Файл: Электронная коммерция как прогрессивная форма развития торговли (Коммерция и развитие информационных технологий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Адаптация интерфейсов электронных магазинов для мобильных платформ.

Коммерческая деятельность, основанная на использовании мобильных приложений, в последнее время активно развивается как во всей глобальной сети Интернет, так и в нашем отечественном сегменте. Мобильный телефон уже для многих из нас стал неотъемлемой частью жизни: с его помощью можно осуществлять множество действий – например, оплатить ресторан, заказать билеты в театр или просмотреть пробки в режиме on-line и выбрать оптимальный маршрут. Перспективы столь динамично развивающейся отрасли в области интернет-торговли поистине поражают. Мобильную торговлю, известную также как m-Commerce, можно описать как процесс купли-продажи товаров и услуг при помощи мобильных устройств. На рынке mCommerce в качестве розничного канала связи выступает мобильный телефон. Мобильная коммерция имеет все преимущества электронной коммерции и, кроме того, способствует спонтанному шопингу, поскольку не требует привязки к домашнему ПК. Рынок мобильной коммерции еще только начинает развиваться в России, однако он имеет широкие перспективы роста и является важным инструментом развития электронной коммерции в целом, поэтому многие российские онлайн-компании стремятся адаптировать интерфейс своего бизнеса под канал мобильных платформ и, тем самым, обеспечить себе присутствие на данном рынке.

6. Увеличение процессов интеграции в социальные сети и сервисы.

Некоторые специалисты выделяют новый вид коммерции – социальную, которая интегрирует электронную коммерцию с социальными сообществами. Таким образом, существует объективная возможность сделать частью процесса продаж взаимодействие пользователей посредством социальных сетей. Как уже было сказано, можно наблюдать значительный рост аудитории социальных медиа в России. Сама социальная сеть представляет собой объединение большого количества людей, следовательно, она обладает огромной властью. Но, как известно, много власти не бывает, поэтому социальные сети и дальше будут стремиться к увеличению своего влияния. Процесс интеграции социальных медиа с различного рода сайтами (в том числе и коммерческими) как раз и выступает инструментом увеличения влияния социальных сетей. Однако этот процесс является двусторонним. Поэтому к приоритетным направлениям многих интернет-предприятий в России относится интеграция в социальные сети либо создание собственного функционала. Первая тенденция уже имеет достаточную популярность. Так, примерами интеграции являются ссылки на официальные сайты, размещенные в социальных сетях, кнопки «like», «recommend», «tweet» для выражения положительного отношения пользователей, специализированные приложения для работы с социальными сообществами, различные инструменты комментирования через социальные медиа и т.п. Объем рынка электронной коммерции в России составляет более 10 млрд долл. США, а в социальных сетях зарегистрированы десятки миллионов пользователей; следовательно, интеграция социальных сетей с интернет-компаниями имеет огромные перспективы развития. Таким образом, многие интернет-компании в России, зная о преимуществах социальных технологий (прямой интерактивный контакт с конечным потребителем; передача целевых сообщений; возможность персонализированного общения – с учетом пола, возраста потребителя; вирусный маркетинг), будут стремиться к тому, чтобы стать активными участниками социальных медиа и включиться в процесс интеграции на информационном уровне.


Факторы развития электронной коммерции со стороны потребителей:

1. Увеличение численности интернет-аудитории.

Одним из главных факторов, способствующих развитию электронной коммерции, является существенное увеличение числа пользователей глобальной сети. Рост размера web-аудитории выгоден как провайдерам, так и поставщикам товаров и услуг электронной коммерции, которые смогут существенно расширить свою клиентскую базу. Причем, как считают эксперты, web-аудитория (в том числе суточная, месячная, годовая) будет непрерывно расти. По данным Internet World Stats, 109 млн. человек являются пользователями сети Интернет в Российской Федерации на март 2017 г. По данным Фонда «Общественное мнение», на данный момент 54% населения Российской Федерации являются активными интернет-пользователями, т.е. выходят в глобальную сеть хотя бы раз в месяц. За 2017 г. годовой прирост месячной интернет-аудитории составил 2%. Ниже вы можете увидить, как изменилась аудитория интернета за год.

Рисунок 1. Изменение аудитории интернета.

