Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников (Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 2933
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это — игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3-4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.
Также использовались сопутствующие методы изучения – наблюдение за общением детей в режимных моментах и на занятиях, решение педагогических ситуаций с целью получения более достоверных данных.
Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что у большинства детей (50%) недостаточно сформированы коммуникативные способности, при этом возникают сложности в способности слушать и понятно для собеседника выражать свои мысли. В то же время детей с достаточным уровнем развития способностей 30 %, что говорит о том, что данная группа детей способна слушать и выражать мысли в соответствии со своим возрастом. В
Представим данные результаты по критерию «информационно-коммуникативные способности» на констатирующем этапе экспериментальной работы на гистограмме (рис. 1).
Рисунок 1 – Результаты изучения критерия «информационно-коммуникативные способности» (констатирующий этап)
Следующим направлением констатирующего этапа являлось диагностика уровня сформированности интерактивных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Уровень сформированности данных способностей мы выявляли при помощи следующих диагностических методик «Необитаемый остров», «Не поделили игрушку», «Помощники», «Рукавички». При помощи вышеперечисленных заданий которых мы изучаем способность ребенка находить выход из конфликтных ситуаций, способности доверять, помогать, сотрудничать с окружающими. Анализ полученных результатов дает основание утверждать, что у значительного количества детей (43,3 %) на низком уровне находится развитие способности к сотрудничеству, помощи окружающим людям. На рис. 2 представлены сравнительные данные констатирующего этапа по критерию – интерактивные способности.
Рисунок 2 – Результаты изучения интерактивных коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап)
Следующим направлением проведения констатирующего этапа экспериментальной работы вилось с изучение уровня развития перцептивных коммуникативных способностей детей старшей дошкольной группы. С этой целью были использованы следующие диагностические задания: «Отражение чувств», «Зеркало настроений». Проанализированные результаты данных методик показал, что показатели критерия «Перцептивные способности» на низком уровне у около 53,3 %. На рис. 3 представлены данные, отображающие уровень формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста по критерию «Перцептивные способности» на констатирующем этапе исследования.
Рисунок 3 – Результаты изучения критерия «Перцептивные способности» детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап)
В свою очередь для констатирующего этапа экспериментальной работы необходимо изучить степень сформированности знаний по вопросу коммуникативных способностей у родителей детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим, родителям была предложена анкета, с целью изучения родительских взглядов на коммуникативное развитие ребенка. Все родители при общении стараются смотреть в глаза говорящему и используют достаточную жестикуляцию при коммуникации, что свидетельствуем о том, что они владеют культурой общения и могут являться примером для ребенка. Большинство родителей (78%) утверждают, что иногда позволяют себе делать вид, что слушают ребенка, но не слышат его, что неприемлемо в воспитании у него коммуникативных способностей. Большая часть родителей (89%) стараются чаще всего использовать улыбку при общении. Но тем временем в не малой доле семей (78%) ребенок иногда становится свидетелем конфликтов родителей, что не лучшим образом прививает ребенку ошибочные коммуникативные умения в критерии «Интерактивные умения», не давая ему образца выхода из конфликтных ситуаций. Также 78% респондентов иногда торопятся, не выслушивая друг друга, не уделяя возможности высказаться как ребенку, так и другим членам семьи.
