недоверие населения к такому виду торговых отношений, а также другие факторы, перечисленные тут прямо либо косвенно влияющие на данное положение дел.
- Слабая поддержка со стороны государства, структур обслуживающих и обеспечивающих развитие электронной коммерции.
- Низкий уровень безопасности в Интернете при осуществлении коммерческих сделок. Отсутствие четко соблюдающихся норм по контролю и регулированию взаимоотношений участников электронной коммерции.
- Отсутствие защиты авторских прав. Несмотря на то, что в России существуют различные формы и средства защиты интеллектуальной собственности, но не многие из них практически реализуются.
- Отсутствие кадров. Не организовано институтов по подготовке специалистов электронной торговли, работы в сфере сетевой экономики.
Растущий с большой скоростью объем участников электронной коммерции, выгодной с точки зрения как денежных, временных, трудовых и прочих затрат, на государственных уровнях формирует будущие задатки основания и развития международного электронного рынка. России же в первую очередь стоит обратить внимание и решить общие проблемы нормативно-правового регулирования всех этапов и форм электронной коммерции, что бы сократить отставание в области создания и использования ее инфраструктур.
Интернет как относительно новая среда, обладающая чрезвычайно большими возможностями в работе с информацией, стала важным элементом, формирующим экономические отношения в современном бизнесе.
1.3 Тенденции развития электронной коммерции
Доступ к электронному информационному обмену позволяет существенно повысить эффективность деятельности экономических субъектов за счет снижения трансакционных издержек.
Рамки электронной коммерции определяются не географическими или национальными границами, а распространением компьютерных сетей. Поскольку самые важные сети являются глобальными, электронная коммерция позволяет даже самым мелким предприятиям достигать глобального присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе.
Помимо несомненных преимуществ, осуществление электронной коммерции несет ряд недостатков, как для отдельного потребителя, так и для общества в целом. К ним относятся: несовершенство законодательной базы в области электронной коммерции; привлекательная среда для мошенничества; возможность уклонения от уплаты налогов в бюджет государства.
Что касается правового регулирования электронной коммерции, то оно далеко от совершенства. Однако если покупатель виртуальных товаров находится в России (и неважно, иностранец он или российский гражданин), то он всегда может обратиться к закону «О защите прав потребителей», причем независимо от гражданства продавца. Если продавец - российское юридическое лицо, то в этом случае сделка будет полностью регламентирована нормами законодательства Российской Федерации. Если продавец - иностранная компания, то вопрос решается несколько сложнее. Конечно, существует проблема идентификации субъекта в Интернете: сервер может физически находиться в одной стране, размещать информацию компании из другой страны, в то время как контрагент по этой сделке находится в третьей, а доставка продукции осуществляется из четвертой и так далее. Однако если торгующая организация является добросовестным участником экономических отношений, она, естественно, разместит о себе максимально полную и правдивую информацию, включая регистрационные данные и местонахождение. В любом случае, покупатель всегда сам может решить, достаточно ли опубликованной информации о продавце и стоит ли иметь с ним дело.
Законы, относящиеся к осуществлению сделок, во всех странах различны, и когда сделку заключают представители разных государств, всегда возникает вопрос, каким правом решать конфликты между сторонами. Этот вопрос возникает с тех пор, как возникло понятие международной торговли. А регулирование международных торговых отношений складывалось веками, и нормы международного права вполне определенно способствуют решению таких конфликтов. Уже давно существуют международные договоры, регламентирующие торговые отношения. В этих договорах нет еще документов, описывающих электронную торговлю, но она принципиально не отличается от, например, заказов по телефону или по каталогу.
Кроме закона «О защите прав потребителей», также можно руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации федеральным законом «Об электронной подписи», федеральным законом «О связи», федеральным законом «06 информации, информационных технологиях и о защите информации».
