Файл: О. А. Смирнова (тема 2) О. О. Дмитриева (темы 1, 2) О. А. Ильич.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сравнительная характеристика командно-административной
и рыночной экономических систем
Командная экономика
Признаки для сравнения
Рыночная экономика
Государственная
Преобладающая форма собственности на средства производства
Частная
Жесткая регламента- ция этой деятельности со стороны государства
Характер экономической деятельности
Свобода предпринимательства и выбора
Централизованное планирование
Способ согласования хозяйственной деятельности
Рыночное саморегулирование
Необходимость выполнять государственные планы
Главный мотив экономической активности
Личный экономический интерес
Длясмешанной экономики характерно устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем. Вследствие этого главным отли- чием данного типа экономики является его гетерогенность (разносто- ронность). Основные черты смешанного типа – это сочетание частного и государственного секторов экономики, рыночного и государственно- го механизмов регулирования, частнособственнической рыночной мо- тивации с мотивацией социальной устойчивости.
Натуральное хозяйство– это экономическая система, при которой люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собствен- ных потребностей на основании обычаев и традиций, не прибегая к об- мену. Для натурального хозяйства характерны следующие признаки: замкнутость, ориентация производства на удовлетворение собственных
22
потребностей производителя, медленный темп развития, ручной уни- версальный труд (без разделения его на виды), низкая производитель- ность труда, повторение производства в прежних размерах (простое вос- производство).
Главным недостатком натурального хозяйства является то, что оно не позволяет добиться высокой производительности труда, высокого уровня удовлетворения потребностей и обеспечивает лишь минималь- ные условия для выживания. Вследствие этого на смену данному типу экономических систем пришел товарный или товарно-рыночный тип.
Главным экономическим условием возникновения товарного хозяйства
стало общественное разделение труда, представляющее собой обособле- ние различных видов деятельности в рамках общественного хозяйства, в истории развития которого выделяют три этапа. На первом этапе об- щественного разделения труда скотоводство отделилось от земледелия, что привело к необходимости обмена продуктами этих видов хозяй- ственной деятельности. Зарождение обмена – важная веха на пути к то- варному хозяйству. На втором этапе от земледелия отделилось ремесло, которое начало создавать продукты в основном для обмена. В резуль- тате обмен стал еще более широким и устойчивым явлением. На треть- ем этапе от производства отделилась торговля и появилось купечество, благодаря чему товарообменные операции расширились и стали регу- лярными.
Товарное хозяйство– это экономическая система, при которой про- дукты производятся для продажи и становятся в связи с этим товаром, а связь между производителями и потребителями осуществляется с по- мощью обмена (торговли).
Так, открытость товарного хозяйства объясняется именно тем, что оно в силу разделения труда создает не все необходимые для жизни про- дукты, а только один или несколько. В связи с этим создаваемые в дан- ном хозяйстве продукты поступают другим людям косвенно – с помо- щью рыночного обмена одних необходимых для жизнедеятельности благ на другие.
Известны два вида товарного хозяйства: простое и крупное, или ка-
питалистическое.
1.3.3. Рынок: понятие, типология, инфраструктура
Товарное хозяйство, развиваясь и совершенствуясь как способ ор- ганизации хозяйственной деятельности, становясь более всеобщим, перерастает в рынок. Таким образом, рынок – это особая, исторически
23
сложившаяся форма организации экономических взаимосвязей между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) това- ров по поводу обмена этими товарами путем купли-продажи.
Различают понятие рынка в узком и широком смысле. В узком смыс-
ле рынок – это отношения между покупателями и продавцами при ку- пле-продаже товаров в определенное время и в конкретном месте. В ши-
рокомсмысле рынок – это система воспроизводства, осуществляемая под воздействием столкновения экономических интересов производителей и потребителей товаров.
Историческое развитие рынка привело к тому, что он стал выполнять ряд функций, важнейшими из которых являются следующие:
y информационная – рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых его участникам. Данная функция позволяет учитывать меняющиеся условия рынка;
y регулирующая – рынок регулирует общественное производство, так как показывает, что выгодно производить, как производить и для кого нужно производить (кто сможет купить);
y стимулирующая – рынок побуждает к освоению достижений на- учно-технического прогресса, что ведет к снижению затрат на произ- водство, повышению качества и расширению ассортимента произво- димой продукции;
y посредническая – рынок дает возможность покупателю выбрать оп- тимального продавца, а продавцу – наиболее подходящего покупателя;
y ценообразующая – в результате взаимодействия товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги;
y санирующая (оздоровительная) – рынок «очищает» общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и поощряет развитие эффективных и перспективных;
y дифференцирующая – рынок расслаивает, дифференцирует товаро- производителей, т. е. обогащает одних и разоряет других.
