Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников (Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 2929

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

1.2 Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

1.3 Педагогические условия формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

2.1 Констатирующий этап эксперимента по проблеме формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

2.2. Реализация педагогических условий формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры

2.3 Контрольный этап исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список использованной литературы

1.2 Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Задачей данного параграфа является характеристики психологопедагогических особенностей формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в контексте предмета исследования. Старший дошкольный возраст имеет важное значение для психического развития ребенка, так как именно в этот период происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения. В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые образования. К ним относятся произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Начинает формироваться способность управлять своим поведением, а также происходят изменения в представлениях ребенка о себе, в его самосознании и самооценке. Важным изменением в деятельности ребенка является появление произвольности, которая является регулятором собственного поведения дошкольника, а не внешних, окружающих его предметов [2]. Отечественные ученые, как Л.С. Выготский [7] и А.В. Запорожец [13] неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, которая подчинена социальным нормам и требованиям. Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [39], были выделены следующие компоненты коммуникативных способностей характерных для детей старшего дошкольного возраста: 1. Самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении. 2. Способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. 3. Положительное отношение к себе, миру, к разным видам труда, к другим людям, обладание чувством собственного достоинства. 4. Активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, участие в совместных играх. 5. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. 6. Адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешение конфликтных ситуаций. 7. Хорошее владение устной речью. 8. Способность выражать свои чувства, желания, использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания. 9. Развитие крупной и мелкой моторики. А.В. Запорожец отмечал, что дети в старшем дошкольном возрасте уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся понять суть вещей и взаимосвязь различных явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, новых способов обобщения, которое происходит на основе развернутой предметной деятельности дошкольника[13]. В трудах Л.С. Выготского [7], М.И. Лисиной [26], А.В. Запорожца [13], Т.А. Репиной прослеживается мнение о том, что способность ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей и успешно социализироваться; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.


Согласно концепции М.И. Лисиной, к 7 годам у ребенка формируется внеситуативно-личностная форма общения с взрослым, которая характеризуется тем, что общение развертывается на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира [26]. Личностные мотивы при данной форме общения являются ведущими. В старшем дошкольном возрасте взрослый для ребенка является источником знания и собеседником, который способен удовлетворить его растущие познавательные потребности [6]. Л.А. Венгер занималась исследованием различных схем поведения дошкольника в отношении близких и незнакомых взрослых. По результатам его исследования было выявлено, что в начале седьмого года жизни дети начинают различать свое поведение в ситуациях, связанных с близким и посторонним взрослым [5]. Л.Н. Галигузова и Е.О. Смирнова отмечают, что социальная ситуация развития старшего дошкольника не ограничивается его контактами с окружающими взрослыми. Кроме реально окружающих ребенка взрослых появляется еще и « идеальный» взрослый [10].Он считается «идеальным» потому, что существует только в сознании ребенка в виде идеи, а не как реальный и конкретный человек; а также, он воплощает в себе образ какой- либо общественной функции: взрослый - папа, доктор, продавец, шофер и т.д. Важно отметить, что этот идеальный взрослый не только представляется или мыслится ребенком, но и является мотивом действий дошкольника. Дошкольник хочет быть похожим на этого идеальный взрослый. Главная потребность ребенка - быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми [21]. Противоречие социальной ситуации развития дошкольника заключается в том, что происходит несоответствие между его стремлением походить на взрослого и невозможностью реализовать это стремление в действительности. В период старшего дошкольного возраста ребенок активно взаимодействует и со сверстниками. Ж. Пиаже в своих работах обращал внимание на сверстника, как важного фактора и необходимого условия социального и психологического развития ребенка [34]. Я.Л. Коломинский отмечал, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для появления добрых чувств к другим людям [20]. Именно в обществе сверстников наиболее эффективно развиваются такие механизмы межличностного восприятия и понимания, как: эмпатия, рефлексия, идентификация, которые лежат в основе формирования положительный личностных качеств (сочувствие, сопереживание, поддержка, чувство справедливости) [42].

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что другие дети, также как и он сам, имеют устойчивые убеждения, взгляды, с которыми необходимо считаться и к которым необходимо прислушиваться [10, с. 42]. К концу дошкольного возраста между детьми начинают завязываться крепкие избирательные привязанности. Дети могут объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) и открыто показывать предпочтение своим друзьям. В поведении и отношениях таких детей наблюдается открытость и доверие [6]. Дошкольники стремятся поделиться своими мыслями, предпочтениями, планами со сверстником. Демонстрируемое поведение свидетельствует о том, что именно в старшем дошкольном возрасте необходимо формировать коммуникативные навыки детей и способствовать образованию условий для их межличностного общения и взаимодействия. В старшем дошкольном возрасте происходит расширение возможностей общения детей и углубляется его содержание за счет сформированного уровня развития речи. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка происходит практическое овладение речью [41]. Также, важно отметить, что в дошкольном возрасте интенсивно растет словарный состав речи. И.В. Шаповаленко выделяет основные направления речевого развития: - расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи; - появление феномена детского словотворчества, которое служит формированию когнитивных и языковых структур; - уменьшение эгоцентризма в детской речи; - развитие фонематического слуха; - развитие функций речи [43].


Таким образом, речь является одной из важнейших психических функций, она отражает протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний, играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными способностями, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. При отсутствие необходимых коммуникативных способностей у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения. Возможно проявление негативного отношения к общению. Дошкольник может не приниматься сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение. Поэтому, именно сформированная коммуникация является основным направлением социальноличностного развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.