В целях воздействия на ребенка родители чаще всего используют просьбы и объяснения (по 36%), убеждения (36%) и реже всего указания (21%). Выбор методов зависит от стиля воспитания, выбранного семьей. В то же время весомая часть родителей учитывает эмоциональное состояние ребенка (78%), тем самым учитывая мнение ребенка и его пожелания. Исходя из ответов на вопрос о том, считает ли родитель себя примером для ребенка в проявлении коммуникативных способностей, 96% респондентов ответили положительно. В качестве приемов, используемых в развитии у ребенка умения общения, родители выделяют следующее: личный пример; игры; общение с детьми; занятия с логопедом; дополнительные занятия; беседы с ребенком; чтение литературы с обсуждением; пример других людей; объяснения и разговоры. В результаты анкетирования выяснилось, что у большинства родителей существуют трудности в процессе формирования культуры общения. Прежде всего, были выделены следующие сложности: упрямство; окружающий социум и его низкий уровень культуры; капризы ребенка. Выделенные трудности необходимо будет учесть при планировании и работе по повышение педагогической компетентности у родителей. Для оценки развивающей предметно-пространственной среды мы на основе критериальной шкалы Л.М. Фридмана разработали шкалу оценивания этого педагогического условия. Анализ осуществляется по трем критериям, каждый из которых имеет свои составляющие – они оцениваются в баллах (1 – не реализовано, 3 – реализовано частично, 5 – реализовано полностью). Сумма баллов, полученная за все подкритерии, делится на их количество, т.е. в первом случае на 7, а в остальных на 5. Средний балл позволяет судить, благоприятствует ли данная предметно-развивающая среда формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В данной методике результаты оцениваются по следующим уровням: высокий уровень (полученный результат находится в диапазоне 3,5<X<5) – предметноразвивающая среда реализована полностью и способствует развитию коммуникативных способностей ребенка; средний уровень (2,5<Х<3,5) – частично реализована, допущены лишь небольшие неточности, не влияющие на общее состояние показателя; низкий уровень (Х<2,5) –предметно развивающая среда должным образом не реализована, требования, заключенные в формулировке показателя, выполняются не полностью, эпизодически либо формально.
Проанализировав развивающую предметно-пространственную среду, мы сделали вывод о каждом из выделенных критериев отдельно, просчитав средний балл по каждому критерию. Сформированность и функциональность предметной среды) находятся на низком уровне, в то время как педагогическая целесообразность (3,2 балла) соответствует среднему уровню. Тем самым в итоге, общий уровень сформированности развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста является низким. Обобщим проделанную работу на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы:
1. Основной целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка выдвинутой в исследовании гипотезы. Положения гипотезы проверялись в ходе реализации педагогических условий. 2. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Целью констатирующего этапа явилось изучение исходного уровня сформированности коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. 3. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень сформированности коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. 4. Для повышения уровня сформированности коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста требуется внедрение комплекса педагогических условий, обозначенных в нашей гипотезе. Основные направления проведенной работы на формирующем этапе эксперимента будут представлены в параграфе 2.2. настоящего исследования.
2.2. Реализация педагогических условий формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры
Изучив основные теоретические положения в аспекте проблемы исследования, и выявив исходный уровень сформированности коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, сосредоточим свое внимание в данном параграфе на описании работы по реализации выявленных педагогических условий. В теоретической части исследования было указано, что основными педагогическими условиями формирования коммуникативных способностей старших дошкольников являются:
- формирование положительного отношения к сверстникам в процессе организации сюжетно-ролевой игры; - создание развивающей предметно-пространственной средю, активизирующей коммуникативную деятельность детей в сюжетно-ролевой игре детей; - повышение педагогической компетентность родителей по вопросу формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр. В целях подтверждения и уточнения выдвинутой гипотезы нами была проведена опытно-экспериментальная работа по реализации вышеперечисленных условий.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МКДОУ д/с №38 Брединского района в старшей дошкольной группе. На формирующем этапе исследования осуществлялась реализация педагогического проекта по формированию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры. Цель проекта: создание педагогических условий, которые будут способствовать формированию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры. Задачи проекта: По отношению к детям: Развивающие задачи: - способствовать развитию коммуникативных качеств личности: эмпатийность, доброжелательность, искренность, открытость в общении, конфронтация, инициативность (аффективно-коммуникативные способности); - формировать умение вступать в коммуникативный контакт, умение ориентироваться в ситуации общения, умение употреблять средства вербального и невербального общения (информационно-коммуникативные способности); - развивать способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать (регуляционно-коммуникативные способности). Воспитывающие задачи: - воспитывать гуманное отношение к сверстникам; - воспитывать интерес и симпатию к сверстникам, желание играть с ними; - формировать готовность выручить сверстника, умение считаться с мнением и интересами товарищей по игре, сверстников. Обучающие задачи: - знакомить с различными профессиями людей, развивать к ним интерес; - учить использовать конструктивные, трудовые, художественные умения в реализации игровых замыслов. По отношению к педагогам: - Создать адекватную предметно-пространственную развивающую среду, стимулирующую формирование игровых, коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Участники проекта: дети старшей группы «Радуга» (экспериментальная группа), педагоги. Тип проекта: среднесрочный (1 месяц) Основание для разработки: недостаточная сформированность коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Свою работу мы строили по системе руководства сюжетно-ролевой игрой Л.П. Князевой. Первый этап – диагностический. На данном этапе мы выявили особенности и уровень сформированности коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, результаты представлены в предыдущей главе.
