Файл: Электронная коммерция как прогрессивная форма развития торговли (Коммерция и развитие информационных технологий).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерция и развитие информационных технологий
1.1 Актуальность и влияние информационных технологий на коммерцию
1.2 Сущность, признаки и виды электронной коммерции
1.3 Тенденции развития электронной коммерции
2. Актуальные проблемы развития электронного бизнеса и способы оптимизации
2.1. Анализ факторов развития электронной коммерции
2. Рост популярности и аудитории социальных сетей
ВВЕДЕНИЕ
Исследуемая тема актуальна, потому что появление Интернета, привело к революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Это коснулось как внешних отношений между компаниями и их партнерами, или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний.
Появились не только новые направления ведения бизнеса,
но и принципиально изменились уже существующие.
А что касается пользователей интернета, с каждым годом количество пользователей интернета увеличивается в связи с его актуальностью и возможностями в современном мире.
Интернет – двигатель прогресса, но необходимо знать, как эффективно его использовать. Не исключено, что электронная коммерция станет ключевой формой ведения бизнеса, поскольку, имеет свои плюсы в сравнении с традиционной формой ведения бизнеса. В связи с этим написание данной курсовой работы и изучение данной проблемы представляется мне не только интересным, но и крайне полезным.
По данным, изложенных в докладе ООН Global Broadband Progress от 18.09.2017, количество пользователей интернета в мире составляет 3,58 миллиарда человек (общее населении планеты 7,6 млрд)
Подобные исследования свидетельствуют о том, что компания, недоучитывающая потенциал электронного бизнеса и электронной коммерции, может утратить свои коммерческие позиции под натиском более способных к адаптации в условиях новых реалий рынка конкурентов, что совпадает с моей точкой зрения.
Количество новых покупателей теперь растет не так стремительно. Зато увеличивается число тех, кто делает заказы в интернете регулярно.
Пользователи чаще покупают в интернете по нескольким причинам:
- Интернет стал удобнее;
- У людей появляется опыт пользования магазинами и платежными системами;
- Сервисы доставки стали работать быстрее и снизили цены;
- Кризис отразился на оффлайн-торговле – в обычных магазинах снизился ассортимент.
Глобальный рынок Интернет-торговли продолжает свой рост и в ближайшие несколько лет, по прогнозам eMarketer, объем онлайн продаж к 2019 г. вырастет до уровня 3,5 трлн. долларов, что доказывает актуальность затрагиваемой мной темы.
Быстрое развитие электронной коммерции в течение последнего десятилетия также можно объяснить растущим использованием Интернета в коммерческих целях.
Помимо актуальности темы, стоит рассмотреть задачи и цель исследования.
Цель моего исследования - изучить электронную коммерцию и понять является ли она передовой формой развития торговли в современном мире.
Объектом исследования заданной темы является коммерческая деятельность. Предмет исследования данной темы – прогрессивность электронной коммерции. В исследовании по данной теме я буду использовать в качестве источников интернет-ресурсы и литературу.
Задачи моего исследования:
- Изучить и проанализировать информацию по заданной теме;
- Выявить и изучить понятия, которые касаются темы;
- Изучить актуальность и конкурентоспособность электронной коммерции, сравнивая с традиционным ведением бизнеса;
- Представить электронную коммерцию как прогрессивную форму развития торговли.
1. Коммерция и развитие информационных технологий
1.1 Актуальность и влияние информационных технологий на коммерцию
Последние десятилетия характеризуются существенными переменами в традиционных представлениях о сущности и организации социально-экономических отношений в связи с развитием общественного воспроизводства. Становление и функционирование постиндустриального общества предполагает динамичное развитие отраслей услуг как системообразующего сектора хозяйства. Кроме того, необходимо иметь в виду, что сущность постиндустриального общества заключается в его всеобщей информатизации. В ближайшем будущем этот процесс будет обусловлен как базовыми долговременными закономерностями общественного прогресса, так и возросшим воздействием целого ряда новых явлений, приведших в последние два-три десятилетия к многоплановым переменам и сдвигам в экономике, ускорению темпов ее роста и вклада в общехозяйственные показатели на основе информационных технологий.