2. Рост популярности и аудитории социальных сетей

В последнее десятилетие одним из самых быстро развивающихся направлений можно назвать социальные сети. В 21 в. возникла социальная система киберпространства, которая представляет собой новую социальную общность. При этом в роли агентов данной системы выступают индивидуальные пользователи, которые через ПК имеют доступ к сетям и таким образом осуществляют процессы коммуникации. Еще Карл Маркс писал, что «индивид есть существо общественное… поэтому всякое проявление его жизни … является проявлением и утверждением жизни общественной». Возможно, именно этим и объясняется возросшая популярность социальных медиа. Увеличение многообразия видов виртуальных сетевых сообществ, а также тенденция роста web-аудитории социальных сетей представляет особый интерес для развития систем электронной коммерции. Сегодня большинство пользователей Рунета зарегистрировано хотя бы в одной социальной сети. Что касается самых популярных социальных сетей Рунета, то, по данным исследования TNS Web Index (февраль 2013г), самую высокую месячную интернет-аудиторию имеют такие социальные сети, как Vk.com (50 475 тыс. человек), следом идет Odnoklassniki.ru (42 068 тыс. человек), Facebook.com (25 913 тыс. человек). Социальные медиа могут представлять собой гигантские каналы сбыта, ведь десятки тысяч потенциальных потребителей интернет-магазинов «живут» в виртуальном пространстве социальных сетей. Поэтому для развития интернет-компаний очень важен процесс интеграции в социальные сообщества и сервисы.


3. Увеличение числа пользователей электронных платежных систем.

Согласно данным J'son&Patners Consulting, на данный момент емкость рынка фулфилмента около 40 млн отправлений в год, или 8 млрд рублей в 2015 году без учета доставки до получателей (только обработка заказов и хранение). Основным драйвером роста рынка является рост интернет-торговли. В связи с увеличением проникновения интернета и переходом из офлайна в онлайн рынок будет расти даже в кризисные периоды, хотя темпы роста замедлятся. Предполагается, что в ближайший год рынок фулфилмента будет демонстрировать рост 5–10 %, после этого, с 2017 года, темпы роста могут увеличиться до 15–20 % в год в денежном эквиваленте. Согласно данным «РБК. Исследования рынков» по итогам 2016 г., электронные кошельки стали самым быстрорастущим способом платежей в России. За год количество пользователей у данного способа оплаты увеличилось на 42%. Мобильные платежи и покупки также становятся нормой у россиян: 64% опрошенных совершали платежи с мобильного устройства за последние 30 дней.

Рисунок 2. Рынок в разрезе компаний – основных платежных систем (РФ, %)

Таким образом, идея управления финансами и платежами на расстоянии становится все популярнее, банки стремятся расширить возможности своих клиентов, торгово-сервисные компании охотно принимают платежи в сети Интернет в режиме online, аудитория пользователей электронных платежных систем растет.

Существуют объективные возможности для того, чтобы рынок электронной коммерции в России продолжил свое стремительное развитие. Поведение потребителей и поставщиков вполне этому способствует; в результате российский сегмент e-commerce остаётся в числе самых приоритетных направлений. Далее выделим основные факторы развития рынка электронной коммерции в России.

Со стороны поставщиков:

  1. Развитие конкуренции в отечественном IT-секторе;
  2. Совершенствование техники и появление новых технологий;
  3. Расширение ассортимента продукции, продаваемой дистанционно;
  4. Переход компаний из off-line-бизнеса в режим on-line;
  5. Адаптация интерфейсов электронных магазинов для мобильных платформ;
  6. Увеличение процессов интеграции компаний в социальные сети и сервисы.

Со стороны потребителей:

  1. Рост числа пользователей сети Интернет;
  2. Рост популярности и аудитории социальных сетей;
  3. Увеличение платежеспособности населения;
  4. Рост популярности и увеличение Свидетельство того, что российский рынок электронной коммерции является бурно развивающимся, можно обнаружить, если обратиться к статистическим данным об объеме венчурных инвестиций в этом сегменте. Стоит отметить, что весь российский рынок IT стал абсолютным лидером в области привлечения венчурных инвестиций.

2.2. Преграды к развитию электронной коммерции

Важно  также  отметить  то,  что  электронная  торговля  в  России  содержит  также  и  проблемы  с  вопросами.  Чем  ответов  и  готовых  решений,  ра­ботающих  на  практике  их  намного  больше.  Поэтому  необходимые  условия  выживания  и  развития  виртуальной  торговли  являются  решением  задач  по  оценке  перспектив  российского  интернет-бизнеса,  связаная  с  решением  и  устранением  назревших  проблем,  а  также выявление  особенностей  развития  электронной  торговли  на  российском  рынке,  не  соответствующим  классическим  бизнес-моделям  Запада.

К  основным  причинам,  которые  являются  важными  преградами к  развитию  электронной  торговли  в  России  можно  отнести:

1.  Неширокий  круг  пользователей  интернета  в  России,  большинство  из  которых  не  увлечены  занятием как  покупками  в  интернете.