Существовавшие два закона. Федеральный Закон «Об авторском праве и смежных правах» и Федеральный Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» ныне утратили силу. Теперь экономические отношения, возникающие в данной сфере, регулируются четвертой частью Гражданского Кодекса, Раздел 7 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
Осуществление электронной коммерции было бы затруднено без существования банковских платежных карт. Соответственно, также было принято несколько законов, регулирующих данную сферу деятельности: Положение Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».
2. Актуальные проблемы развития электронного бизнеса и способы оптимизации
2.1. Анализ факторов развития электронной коммерции
Актуальной темой изучения для современных экономических экспертов и аналитиков является сфера электронной торговли. Это сложное явление стало одним из результатов глобализации современного мира. Интернет стал средой для сетевой экономики. Сетевая экономика становится базисом для электронного бизнеса. Электронный бизнес — это та же предпринимательская деятельность, но в которой используют возможности информационных и телекоммуникационных технологий с целью создания прибыли.
Благодаря электронной торговле сегодня продают большое количество различных товаров и услуг. Сегодняшнее поколение стоит на этапе новой экономики, которую называют интернет-экономикой или эпохой электронного бизнеса.
Данный вид торговли дает ее участникам ряд преимуществ. В первую очередь он дает возможность осуществить глобальное присутствие на рынке самым маленьким компаниям. С помощью интернета любой субъект экономической деятельности может выйти на любые рынки, несмотря от того, где он находится.
Также электронная торговля, несомненно, повышает конкурентоспособность компаний. С ее помощью фирмы и компании могут предоставлять подробную и доступную информацию обо всех своих товарах любым своим клиентам. Можно гибко реагировать на любое изменение потребительского спроса, а, как известно эластичность спроса электронных рынков существенно выше, чем на реальных торговых площадках. Электронная форма торговли позволяет максимально гибко вести политику бизнеса. Именно интернет дает возможность оперативно реагировать на любые изменения во внешней среде.
Факторы развития электронной коммерции со стороны поставщиков:
1. Развитие конкуренции в частном секторе и стимулирование инноваций.
Известно, что эффективность экономических процессов в условиях неограниченной конкуренции максимальна. Только конкурентоспособные компании могут обеспечить долгосрочный рост, поскольку имеют возможность осуществлять эффективные НИОКР, оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке. Именно инициатива бизнеса всегда являлась двигателем развития не только интернет-технологий, но и онлайн-торговли. Частный сектор обеспечивает функционирование и поддержку сетевой инфраструктуры, способствует разработке и продвижению сайтов, приложений и услуг в глобальной сети. Конкурентная среда способствует росту инноваций и развитию предпринимательства. Это, в свою очередь, стимулирует появление и развитие сетевых взаимодействий различных интернет-провайдеров и операторов, а также самих интернет-компаний, которые стремятся расширить свое предложение и получить дополнительное преимущество перед своими конкурентами, перейдя в виртуальное пространство. Таким образом, конкурентоспособность предприятий и организаций является важным фактором развития электронной коммерции, поэтому необходимо государственное стимулирование и поддержка этой составляющей.
2. Развитие технологий.
Все больше отечественных компаний имеют доступ к сетевой инфраструктуре. Кроме того, можно наблюдать значительное улучшение качества и скорости передачи данных благодаря модернизации технологического оборудования, а также расширению каналов провайдеров. Все это способствует реализации сложных мультимедийных проектов и развитию дистрибуции содержимого сайтов.
Так, согласно данным сайта NET INDEX, среднее значение скорости загрузки download и upload в России составляет 18.26 Мбит/с и 15.31 Мбит/с соответственно. Кроме того, Российская Федерация занимает 25-е место (из 182 стран) по показателю Download Index и 13-е – по показателю Upload Index по состоянию на 18 марта 2013 г.
Также на данном сайте представлена информация о качестве ШПД (широкополосного доступа) в различных странах мира. В данной категории наша страна также занимает 13-е место из 52 по параметру Quality Index 7 . Россия опережает такие страны, как Великобритания, Норвегия и США.