Катализатором этих перемен явилось бурное их развитие, которое в тесном переплетении с объективными процессами глобализации привели к формированию нового вида экономической деятельности — электронной коммерции, или электронного бизнеса. Суть её состоит в широком использовании обмена информацией между участниками коммерческих операций посредством компьютеров, объединенных в электронные сети.
Новые информационные технологии, прежде всего информационно-коммуникационные, максимально соответствуя специфике производства многих услуг, нашли в этих отраслях самое широкое применение. Лидирующее положение в этом процессе занимает сфера обращения и услуг. Возможности электронных сетей, прежде всего, Интернета, активно используются в отношениях между торговыми организациями и покупателями, в области решений задач управления процессами товародвижения, мониторинга рынка, эффективных взаимоотношений с поставщиками, партнерами по бизнесу, государственными органами.
Интернет как относительно новая среда, обладающая чрезвычайно большими возможностями в работе с информацией, стала важным элементом, формирующим экономические отношения в современном бизнесе. ИТ открывают перед бизнесом вообще и, коммерцией в частности, новые источники дохода. Учитывая влияние Интернета на все аспекты экономической жизни, можно рассматривать его в качестве источника появления новой электронной экономики, отличающейся чрезвычайно быстрым ростом, созданием новых возможностей для производственной и деловой активности, увеличением рабочих мест. Высокие темпы внедрения ИТ, в том числе в различные аспекты экономической деятельности: менеджмент, маркетинг, корпоративные финансы и т.д., обусловили существенные перемены в организации и реализации бизнеса, а повышение жизненного и культурно-образовательного уровня населения сопровождается абсолютным и относительным увеличением затрат на услуги в составе потребительских расходов населения.
1.2 Сущность, признаки и виды электронной коммерции
На сегодняшний момент информационно-коммуникационные технологии проникли почти во все сферы жизни человека, коснулось это и экономической сферы. Интернет открыл новые возможности для совершения различных финансовых операций, движения товарооборота, более того, сетевые технологии постепенно вытесняют, становятся доминирующими формами взаимоотношений в обществе.
Осуществление различных покупок/продаж, оказание дистанционных услуг, различных маркетинговых мероприятий и многих других видов коммерческих мероприятий, производимых в сети Интернет, все это, как правило, и подразумевается под понятиями «сетевая экономика», «электронная коммерция. По сути, электронная коммерция составляет базу, на которой строится сетевая экономика. Сегодня нет четкого определения электронной коммерции, самое распространенное в России дает Юрасова, где указывает, что электронная коммерция – это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. Многие же исследователи подразумевают под термином исключительно обмен данными с помощью различных коммуникаций, и главное – всемирной сети. На это и стоит обратить внимание, что различные теле- видео и другие средства связи давно используются в качестве средств для совершения сделок во всех цивилизованных странах, однако, именно всемирная глобальная паутина открыла новые возможности для бизнеса – все возможные экономические операции стало реально совершать с минимальными затратами в режиме реального времени как локально, так и в международных масштабах. Выделим же основные признаки электронной коммерции:
-применение различных информационных систем и технологий для осуществления сделок.
-возможность получения прибыли традиционно, а чаще посредством различных интернет-аналогов реальных денег и средств оплаты, используя современные информационные технологии.
-среда реализации активов, используя так же и информационные сети, электронные обороты.
- способность активов, как материальных, находящихся в вещественной форме, так и электронного варианта (каким либо образом переведенных в оцифрованный вид), быть быстро проданным по рыночной цене.
-постоянность однотипных операций, которые производятся пользователем и есть возможность произвести замер данных операций провайдером и засвидетельствована сторонними аудиторами.
- закрепление права собственности на торговлю или приобретение активов, находящихся как в традиционной форме, так и современной оцифрованной, электронной.