Такое положение соотносится с взглядами на основные задачи развития дошкольника основоположников отечественной детской психологи - Л.С. Выготского [7], Д.Б. Эльконина [45], М.И. Лисиной [26]. В процессе игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Также происходит развитие речи: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Игра оказывает большое влияние на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. Через нее дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для их собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, а также качества, необходимые для установления контакта со сверстниками и взрослыми. Существенные изменения начинает претерпевать и игровое взаимодействие детей: если раньше в нем преобладало ролевое взаимодействие (т. е. собственно игра), то в этом возрасте — общение по поводу игры, в котором существенное место занимает совместное обсуждение ее правил. Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей этого возраста чаще всего возникает еще по ходу самой игры. В связи с этим при распределении ролей дети, как и ранее, придерживаются индивидуальных решений («Я буду продавцом», «Я буду учительницей» и т. п.) или решений за другого («Ты будешь моей дочкой» и т. п.).

Однако у них можно наблюдать и попытки решить эту проблему совместно («Кто будет...?»). В ролевом взаимодействии старших дошкольников увеличиваются попытки контролировать действия друг друга — они часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. При возникновении конфликтов в игре (а они в основном происходят, как и у младших детей, из-за ролей, а также из-за неправильности действий персонажей) дети стремятся объяснить, почему они так поступили, или обосновать неправомерность действий другого. При этом они чаще всего аргументируют свое поведение или критику другого различными правилами («Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.). Однако детям не всегда еще удается согласовать свои точки зрения, и их игра может быть разрушена. Вместе с тем очевидно и то, что воспитатель в играх детей приобретает позицию стороннего наблюдателя. Он, прежде всего, обращает внимание не только на детей, отказывающихся участвовать в играх сверстников, отвергаемых ими, но и на детей, которые во взаимодействии и общении придерживаются исключительно своих желаний, не умеют или не хотят согласовывать их с мнениями других детей. Следует подчеркнуть, что целенаправленное развитие коммуникативных способностей детей может происходить в их повседневной деятельности, при помощи дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр. Кроме того, коммуникативными умениями ребенок овладевает, общаясь с взрослыми и сверстниками [49].


Таким образом, в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга формы общения детей со сверстниками: эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая. Возрастает отдаленность общения от других типов взаимодействия дошкольника с детьми, направленность его активности только на сверстника как субъекта, внеситуативность общения, чувствительность к воздействиям ровесника, гибкость в контактах с ним и значимость общения с равным партнером среди других видов взаимодействия с ним. Отмечаются также параметры коммуникативной деятельности дошкольников: социальная чувствительность, коммуникативная инициатива, эмоциональное отношение.

Есть также ряд особенностей контактов со сверстниками в дошкольном возрасте: 1. Яркая эмоциональная насыщенность. 2. Нестандартность детских высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. 3. Преобладание инициативных высказываний над ответными. 4. Богатство назначения и функций общения. Ребенок старшего дошкольного возраста способен сознательно управлять своим коммуникативным поведением, что характеризуется: заинтересованным, положительным отношением к приобретаемым способностям; практическим, творческим применением коммуникативных действий в общении. Подведем итоги второго параграфа. 1.В период дошкольного детства взаимодействие и общение играет ведущую роль в развитии ребенка. 2.По мнению М.И. Лисиной, старшему дошкольному возрасту присуще внеситуативно-личностная форма общения с взрослым, которая основывается на взаимопонимании и доверии, при этом в старшем дошкольном возрасте существенное значение начинает приобретать общение со сверстниками, с которыми ребенок начинает проводить большую часть своего времени, мнение и оценка которого для него становится важным. В данном возрастном этапе происходит целенаправленное развитие коммуникативных способностей у детей в повседневной деятельности, при помощи дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр.

1.3 Педагогические условия формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре


В предыдущих параграфах нашей квалификационной работы мы изучили различные аспекты понятия «коммуникативные способности», выделили структурные компоненты, а также рассмотрели психолого-педагогические особенности формирования данных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, мы предполагаем, что соблюдение определенных педагогических условий при организации сюжетно-ролевой игры будут способствовать их более эффективному формированию. В данном пункте выпускной квалификационной работы, на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы проанализируем и опишем данные педагогические условия. В философском словаре под условием понимается «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать» [40]. Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются. Для нас также важна педагогическая трактовка данного понятия. М.И. Ерецкий дает такое определение: «Педагогические условия – это сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют (или противодействуют) проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов» [12, с. 63]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [39] говорится, что образовательная программа ДОО должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития… на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности». В свою очередь одним из условий успешной социализации дошкольников Стандарт называет коммуникативные качества. Многочисленные исследования отечественных педагогов (Ю.А. Конаржевский, Г.Н. Сериков, Ю.П. Соколиков и др.) позволяют уточнить, что педагогическая система может функционировать только при соответствующих условиях. Синтезируя определения Ю.К. Бабанского, А.Я. Найна, В.А. Сластенина и др., под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, направленных на решение поставленных исследовательских задач. В соответствии с гипотезой нашего исследования эффективность формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: - формирование положительное отношение к сверстникам в процессе организации сюжетно-ролевой игры; - создание развивающую предметно-пространственную среду, активизирующую коммуникативную деятельность детей в сюжетно-ролевой игре детей; - повышение педагогическую компетентность родителей по вопросу формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр. Первым педагогическим условием является формирование положительного отношения к сверстникам в процессе организации сюжетноролевой игры.