Все рыночные функции осуществляются посредством конкуренции.
Конкуренция – это соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Конкурент- ная борьба осуществляется с помощью различных методов, основными из которых являются ценовые и неценовые.
Ценовые методы предполагают повышение конкурентоспособно- сти продукции за счет манипуляции с величиной цены, а неценовыена- правлены на повышение качества и эксплуатационных характеристик производимых товаров, с помощью которых их привлекательность для потребителя возрастает.
24
Помимо данных методов в конкурентной борьбе используются и ме- тоды недобросовестной конкуренции. К ним относятся:
y распространение ложных сведений, порочащих конкурента;
y доведение до потребителя искаженной информации о характере, способе, месте изготовления конкурирующей продукции и ее качестве;
y незаконное использование товарного знака удачливого конкурен- та, его фирменного наименования или маркировки;
y использование некорректных сравнений, порочащих товары кон- курентов.
С точки зрения характера конкурентной борьбы различают конку- ренцию совершенную, или свободную, и несовершенную. Совершенная
конкуренция– это соперничество участников рынка в условиях произ- водства примерно одинаковых объемов идентичной продукции. Она ха- рактеризуется следующими признаками:
y множество покупателей и продавцов на рынке и невозможность ни одной из групп агентов рынка влиять на положение другой и на из- менение рыночной ситуации;
y предложение одинаковых, однородных товаров для продажи;
y свободный обмен информацией;
y отсутствие затруднений при осуществлении экономических дей- ствий и у покупателей, и у продавцов.
Несовершенная конкуренция– это конкуренция, возникающая тог- да, когда не соблюдается хотя бы одно условие свободной конкуренции.
Ей свойственны такие черты:
y сокращение количества фирм на рынке, вплоть до одной, где сами фирмы представляют собой уже не мелкие, а крупные предприятия;
y разнородный или уникальный характер товаров;
y неравный доступ предприятий к информации о рыночных про- цессах;
y преодоление различных экономических препятствий и барьеров для участия в рыночных отношениях и при их прекращении.
Выделяют три типа несовершенной конкуренции.
1. Монополистическая конкуренция, при которой на рынке остается большое количество продавцов и покупателей, что свойственно и со- вершенной конкуренции. В то же время возникает новое явление –
дифференциация продукта, т. е. появление у товара свойств, которые выгодно отличают его от конкурирующих товаров: качество, краси- вая упаковка, высокий уровень сервиса, современный дизайн, удач- ное месторасположение магазина. Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится
25
единственным его производителем и продавцом (монополистом) и при- обретает возможность влиять на цену.
2. Олигополистическая конкуренция – это такая конкуренция, при ко- торой на рынке доминирует несколько предприятий или фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной про- дукции, а цены устанавливаются по принципу лидерства (большинство предприятий стремятся установить примерно такую же цену, как наи- более сильная на этом рынке фирма). Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует не несколько продавцов, а несколько покупателей.
3. Чистая монополия – это положение на рынке товаров и услуг, ха- рактеризующееся наличием только одного производителя и продавца данного товара или услуги.
Различают следующие виды монополий.
Естественная монополия возникает в отраслях, где в силу их особой организации производства (по сетевому принципу) затруднительно раз- вивать конкуренцию.
Искусственная монополия– это объединение, создаваемое ради полу- чения монополистических выгод. Она преднамеренно изменяет струк- туру рынка в своих интересах: создает барьеры для появления на рынке новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки ограничивает или препятствует выдаче конку- рентам кредитов), формирует очень высокий по сравнению с конкурен- тами уровень технологии производства, теснит конкурентов хорошо ор- ганизованной рекламой.
Рынок представляет собой экономическую систему, включающую различные виды рынков, неразрывно связанных между собой. Следо- вательно, он имеет свою структуру. Для характеристики структуры ры- ночной экономики используются различные критерии.
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, ко- торая представляет собой комплекс специализированных учреждений и организаций, обеспечивающих нормальное, успешное функциониро- вание рынка. Каждый рынок имеет свою инфраструктуру.