Стоит сказать, что образовался слой зарубежных организаций, плотно занимающихся вопросами электронной коммерции, подробно изучающих ее и анализирующих. Благодаря чему был разработан Типовой закон об электронной торговле. Он содержит основные тезисы относительно возможностей применения электронной торговли государствами, имеющими различные экономико-социальные, правовые системы. Появление данного акта стало базой для последующего развития технологий электронной коммерции.
На сегодняшний день существует несколько популярных видов электронной коммерции. Самым распространенным является:
Торговля информацией. Сюда входят различные постоянно обновляемые информационные базы знаний, базы данных, информационные службы, заточенные под определенные нужды, будь то радиовещание, справочно-правовые системы и т.д.
Электронные торговые площадки. Под ними понимаются веб-сайты, где представлены различные перечни товаров и услуг - виртуальный аналог обычных магазинов, с возможностью приобретения выбранных продуктов за безналичный расчет (или последующей наличной оплате в месте получения) и доставкой до покупателя по различным каналам в зависимости от вида продукта.
Электронные банки. Главным преимуществом таких организаций является обширный спектр услуг по низкой цене, что связано с отсутствием различных коммунальных, хозяйственных и прочих затрат. Возможными же клиентами данных банков может являться любой пользователь, имеющий доступ в интернет.
Набирающий популярность, микроплатеж. Ситуация, когда покупатель за небольшую сумму приобретает право аренды части программного обеспечения, программ, служащих для исполнения каких либо задач.
Основными видами, составляющими электронную коммерцию, являются:
1. Электронный обмен данными - понимается автоматизированная передача между участниками сделки различных документов, файлов и т.д., что способствует упрощению и автоматизированию информационных потоков.
2. Электронное движение капитала - проведение денежных безналичных расчетов, перевод средств. Электронное движение капитала классифицируется по содержанию трансакций (дебетовые, кредитовые), по сфере их применения (например, бизнес-трансакции) или по видам операторов (банки, провайдеры). При этом операторами трансакций могут выступать и «виртуальные организации» (например, сервисы для обмена виртуальных денег).
3. Электронная торговля - осуществление различного рода сделок (покупка, продажа) во всемирной сети от момента демонстрации/выбора продукта, осуществление покупки, оплаты/получения заявки, оформление доставки, до получения товара.
4. Электронный маркетинг - маркетинговые действия, направленные на повышение продаж товара посредством рекламных акций, управлением расположенной на сайтах информацией.
5. Электронный банкинг - традиционные возможности по работе с банком, реализованные в сети интернет.
6. Электронные деньги - электронный аналог реальных купюр, посредством которых может осуществляться быстрый денежный расчет
Все это показывает, что количество людей, использующих возможности Интернет огромно и с каждым годом их число неумолимо росло. На данный момент темпы роста снизились и приобрели более менее ровный характер, но лишь из-за повсеместного использования всемирной сети в промышленно развитых и большинстве развивающихся стран. Однако, процесс этот не закончен, с наличием территорий, где компьютеризация не столь доступна, а, соответственно, и доступ к всемирной паутине, этим процессам еще предстоит продолжить свой путь. Что касается России по данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в Российской Федерации каждый четвертый житель использует компьютер с доступом в Интернет.
Следует отметить, что рост российского Интернета осуществляется главным образом за счет активности регионов. В рамках взаимодействия с Интернет пространством россияне активно используют Twitter. У американских и европейский клиентов, в отличие от российских, хороший уровень компьютерной грамотности, высокая покупательная способность и активность. Наиболее интенсивно сетевая экономика развивается в таких направлениях, как: торговля (электронная коммерция); финансы (банковские и другие расчеты); дистанционные трудовые отношения; дистанционное обучение. При этом следует выделять: бизнес «на» Интернете (интернет-провайдинг, контент-провайдинг, сервис-провайдинг); бизнес «вокруг» Интернета (поставка технических средств, поставка программных решений, Web-дизайн и программирование, перепродажа сетевых фирм) и бизнес «в» Интернете (интернет-реклама, интернет-магазины, интернет-аукционы, интернет-расчеты, интернет-маркетинг).