Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников (Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 2931

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

1.2 Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

1.3 Педагогические условия формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

2.1 Констатирующий этап эксперимента по проблеме формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

2.2. Реализация педагогических условий формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры

2.3 Контрольный этап исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список использованной литературы

Заключение

Необходимость разработки проблемы формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности обусловлена возрастающими требованиями к личности в обществе и к результатам освоения той или иной программы, а также социальным заказом общества. Происходящие изменения в жизни общества выдвинули на первый план идею воспитания человека коммуникабельным, владеющим культурой общения и взаимодействия. В своем исследовании мы обозначили ряд задач. Решая первую задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и изучили понятия «способности» и «коммуникация» и «коммуникативные способности». Вслед за А.А. Кидроном, как основоположником данного определения, под коммуникативными способностями мы понимаем комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционнотехнические знания и способности, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. Решая вторую задачу, мы вслед за Л.H. Галигузовой, Е.О. Смирновой выделяем следующие особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками: яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность детских высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов, преобладание инициативных высказываний над ответными, богатство назначения и функций коммуникативной деятельности. В то же время, М.И. Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения с взрослыми, один из которых внеситуативно-личностное общение, присущее детям старшего дошкольного возраста. В данной форме на первый план выходит взаимопонимание и доверие, темами для общения становятся не только предметный окружающий мир, но и воспоминания, мысли ребенка, нематериальный мир, который до этого возрастного этапа был в сложной досягаемости для ребенка. Нами были выделены ряд педагогических условий, которые способствуют эффективному формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста и включают в себя следующие положения: формирование положительного отношения к сверстникам в процессе организации сюжетно-ролевой игры; создание развивающей предметно-пространственной среды; повышение педагогической компетентности родителей по формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Решая третью задачу, мы выделили критерии формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста: информационно-коммуникативные, интерактивные и перцептивные. Проанализировав результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, мы сделали вывод, что уровень сформированности коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста недостаточный. На формирующем этапе эксперимента мы реализовывали комплекс педагогических условий. В своей работе мы использовали комплекс сюжетно-ролевых игр, создали развивающую предметно-пространственную среду для формирования коммуникативных способностей, проводили работу по повышению компетентности родителей. После формирующего этапа эксперимента мы провели повторную диагностику уровня сформированности коммуникативных способностей у детей контрольной и экспериментальной группы. В результате этого мы пришли к выводу, что выделенный комплекс педагогических условий является эффективным для развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.


Таким образом, полученные результаты теоретического исследования и экспериментальной работы позволяют считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, а поставленные в работе задачи решены. В то же время наше изыскание не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Не все аспекты данной проблемы изучены нами в полной мере, однако выявленный комплекс педагогических условий апробирован нами на практике и дал положительные результаты.

Список использованной литературы

1. Андреева, И.В. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие. / И.В. Андреева, Л.А. Балобанова.– Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2011. – 96 с.

2. Бабанский, Ю.К. Педагогика. Учеб пособие для студ. пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. − 2-е изд., доп. и перераб. − М.: Просвещение, 1988. − 479 с.

3. Бондаревская, Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры / Е.В. Бондаревская //Формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвузовск. сб. научн. трудов. – РГПИ, 1989. – С.3-20.

4. Васильев, Г.С. Методика изучения коммуникативных способностей личности. Труды училища / Г.С. Васильев. – Свердловск , 2010. - 134с.

5. Венгер, Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание, 2004. – № 13. – С.424

6. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. СПб.: Питер, 2008. – 273 с.

7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2003. – 512 с.

8. Ганзен, В. А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. – Л.: Изд во Ленингр. ун та, 1984. – 176 с.

9. Гребенников, И.В. Педагогический всеобуч родителей / И.В. Гребеннков.– М.: Знание, 1986.– 79 с.

10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013.— 464 с.

11. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.

12. Ерецкий, М.И. Разработка и применение тестов успешности усвоения / М.И. Ерецкий, Э.Л. Полисар. – М.: ИРПО, 1996. – 252 с.

13. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. – Т. 1. /А.В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1996. – 149 с.

14. Зверинцев, А.Б. Коммуникационный менеджмент. / А. Б.Зверинцев — СПб. : Союз, 1997. – 228с.


15. Кабардов, М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов, Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. – М.: Педагогика. 1989. – С 103-104.

16. Каган, М .С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений /М.С. Каган. – М.: 2008. – 450 с.

17. Карасева, Н.И. Психологические особенности развития коммуникативных способностей у подростков, оставшихся без попечения родителей: дис. … канд. психол. наук / Н.И. Карасева. – Киев, 1991. – 127 с.

18. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и еѐ совершенствование: Дис. ... канд. психол. наук. / А.А. Кидрон. – Л.: 1981. – 235 с.

19. Клюева, Н.В. Общение. Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.

20. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. –М. 2011, – 217 с.

21. Кравцова, Е.Е. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом / Е.Е. Кравцова // Дошкольное образование. – 2005. – № 4. – С. 6.

22. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В.Кузьмина. — Л.: 1985. – 253 с.

23. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок /Ч.Х. Кули. – М.: 2000. – 320 с.

24. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова.– М.: Академия, 1999.– 232 с.

25. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша – СПб: Питер, 2003.- 544 с.

26. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

27. Льюис, Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. / – М.: Дело, 1999. – 440 с.

28. Маврина, И.В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. — М.: Гном-Пресс, 1999. — С. 106—118.

29. Мельникова, Н.М. Социально-психологическая компетентность старшеклассников в общении. Дисс. канд. психол. наук / Н.М. Мельникова. – М.: 1992. – 178с.

30. Менджрицкая, Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 2009. – 145 с.

31. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. канд. пед. наук/ Л.Р. Мунирова. – М., 1993. – 205 с.

32. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. — Минск : Современная школа, 2010. — 928 с.

33. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 64 с.

34. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Просвещение, 2011. – 586 с.