Инфраструктура товарного рынка представлена товарными бир- жами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукциона- ми и ярмарками. Розничная торговля – процесс реализации через сеть торговых предприятий (магазины и супермаркеты), непосредственно продающих отдельные товары и услуги населению. Оптовая торгов-
ля – это торговля крупными партиями товаров, осуществляемая через сеть снабженческо-сбытовых и оптово-посреднических баз и фирм. То-
варные биржи – учреждения, в которых заключаются оптовые сделки
26
по купле-продаже товаров по образцам и стандартам на основе пред- варительной биржевой экспертизы. После осуществления сделок за- ключаются контракты на поставку товаров. Биржевые сделки бывают фьючерсные, форвардные и опционные. Фьючерсные сделки предусмат- ривают поставку товаров, которые будут произведены в будущем (фак- тически покупают не товар, а право на него). Форвардные сделки – это сделки с реальным товаром, когда продавец должен иметь его в нали- чии и поставить в срок, обозначенный в контракте. Опционные сделки предоставляют право (опцион) на приобретение товара по данной уста- новленной цене в течение всего срока действия заключенного контрак- та. В отличие от товарных бирж, которые функционируют постоянно,
ярмаркипроводятся периодически в конкретное время и в определен- ном месте. Их цель – посредничество при реализации многоассор- тиментной продукции. На аукционах товары продаются с публичных торгов и покупателем становится тот, кто предлагает за товар наиболь- шую цену.
1.3.4. Модели рыночной экономики
Правительство любой страны строит свою экономическую полити- ку на определенном сочетании рыночных и государственных рычагов регулирования экономики. Данное сочетание зависит от конкретных экономических условий и национальных особенностей.
В связи с этим выделяют две основные модели современной регу- лируемой рыночной экономики: либеральную и социально ориенти- рованную. Длялиберальноймодели характерны прежде всего господ- ство частной собственности, прямое и косвенное поощрение частно- го предпринимательства. Экономические функции государства в этой модели предельно ограничены и реализуются на уровне всей нацио- нальной экономики. Среди методов регулирования широко исполь- зуются инструменты монетарной политики. При этом следует отме- тить, что экономики стран, функционирующих в рамках данной моде- ли, являются высокомонополизированными, а крупные национальные компании, как правило, выступают в роли международных монопо- лий или транснациональных корпораций. Для либеральной модели рыночной экономики характерна максимальная реализация принци- па свободной рыночной игры, в ее рамках активно поощряется пред- принимательство. Приемлемый жизненный уровень малообеспечен- ных слоев населения достигается за счет устойчивого экономическо- го роста. Социальная политика в данной модели строится на том, что
и рыночной экономических систем
Командная экономика
Признаки для сравнения
Рыночная экономика
Государственная
Преобладающая форма собственности на средства производства
Частная
Жесткая регламента- ция этой деятельности со стороны государства
Характер экономической деятельности
Свобода предпринимательства и выбора
Централизованное планирование
Способ согласования хозяйственной деятельности
Рыночное саморегулирование
Необходимость выполнять государственные планы
Главный мотив экономической активности
Личный экономический интерес
Длясмешанной экономики характерно устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем. Вследствие этого главным отли- чием данного типа экономики является его гетерогенность (разносто- ронность). Основные черты смешанного типа – это сочетание частного и государственного секторов экономики, рыночного и государственно- го механизмов регулирования, частнособственнической рыночной мо- тивации с мотивацией социальной устойчивости.
Натуральное хозяйство– это экономическая система, при которой люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собствен- ных потребностей на основании обычаев и традиций, не прибегая к об- мену. Для натурального хозяйства характерны следующие признаки: замкнутость, ориентация производства на удовлетворение собственных
22
потребностей производителя, медленный темп развития, ручной уни- версальный труд (без разделения его на виды), низкая производитель- ность труда, повторение производства в прежних размерах (простое вос- производство).
Главным недостатком натурального хозяйства является то, что оно не позволяет добиться высокой производительности труда, высокого уровня удовлетворения потребностей и обеспечивает лишь минималь- ные условия для выживания. Вследствие этого на смену данному типу экономических систем пришел товарный или товарно-рыночный тип.
Главным экономическим условием возникновения товарного хозяйства
стало общественное разделение труда, представляющее собой обособле- ние различных видов деятельности в рамках общественного хозяйства, в истории развития которого выделяют три этапа. На первом этапе об- щественного разделения труда скотоводство отделилось от земледелия, что привело к необходимости обмена продуктами этих видов хозяй- ственной деятельности. Зарождение обмена – важная веха на пути к то- варному хозяйству. На втором этапе от земледелия отделилось ремесло, которое начало создавать продукты в основном для обмена. В резуль- тате обмен стал еще более широким и устойчивым явлением. На треть- ем этапе от производства отделилась торговля и появилось купечество, благодаря чему товарообменные операции расширились и стали регу- лярными.
