Файл: О. А. Смирнова (тема 2) О. О. Дмитриева (темы 1, 2) О. А. Ильич.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.4.2. государственный бюджет и налоги
Государственный бюджет – это смета государственных доходов и рас- ходов на год. Главным источником доходов бюджета являются налоги.
Налоги представляют собой сборы, налагаемые государством на до- ход, имущество и увеличение рыночной стоимости активов отдельных людей и предприятий. Это –прямые налоги. Основные формы прямых налогов – подоходный налог, налог на корпорации, налог на имущество.
Наряду с прямыми налогами государство, как известно, взимает кос-
венные налоги. В отличие от прямых налогов косвенные представляют со- бой налоги на расходы. Это налоги, которыми государство облагает то- вары и услуги. Они, следовательно, представляют собой часть цены то- варов и выплачиваются теми, кто покупает эти товары.
Основными видами косвенных налогов являются: налог на добавлен- ную стоимость, т. е. налог с продаж, акцизы и таможенные пошлины.
В зависимости от количественного соотношения доходов и рас- ходов государственного бюджета он может быть сбалансированным

110
(если доходы равны расходам), дефицитным (если расходы превышают доходы) или профицитным (если доходы превышают расходы).
Рост государственных расходов вызывает мультипликативный рост равновесного уровня выпуска (доходов). Рост налогов, напротив, при- водит к мультипликативному сокращению равновесного уровня выпу- ска (доходов).
В настоящее время существует несколько систем налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная.
При пропорциональной системе налогообложения имеется единая на- логовая ставка (t) и общая сумма налоговых поступлений (T) определя- ется по формуле
Т = t
Y.
(3.13)
При прогрессивной (регрессивной) системе имеется как минимум две ставки: базовая и предельная. Базовая ставка применяется только к на- чальному диапазону налогооблагаемого дохода.
Средняя ставка налогообложения (t) рассчитывается как отношение общей суммы выплаченных налогов к совокупному доходу:
t = T : Y.
(3.14)
Соответственно, если известна средняя ставка налогообложения t, то общая сумма налоговых поступлений рассчитывается по приведен- ной выше формуле 3.14.
Таким образом, при данной ставке налогообложения t:
y общая сумма доходов (полученных государством налоговых посту- плений) государственного бюджета больше во времена подъемов и мень- ше во времена спадов;
y РЛД = YT = Yt · Y = (1 – t)Y;
y K (мультипликатор расходов) = 1
- MP1C(1 - t).
Что касается ставки налогообложения (t), то ее связь с общей сум- мой собираемых налогов (T) не так однозначна, как может показаться.
Эту связь демострирует кривая Лаффера (рис. 3.20): при росте ставки на- логообложения от 0 до t
0
общая сумма налогов растет; если рост ставки продолжится, то сумма налогов начнет уменьшаться, пока не достигнет нулевого значения при ставке 100 %.
Это явление объясняется так: по достижении ставки t
0
люди начи- нают терять интерес к зарабатыванию дохода или укрывают доходы от налогообложения.
Повышение государственных расходов увеличивает бюджетный де- фицит, даже если при этом растут налоговые поступления Т, так как растет Y. Следовательно, вывести экономику из спада, увеличивая го- сударственные расходы, можно только путем роста дефицита государ- ственного бюджета.


111
Рис. 3.20. Кривая Лаффера
Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:
1) эмиссией денег;
2) займами у населения своей страны (внутренний долг);
3) займами у других стран или международных финансовых органи- заций (внешний долг).
Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюд- жетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных из- лишков (если таковые имели место). Таким образом, государственный долг – это показатель запаса, который рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2015 г.), в отли- чие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, рассчитываемого за определенный период времени (год).
Различают два видагосударственного долга: внутренний и внешний.
По абсолютной величине государственного долга невозможно опре- делить его бремя для экономики. Тогда используется показатель отно- шения величины государственного долга к величине национального до- хода или ВВП, т. е. d = D / Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах эконо- мического роста государственный долг превращается в серьезную ма- кроэкономическую проблему.
Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, посколь- ку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т. е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные

112
займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, для фи- нансирования своих расходов правительство может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.
Серьезные проблемы и негативные последствия большого государ- ственного долга заключаются: y в снижении эффективности экономики, поскольку происходит отвлечение средств из производственного сектора экономики на обслу- живание долга и выплату самой суммы долга; y перераспределении дохода от частного сектора к государственному;
y усилении неравенства в доходах; y росте процентной ставки вследствие рефинансирования долга, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а это, в свою очередь, может привести к сокращению запаса капитала произ- водственного потенциала страны в долгосрочном периоде.
3.4.3. Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политикав настоящее время – одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях о роли денег в экономике и их влия- нии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс.
Основными субъектами денежно-кредитной политики выступают:
y Центральный банк страны и Министерство финансов;
y крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной банковской сфере системообразующую роль (обычно это сберегатель- ный, инвестиционный и экспортно-импортный банки);
y ассоциация (союз) коммерческих банков.
Стратегической цельюденежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутрен- нем (подавление инфляции), а также на внешнем рынке (стабильность обменного курса национальных денег).
Конечные цели денежно-кредитной политики:
1) обеспечение стабильности цен;
2) полная занятость;
3) рост реального объема производства;
4) устойчивый платежный баланс.
Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более кон- кретные цели, отражающие ее специфику. В связи с этим выделяют про- межуточные цели, регулирующие значение ключевых переменных в де- нежной системе на достаточно продолжительных временных интервалах


113
(год и более). К ним относятся денежная масса, процентная ставка, об- менный курс.
Объектами денежно-кредитной политики выступают спрос и пред- ложение денег.
Следует признать, что воздействие монетарных рычагов на состо- яние национальной экономики обнаруживается лишь по истечении определенного периода. Поэтому ошибки, допущенные в регулирова- нии денежно-кредитной сферы, всегда имеют необратимый характер.
В реализации денежно-кредитной политики выделяют следующие
этапы:
1) критическая оценка ситуации, конкретизация задач социально- экономического развития на предстоящий период;
2) подбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики с учетом доминирующих теоретических конструкций;
3) приведение в движение избранных монетарных факторов воздей- ствия, контроль за ситуацией в денежно-кредитной сфере;
4) передача воздействия мобилизованных средств воздействия или монетарных факторов (кредитование, инвестирование, изменение про- центной ставки и т. д.) на экономические процессы.
Основные инструменты денежно-кредитного регулирования Цент- рального банка:
y изменение норматива отчислений в обязательные резервы и регу- лирование ликвидности национальной платежной системы;
y операции на вторичном рынке с государственными и собствен- ными ценными бумагами;
y регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования) и про- ведение специальной дисконтной политики;
y валютное регулирование;
y лимитирование объема активных и пассивных операций коммер- ческих банков (объем кредитования, банковская маржа, объем привле- чения заемных средств и т. п.);
y административное регулирование, лицензирование, аттестация кадров и т. п.
Норма обязательных банковских резервов, или норма резервных тре- бований (required reserve ratio – rr), представляет собой выраженную в процентах долю от общей суммы депозитов, которую коммерческие банки не имеют права выдавать в кредит и которую они хранят в Цент- ральном банке в виде беспроцентных вкладов. Если резервы банка па- дают ниже необходимой величины резервных средств (например, в свя- зи с «набегами вкладчиков»), то банк может предпринять следующие действия:

114 1) продать часть своих финансовых активов (например, облигации) и увеличить количество наличных денег, теряя при этом процентный доход по облигациям;
2) обратиться за помощью в Центральный банк, дающий банкам взаймы деньги для устранения временных трудностей под ставку про- цента, называемую учетной ставкой процента;
3) взять взаймы у другого банка на рынке межбанковского креди- та; выплачиваемый при этом процент называется ставкой межбанков- ского процента.
Изменение нормы обязательных резервов воздействует на денежный мультипликатор: y приводит к росту кредита (объем предоставляемых ссуд коммер- ческими банками) и, следовательно, денежной массы, если Централь- ный банк сокращает норму обязательных резервов;
y способствует сокращению кредита и денежной массы, если Цент- ральный банк увеличивает норму обязательных резервов.
Изменение учетной ставки процента, т. е. процентной ставки, под которую Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим бан- кам, воздействует на денежную базу: y уменьшение учетной ставки способствует увеличению спроса ком- мерческих банков на кредиты Центрального банка, что увеличивает банковские резервы, а следовательно, растут кредит и денежная масса;
y увеличение учетной ставки способствует уменьшению спроса со стороны коммерческих банков на кредиты Центрального банка, вызы- вая сокращение кредита и денежной массы.
Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг – наиболее часто используемый инструмент, который воздействует на денежную базу.
Если Центральный банк покупает у населения государственные цен- ные бумаги, растут резервы коммерческих банков, следовательно, уве- личивается кредит и растет денежная масса.
Если Центральный банк продает государственные ценные бума- ги населению, то сокращаются резервы коммерческих банков, кредит и денежная масса.
Использование перечисленных инструментов воздействует на пред- ложение денег, а оно в свою очередь – на процентные ставки. Если пред- ложение денег растет, ставка процента падает, и наоборот. Поэтому де- нежно-кредитная экспансия (политика, направленная на увеличение предложения денег, т. е. стимулирующая) называется политикой «де- шевых» денег. Сдерживающая денежно-кредитная политика (полити- ка, направленная на уменьшение предложения денег) называется по- литикой «дорогих» денег.


115
Политика «дешевых» денегпроводится в фазе спада, так как сниже- ние процентной ставки способствует росту инвестиций, следовательно, растут совокупный спрос и уровень выпуска (доходы).
Политика «дорогих» денег проводится в условиях инфляции спро- са: повышение процентной ставки способствует сокращению инвести- ций, сокращается избыток совокупного спроса, снижается инфляция.
Возможности денежно-кредитной политики ограничены:
y снижение нормы обязательных резервов (rr
0
) не всегда вызывает снижение фактической нормы резервирования (rr), которая зависит от политики каждого коммерческого банка и спроса на ссуды;
y снижение учетной ставки не всегда приводит к росту заимствова- ний коммерческих банков;
y коэффициент депонирования находится вне контроля Централь- ного банка.
3.5. ЭКОНОМИЧЕСКИй РОСТ
Экономический рост – это процесс, характеризующийся увеличением
(или уменьшением, если экономический рост отрицателен) массы соз- даваемых потребительных стоимостей или благ в соответствии с объе- мом или структурой общественных потребностей.
Измерение экономического роста совершается на основе сопостав- ления величин двух показателей:
1) роста объемов ВНП (или ВВП) за определенный период време- ни (обычно год);
2) темпов роста ВНП (или ВВП) в расчете на душу населения за та- кой же период времени.
Основные показатели, характеризующие динамику экономическо- го роста:
y изменение общего объема реального ВВП;
y темп прироста реального ВВП;
y изменение реального ВВП на душу населения;
y изменение уровня жизни населения: продолжительности жизни, уровня медицинского обслуживания, образования, социального обес- печения состояния окружающей среды.
В современной экономике существуют различные концептуальные подходы к проблеме экономического роста.
Социотехнический подход определяется социально-экономическими параметрами и рассматривает экономическую динамику в соответствии с уровнем развития производительных сил, общества и характером про- изводственных отношений. Особенность данного подхода – изучение