2.  Статистический  фактор  —  это  различные показатели  пользователей  интернета  и  среднестатистического  жителя  России  по  уровню  материального  благосостояния  и  технической  подготовке.  Использование  интернета  этот  фактор  делает  идеальным  инструментом  для  программного  обес­печения,  продвижения  компьютерной  техникии  сложной  электроники,  но  в  тоже  время  этот  фактор  делает  менее  эффективным  использование  интернета  для  продвижения  товаров  массового  спроса.

3.  Информационная  перегруженность  и  хаотичность  многочисленных  сайтов.  Все  это  затрудняет  привлечение  и  удержание  потенциальных  клиентов. 

Имеет  свой  недостаток  размещенная  на  сайтах  информация  о  субъекте,  его  деятельности,  также  о  его  товарах  и  услугах,  который  постоянно  увеличивается.  Пользователь  зачастую  не  может  найти  нужную  информацию,  интересующий  его  продукт  или  услугу.  Все  это  оставляет  его  потребность  неудовлетворенной,  а  потраченное  на  поиск  среди  большого  потока  информации  время  превращается  в  издержки.  Таким  образом,  участники  электронного  бизнеса  сталкиваются  с  разными  издержками  поиска  информации.  Это  информации  о  цене,  которая  должна  быть  приемлема,  информации  о  характеристиках  товаров  и  услуг,  которые  должны  указывать  на  качество,  информации  о  самих  продавцах  и  покупателях.


4.  Безопасность  финансовых  сделок  и  передаваемой  информации,  являющейся  конфиденциальной.

5.  Нехватка  профессиональных  специалистов  по  рекламе  и интернет-маркетингу.  Это  приводит  к  наиболее  низкому  качеству  оказываемых  ими  услуг.

По  некоторым  оценкам  представителей  малого  бизнеса,  они  работают  в  условиях  усиления  конкурентной  борьбы.  Большая  часть  малого  бизнеса,  а  именно  54  %  испытывает  на  своем  рынке довольно  сильную  конкуренцию.  Оставшиеся  39  %  предпринимателей  —  умеренную  и  9  %  могут  сказать  об  отсутствии  какой-либо  конкурентной  борьбы.

Основные  проблемы,  с  которыми  сталкиваются  организации  малого  бизнеса  —  это  проблемы  нехватки  финансовых  ресурсов,  затем  кадрового  обеспечения,  а  также  проблемы  нахождения  клиентов  и  рынков  сбыта,  нехватка  нужных  работников  и  специалистов,  нехватка  оперативной  деловой  информации,  невыгодные  условия  кредитовании,  проблемы  управления  предприятием,  проблема  со  снабжением,  нехватка  информации  по  новым  технологиям.

Некоторые  отличия  актуальности  проблем  по  отраслям  отслеживаются  в  зависимости  от  текущего  экономического  положения  фирмы.  Влияние  проблемы,  которая  связанна  с  дефицитом  финансовых  ресурсов,  расширяется  от  18  %  предприятий  в  группе,  где  дела  идут  хорошо,  до  70  %  в  группе  предприятий  с  «неважным»  состоянием  бизнеса.  Проблемы  сбыта  продукции  имеют  примерно  такую  же  тенденцию  распространения  от  27  %  в  первой  группе  до  46  %  во  второй.

Рассматривая  основные  проблемы  электронного  бизнеса,  который  развивается  положительно,  а  также  выделяя  основные  его  специфические  моменты,  можно  все  больше  убедиться  в  том,  что  эта  сфера  человеческой  деятельности  заслуживает  к  себе  особого  и  большого  внимания.  Она  является  уникальным  явлением,  как  в  национальной  экономике,  так  и  в  мировой.  Все  более  очевидным становится  то,  что  электронный  бизнес стал  неотъемлемой  частью  современного  мира,  также  как  и  интернет.  Но,  конечно  же,  он  не  заменит  обычный  бизнес,  как  и  электронные  документы  не  заменят  традиционных  бумажных,  они  будут  сосуществовать.

Несомненно,  то,  что  в  России  у  электронного  бизнеса  есть  будущее.  Российские  компании  понимают  и  одобряют,  что на  сегодня  у  просто  бизнеса  без  использования  интернета  будущего  нет.  Электронная  торговля  и  коммерция показывает положительное  и  перспективное  направление  бизнеса,  как  в  России,  так  и  во  всем  мире.  И  интернет-коммерция  в  нашей  стране  начинает  только  набирать  обороты.  В  ближайшие  лет  пять  будут  только  увеличиваться,  и  усиливаться  темпы  роста.  Кроме  того,  бизнес  в  электронной  коммерции  безграничен  и  очень  интересный,  возможность  развиваться  и  территория  влияния  компании  будет  зависеть  только  от  желания  его  самого  предприятия.