Товарное хозяйство– это экономическая система, при которой про- дукты производятся для продажи и становятся в связи с этим товаром, а связь между производителями и потребителями осуществляется с по- мощью обмена (торговли).
Так, открытость товарного хозяйства объясняется именно тем, что оно в силу разделения труда создает не все необходимые для жизни про- дукты, а только один или несколько. В связи с этим создаваемые в дан- ном хозяйстве продукты поступают другим людям косвенно – с помо- щью рыночного обмена одних необходимых для жизнедеятельности благ на другие.
Известны два вида товарного хозяйства: простое и крупное, или ка-
питалистическое.
1.3.3. Рынок: понятие, типология, инфраструктура
Товарное хозяйство, развиваясь и совершенствуясь как способ ор- ганизации хозяйственной деятельности, становясь более всеобщим, перерастает в рынок. Таким образом, рынок – это особая, исторически
23
сложившаяся форма организации экономических взаимосвязей между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) това- ров по поводу обмена этими товарами путем купли-продажи.
Различают понятие рынка в узком и широком смысле. В узком смыс-
ле рынок – это отношения между покупателями и продавцами при ку- пле-продаже товаров в определенное время и в конкретном месте. В ши-
рокомсмысле рынок – это система воспроизводства, осуществляемая под воздействием столкновения экономических интересов производителей и потребителей товаров.
Историческое развитие рынка привело к тому, что он стал выполнять ряд функций, важнейшими из которых являются следующие:
y информационная – рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых его участникам. Данная функция позволяет учитывать меняющиеся условия рынка;
y регулирующая – рынок регулирует общественное производство, так как показывает, что выгодно производить, как производить и для кого нужно производить (кто сможет купить);
y стимулирующая – рынок побуждает к освоению достижений на- учно-технического прогресса, что ведет к снижению затрат на произ- водство, повышению качества и расширению ассортимента произво- димой продукции;
y посредническая – рынок дает возможность покупателю выбрать оп- тимального продавца, а продавцу – наиболее подходящего покупателя;
y ценообразующая – в результате взаимодействия товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги;
y санирующая (оздоровительная) – рынок «очищает» общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и поощряет развитие эффективных и перспективных;
y дифференцирующая – рынок расслаивает, дифференцирует товаро- производителей, т. е. обогащает одних и разоряет других.
Все рыночные функции осуществляются посредством конкуренции.
Конкуренция – это соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Конкурент- ная борьба осуществляется с помощью различных методов, основными из которых являются ценовые и неценовые.
Ценовые методы предполагают повышение конкурентоспособно- сти продукции за счет манипуляции с величиной цены, а неценовыена- правлены на повышение качества и эксплуатационных характеристик производимых товаров, с помощью которых их привлекательность для потребителя возрастает.
24
Помимо данных методов в конкурентной борьбе используются и ме- тоды недобросовестной конкуренции. К ним относятся:
y распространение ложных сведений, порочащих конкурента;
y доведение до потребителя искаженной информации о характере, способе, месте изготовления конкурирующей продукции и ее качестве;
y незаконное использование товарного знака удачливого конкурен- та, его фирменного наименования или маркировки;
y использование некорректных сравнений, порочащих товары кон- курентов.
С точки зрения характера конкурентной борьбы различают конку- ренцию совершенную, или свободную, и несовершенную. Совершенная
конкуренция– это соперничество участников рынка в условиях произ- водства примерно одинаковых объемов идентичной продукции. Она ха- рактеризуется следующими признаками:
y множество покупателей и продавцов на рынке и невозможность ни одной из групп агентов рынка влиять на положение другой и на из- менение рыночной ситуации;
y предложение одинаковых, однородных товаров для продажи;
y свободный обмен информацией;
y отсутствие затруднений при осуществлении экономических дей- ствий и у покупателей, и у продавцов.
Несовершенная конкуренция– это конкуренция, возникающая тог- да, когда не соблюдается хотя бы одно условие свободной конкуренции.
Ей свойственны такие черты:
y сокращение количества фирм на рынке, вплоть до одной, где сами фирмы представляют собой уже не мелкие, а крупные предприятия;
y разнородный или уникальный характер товаров;
y неравный доступ предприятий к информации о рыночных про- цессах;
y преодоление различных экономических препятствий и барьеров для участия в рыночных отношениях и при их прекращении.
Выделяют три типа несовершенной конкуренции.