116
прежде всего человека и его способности воздействовать на экономи- ческую динамику. Основными параметрами изучения являются произ- водительность труда и факторы, ее определяющие.
Эконометрический подход исходит из попытки объединения при ана- лизе экономического роста количественных и качественных парамет- ров экономической динамики с использованием принципов экономет- рики. Сторонники данного подхода считают, что необходима разработ- ка теорий экономического роста на основе построений эконометричес- ких моделей, имеющих строгое математическое обоснование. Экономе- трический подход позволяет делать определенные прогнозы в области экономического роста на базе заданных первоначальных параметров и допущений и их последующей интерпретации с помощью математи- ческого аппарата.
Важнейшим общеэкономическим приоритетом развития экономи- ки любой страны является производственная эффективность. Она ха- рактеризуется производительностью труда, рентабельностью производ- ства, фондоотдачей, капиталоемкостью и материалоемкостью единицы
ВВП. Зародившись на стадии производства, экономический рост прохо- дит все стадии воспроизводственного процесса (распределение и обмен) и обретает свою истинную сущность на стадии потребления. На этой стадии экономический рост выражается в удовлетворении целей инди- вида и общества, т. е. социальных приоритетов. К ним относятся улуч- шение уровня и качества жизни человека, условий труда, рост покупа- тельной способности населения, сокращение безработицы и т. д. Таким образом, при всей важности производства оно имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению.
Рассматривая концептуальные подходы к проблеме экономическо- го роста, мы выяснили, что одним из факторов экономической динами- ки является эволюция. Возьмем ее в качестве критерия типологии эко- номического роста.
Доиндустриальный рост. Характеризуется ростом натурального хо- зяйства за счет количественного прироста природных факторов и не- значительным усовершенствованием уже существующих методов хо- зяйствования. Основное средство производства – человек.
Индустриальный рост. Его отличительной чертой является домини- рующее положение средств производства. Производство носит целена- правленный характер. Рост происходит за счет сочетания всех факто- ров производства.
Постиндустриальный рост. На первое место выдвигается научно- технический прогресс во главе с человеком. Человек выступает генера- тором целей, управляет ими и в конечном счете сам становится целью производства.


117
Критерием классической классификации экономического роста яв- ляется фактор, положенный в его основу. В связи с этим выделяют два вида экономического роста.
Экстенсивный экономический рост. Характеризуется увеличением ко- личества используемых факторов производства, т. е. неизменным соот- ношением их производительности. Экстенсивный экономический рост может иметь место только в том случае, если экономика страны не до- стигла границы своих производственных возможностей.
Интенсивный экономический рост – это увеличение объема выпускае- мой продукции за счет совершенствования применяемых факторов про- изводства на основе технического прогресса, использования новых тех- нологий и повышения квалификации рабочей силы. Он характеризуется в первую очередь увеличением производительности факторов производ- ства или превышением темпов роста объемов производства над ростом количества используемых факторов.
Этот тип экономического роста находит свое выражение в росте вы- хода продукции с каждой единицы вовлеченных в производство ресур- сов, повышении качества продукции и базируется на научно-техниче- ском прогрессе, ресурсосбережении, прогрессивном совершенствова- нии структуры воспроизводства.
Следует отметить, что в действительности невозможно выделить экстенсивный или интенсивный экономический рост в чистом виде.
Поэтому в экономической теории принято говорить о преимуществен- но экстенсивном или преимущественно интенсивном типе экономичес- кого роста. Отнесение к тому или иному типу осуществляется по удель- ному весу количественного и качественного факторов в приросте ВВП.
Необходимо разграничить понятия источник и фактор экономичес- кого роста. Источником является некое состояние, следствием которого может быть экономический рост, т. е. двигатель, запускающий механизм дальнейшего развития. Фактор – это то, без чего невозможно осущест- вление данного процесса, т. е. некие условия, обеспечивающие возмож- ность экономического роста.
Источниками экономического роста могут быть общеэкономичес- кие противоречия:
y между природой и обществом;
y безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов;
y потреблением и производством;
y обеспечением полной занятости и совершенствованием средств производства;
y снижением инфляции и необходимостью оживления реального сектора экономики и т. д.