Второй этап – подготовительный.
На данном этапе проходила работа по формированию аффективнокоммуникативных и информационно-коммуникативных способностей и способностей детей. Работа по формированию аффективно-коммуникативных способностей воспитанников проходила следующим образом: использовались приемы проблемных ситуаций («Я обидел маму», «У меня забрали игрушку»), чтение художественных произведений, в которых ярко характеризуется настроение («Айболит» К.И. Чуковского), рисование («Моя жизнь в детском саду»). С начала проведения занятий дети вели себя довольно настороженно. не хотели участвовать в совместной деятельности. Артем постоянно отвлекал на себя внимание. Но постепенно ребята активизировались и влились в процесс занятия. В играх-ситуациях дети пробовали себя в различных ролях, предлагали свои варианты из сложившейся ситуации, часто спорили, решали проблемные вопросы (сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно). Благодаря работе по формированию аффективно-коммуникативных спсобностей дети стали лучше понимать друг друга, ярче проявлять положительные эмоции, сочувствовать, сопереживать сверстникам. Расширился словарный запас воспитанников. Для формирования информационно-коммуникативных способностей проводились: игры на формирование умения использовать невербальные средства общения («Изобрази подарок», «Разговор без слов»), игры-ситуации для развития умения вступать в разговор, вести и заканчивать его («Рассказ по кругу», «Продолжи фразу»), экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, игры-инсценировки для формирования знаний о правилах этикета во время общения («Позвони другу/маме/бабушке)». Дети с удовольствием участвовали в играх. Сначала были трудности с использованием невербальных средств общения, для этого мы привлекли детей с хорошим владением средств невербального общения в качестве примера. Впоследствии все дети могли использовать невербальные средства общения в речи. Некоторым детям было проблемно говорить перед аудиторией. Чтобы помочь детям, мы предложили им для начала сказать только одно слово (например, «Привет» или любое другое по выбору), но громко и уверенно, почти прокричать. Сняв, таким образом, барьер, дети постепенно стали произносить все больше и больше слов. В играх-инсценировках использовался телефонный аппарат для разговора с собеседником, по которым дети могли разговаривать друг с другом, тем самым развивая диалогическую речь и культуру общения. Особое место в работе с детьми занимали беседы на темы из личного опыта, в которых специально ставились задачи развития способностей вести партнерский диалог: умение слушать другого, проявлять инициативу в разговоре, адекватно реагировать на высказывания сверстника, говорить по очереди, быть доброжелательным к собеседнику, выдавать личный опыт в устном тексте. Рассмотрим пример сюжетно-ролевой игры «Овощная база». Во время самостоятельной игры в магазин дети обнаруживают, что на прилавках нет овощей и фруктов. Воспитатель задает наводящие вопросы, выводя детей на актуальность бесперебойной продажи овощей фруктов и предлагает построить овощную базу. Воспитатель рассказывает, кто работает на овощной базе (фасовщики, сортировщики, кладовщик, заведующий, шоферы). Воспитатель помогает распределить роли, берет на себя роль заведующего. И дети принимаются за работу: сортировщики готовят коробки под овощи и фрукты, фасовщики готовят тару: сетки, пакеты. Бригадир выдает путевки, и шоферы отправляются за продукцией (за овощами - на поля, за фруктами - в сады). Бригадир и заведующий проверяют правильность выполнения работы и предлагают исправить ошибку, если она есть.