Развитие рынка ШПД, а также появление новых технологий и совершенствование уже имеющихся приводит к возникновению новых перспективных проектов в области электронной коммерции и способствует развитию всей отрасли в целом.
3. Расширение ассортимента продукции.
В свою очередь, развитие технологий способствует появлению новых типов торговли и созданию новых категорий товаров, которые можно купить в сети Интернет. Расширение ассортимента представляет собой важный фактор развития электронной коммерции, поскольку является одним из способов захвата новых сегментов рынка онлайн-торговли. Кроме того, эксперты считают, что именно расширение ассортимента служит инструментом увеличения среднего чека заказа. Так, интернет-магазин «Сотмаркет» (специализируется на продаже мобильной техники) за 2012 г. увеличил оборот в 4 раза по сравнению с 2011 г (с 1,04 млрд до 4,15 млрд руб.). Директор по развитию Максим Хивинцев связывает данную тенденцию именно с расширением ассортимента представленной продукции.
4. Переход компаний из off-line-ритейла в on-line.
Компании, понимая, что посредничество между on-line и off-line торговлей может быть очень перспективным, всеми силами стараются занять эту нишу, чтобы оказывать еще большее влияние на потребителей. Еще несколько лет назад очень трудно было встретить в списке самых успешных онлайн-ритейлеров представителей традиционного ритейла. У некоторых offline-магазинов и раньше существовали свои сайты и интернет-подразделения, однако сейчас их значение существенно пересмотрели: они получили финансовые вливания и свободу развития. На данный момент в рейтинге Online Retailer Russia TOP-30, опубликованном на сайте Retailer.RU 23.06.2014, можно увидеть представителей таких оффлайновых сетей, как «МВидео», «Связной», «Эльдорадо». По мнению ряда экспертов, переход крупных off-line-компаний в on-line весьма закономерен, поскольку связан с предоставлением широких возможностей для увеличения клиентской базы и, соответственно, роста продаж и прибыли. Правда, такой переход может занять долгое время, поскольку для функционирования дистанционного товарооборота требуется отличная от off-line-ритейла документация, системы маркетинга и логистики. Поэтому лидерство в сети Интернет пока сохраняется за представителями онлайн-бизнеса. Однако существует и другая точка зрения. Поскольку у всех крупных off-line представителей опыт ведения бизнеса сравнительно больше, чем у большинства онлайн-компаний, то у них есть существенное преимущество – готовая и отлаженная инфраструктура, а именно – логистика. Если, к примеру, в США доставка товаров, заказанных с помощью систем электронной коммерции, не вызывает серьезных проблем – наряду с государственной почтой, которая четко соблюдает сроки, функционирует множество транспортных фирм, которые осуществляют поставки товаров по всем направлениям и взимают цены, эквивалентные федеральным, то в России это как раз и является проблемой. Поскольку почтовая доставка у нас очень далека от идеальной (задержка по срокам, очереди при получении товаров и т.п.), интернет-компании стараются использовать другие варианты. Именно этот фактор во многом обеспечил жесткую привязанность интернет-магазинов к определенной территории, что делает интернет-бизнес частично локальным. Расширять свою собственную инфраструктуру могут лишь самые крупные представители онлайн-ритейла, такие, как «Озон». Однако представители традиционной торговли, имея достаточное количество региональных складов, могут с минимальными затратами организовывать поставку в регионы товаров, заказанных дистанционно, что является неоспоримым преимуществом. Кроме того, offline-ритейлеры полагают, что уже известный на рынке бренд значительно способствует росту продаж в сети. Покупатели, имея положительный опыт совершения покупок в offline-фирмах, зная ее историю и репутацию, более охотно пользуются услугами этой фирмы в Интернете. Таким образом, несмотря на существующие трудности перехода из off-line ритейла в on-line, данная тенденция сохранится и, скорее всего, даже усилится благодаря тем перспективам, которые открывает интернет-торговля. Соответственно, увеличение числа компаний традиционной торговли, которые переходят в виртуальное пространство, является важным фактором развития электронной коммерции в России.