1. Монополистическая конкуренция, при которой на рынке остается большое количество продавцов и покупателей, что свойственно и со- вершенной конкуренции. В то же время возникает новое явление –
дифференциация продукта, т. е. появление у товара свойств, которые выгодно отличают его от конкурирующих товаров: качество, краси- вая упаковка, высокий уровень сервиса, современный дизайн, удач- ное месторасположение магазина. Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится
25
единственным его производителем и продавцом (монополистом) и при- обретает возможность влиять на цену.
2. Олигополистическая конкуренция – это такая конкуренция, при ко- торой на рынке доминирует несколько предприятий или фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной про- дукции, а цены устанавливаются по принципу лидерства (большинство предприятий стремятся установить примерно такую же цену, как наи- более сильная на этом рынке фирма). Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует не несколько продавцов, а несколько покупателей.
3. Чистая монополия – это положение на рынке товаров и услуг, ха- рактеризующееся наличием только одного производителя и продавца данного товара или услуги.
Различают следующие виды монополий.
Естественная монополия возникает в отраслях, где в силу их особой организации производства (по сетевому принципу) затруднительно раз- вивать конкуренцию.
Искусственная монополия– это объединение, создаваемое ради полу- чения монополистических выгод. Она преднамеренно изменяет струк- туру рынка в своих интересах: создает барьеры для появления на рынке новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки ограничивает или препятствует выдаче конку- рентам кредитов), формирует очень высокий по сравнению с конкурен- тами уровень технологии производства, теснит конкурентов хорошо ор- ганизованной рекламой.
Рынок представляет собой экономическую систему, включающую различные виды рынков, неразрывно связанных между собой. Следо- вательно, он имеет свою структуру. Для характеристики структуры ры- ночной экономики используются различные критерии.
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, ко- торая представляет собой комплекс специализированных учреждений и организаций, обеспечивающих нормальное, успешное функциониро- вание рынка. Каждый рынок имеет свою инфраструктуру.
Инфраструктура товарного рынка представлена товарными бир- жами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукциона- ми и ярмарками. Розничная торговля – процесс реализации через сеть торговых предприятий (магазины и супермаркеты), непосредственно продающих отдельные товары и услуги населению. Оптовая торгов-
ля – это торговля крупными партиями товаров, осуществляемая через сеть снабженческо-сбытовых и оптово-посреднических баз и фирм. То-
варные биржи – учреждения, в которых заключаются оптовые сделки
26
по купле-продаже товаров по образцам и стандартам на основе пред- варительной биржевой экспертизы. После осуществления сделок за- ключаются контракты на поставку товаров. Биржевые сделки бывают фьючерсные, форвардные и опционные. Фьючерсные сделки предусмат- ривают поставку товаров, которые будут произведены в будущем (фак- тически покупают не товар, а право на него). Форвардные сделки – это сделки с реальным товаром, когда продавец должен иметь его в нали- чии и поставить в срок, обозначенный в контракте. Опционные сделки предоставляют право (опцион) на приобретение товара по данной уста- новленной цене в течение всего срока действия заключенного контрак- та. В отличие от товарных бирж, которые функционируют постоянно,
ярмаркипроводятся периодически в конкретное время и в определен- ном месте. Их цель – посредничество при реализации многоассор- тиментной продукции. На аукционах товары продаются с публичных торгов и покупателем становится тот, кто предлагает за товар наиболь- шую цену.
1.3.4. Модели рыночной экономики
Правительство любой страны строит свою экономическую полити- ку на определенном сочетании рыночных и государственных рычагов регулирования экономики. Данное сочетание зависит от конкретных экономических условий и национальных особенностей.
В связи с этим выделяют две основные модели современной регу- лируемой рыночной экономики: либеральную и социально ориенти- рованную. Длялиберальноймодели характерны прежде всего господ- ство частной собственности, прямое и косвенное поощрение частно- го предпринимательства. Экономические функции государства в этой модели предельно ограничены и реализуются на уровне всей нацио- нальной экономики. Среди методов регулирования широко исполь- зуются инструменты монетарной политики. При этом следует отме- тить, что экономики стран, функционирующих в рамках данной моде- ли, являются высокомонополизированными, а крупные национальные компании, как правило, выступают в роли международных монопо- лий или транснациональных корпораций. Для либеральной модели рыночной экономики характерна максимальная реализация принци- па свободной рыночной игры, в ее рамках активно поощряется пред- принимательство. Приемлемый жизненный уровень малообеспечен- ных слоев населения достигается за счет устойчивого экономическо- го роста. Социальная политика в данной модели строится на том, что