Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
Виды экспорта:
а) вывоз товаров, произведенных в данной стране;
б) реэкспорт, т.е. вывоз товаров, которые ранее были привезены в эту страну извне, включая товары, приобретенные на аукционах, выставках,
ярмарках и др.;
в) временный вывоз за границу национальной продукции на выставки, ярмарки и т.д. с последующим возвратом;
г) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за рубежом.
Виды импорта:
а) ввоз из-за границы товаров для реализации их на территории данной страны;
б) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для последующей переработки у себя в стране;
в) реимпорт, т.е. обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных за рубеж национальных товаров;
г) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;
д) ввоз продукции в порядке прямых производственных связей.
Сумма экспорта и импорта называется товарооборотом, разница между ними - торговым балансом. Величина, на которую различаются экспорт и импорт - сальдо торгового баланса. Если экспорт превышает импорт, торговое сальдо положительное. Если импорт превышает экспорт - торговое сальдо отрицательное. Анализ динамики мирового рынка товарами исчисляется рядом показателей. К ним относятся:
стоимостной объем внешней торговли, определяемый на основе валютного курса;
физический объем внешней торговли, определяемый в национальной валюте, но переводимый в доллары США.
Темпы роста объемов мировой торговли товарами значительно превосходят темпы роста производства товаров и валового внутреннего продукта. В силу каких причин складывается такая картина?
Здесь уместно помнить, что на стабильный, устойчивый рост мировой торговли товарами оказывают влияние следующие факторы:
а) либерализация мировой торговли посредством мер, предпринимаемых ВТО;
б) развитие процессов экономической интеграции, практическое устранение торговых барьеров на пути товаропотоков стран-участниц экономической интеграции;
в) НТП, который содействует активному обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики;
г) активная деятельность ТНК на мировых рынках.
В структуре мировой торговли преобладает продукция высокоразвитых стран, на долю которых приходится более 70%. В мировом экспорте бурно растет и доля так называемых «новых индустриальных стран» (НИС), в конце 90-х гг. она составила почти 12% . Доля США в мировом экспорте составляет более 12%, Японии - свыше 7%, стран Западной Европы - более 43%. В последние десятилетия очень динамично развивается торговля Китая. Доля стран СНГ в мировом экспорте составляет чуть более 4%. Внешняя торговля Республики Беларусь по прежнему ориентирована только на страны бывшего СССР.
В начале XX в. в структуре мировой торговли товарами 2/3 приходилось на долю продовольствия, сырья и топлива. Сегодня эта картина резко изменилась: более 1/3 всей мировой торговли товарами приходится на торговлю машинами и оборудованием, а доля продукции всей обрабатывающей промышленности выросла с /д до /4.
В обобщенном виде структура мировой торговли товарами выглядит следующим образом: Продовольствие (включая табак и напитки)с 22,8% в 1937 г. упала до 7,2%. Сырье с 31% в 1937 г. упало до 4,8%
Минеральное топливо с 7,6% в 1937 г. поднялось до 7,7%) т.е. практически не изменилось. Продукция перерабатывающих отраслей с 38,8% в 1937 г. до 76,5% Оборудование, транспортные средства с 10,6% в 1937г. до 38,2% Черные и цветные металлы с 10,6% в 1937 г. до 6,6% Представляет интерес и классификация торговых потоков по уровню наукоемкой продукции.
1.4 Мировой рынок технологий и его структура
Важную и все возрастающую роль в развитии современной индустриальной цивилизации играет технология или технологические ресурсы. Технология выступает на мировом рынке в виде комплекса научно-технических знаний о приемах и методах производства, а также формах его организации и управления.
Международные документы ООН трактуют понятие «технология» как:
- набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;
- материализованную или овеществленную технологию (машины, оборудование и т.д.)
Всякая новая технология проходит определенный "жизненный цикл".
После своего создания она является лишь потенциальным товаром, способным в зависимости от факторов (маркетинга, рекламы и т.д.) найти своего потребителя на рынке. Затем, в случае успешного внедрения (коммерциализации), эта технология приносит своим творцам прибыль, размер которой с течением времени достигает максимума (с последующей тенденцией к сокращению). На завершающем этапе "жизненного цикла" данная технология претерпевает модернизацию либо заменяется новой. Таким образом, этапы коммерческого существования технологии-товара напоминают стадии "рождения, зрелости и старения" любого продукта в соответствии с теорией С. Хирша и С. Вернона. Однако, в отличие от других товаров, стоимость информации и технологии аналогично стоимости недвижимости или ценных бумаг, зависящих от величины дохода, получаемого в результате их использования, определяются дополнительной прибылью, возникающей в ходе реализации на рынке технологии/информации.
Формы технологий выделяют в зависимости от их жизненного цикла
1. Уникальная технология. К ним относятся изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау, что делает невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. При определении цены такой технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупателю.
2. Прогрессивная технология. К ним принадлежат разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями - аналогами. В отличие от уникальной технологии, преимущество данного вида технологий носит относительный характер. Прогрессивность может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в разных условиях применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества гарантируют их покупателям дополнительные прибыли.
3. Традиционная (обычная) технология. Представляет собой разработки, отражающие средний уровень производства,достигнутый большинством производителей продукции в данной отрасли. Она не обеспечивает покупателю значительные преимущества, и рассчитывать на дополнительную прибыль не приходится. Ее преимуществом для покупателя является сравнительно невысокая стоимость и проверенность в производстве. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней прибыли.
4.Морально устаревшая технология. Относится к разработкам не обеспечивающим производство продукции среднего качества и с технико-экономическими показателями, которые достигают большинство производителей аналогичной продукции.
Использование такой технологии закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.
Из всего сказанного вытекает, что: Мировые рынки технологий- сфера международной торговли, связанная с куплей-продажей технологических решений: лицензий, патентов, проектов и документации.
Объекты МРТ - это результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование) и неовеществленной (различные виды информации, производственный опыт и знания) формах. Действующими лицами на рынке МРТ выступают государственные структуры, научно-исследовательские и образовательные учреждения, частные компании и физические лица - специалисты.
Формирование мирового рынка технологий произошло во второй половине 50-х – 60-е годы ХХ столетия, когда объем международных коммерческих операций по технологиям превысил масштабы национального обмена. Это позволило выделить международный обмен технологиями в отдельную форму МЭО. По данным МВФ количество стран, обменивающихся технологиями с 1960 года увеличилось с 22 до 84, расширился объем ежегодных лицензионных операций, что свидетельствует о возрастающей экономический роли этого вида товаров для всех участников обмена технологиями. По некоторым оценкам, в расчете на единицу затрат валютный эффект от реализации технологического ресурса на мировом рынке гораздо выше, чем экспорт обычных товаров. Уже в середине 90-х гг. сектор сведений и технологий давал до 75% ВВП США, обеспечивая вместе с услугами 80% рабочих мест в стране. Налицо стойкая тенденция перемещения источников благосостояния от традиционных факторов производства в виде земли и капитала к информационным ресурсам.
Мировой рынок технологий - это обмен технологиями, научно-техническими знаниями между покупателями и продавцами.
Международный технологический обмен рассматривается с двух сторон:
В широком смысле он означает распространение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами. Он осуществляется в некоммерческих формах, примером чему могут служить научно-технические публикации, проведение выставок, ярмарок, симпозиумов, обмен делегациями и встречи ученых и инженеров, миграция специалистов, обучение студентов и аспирантов, деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники.
В узком смысле - передачу научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов. Он осуществляется, как правило, в коммерческих формах, т.е. передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями, технической документации, поставка машин и различного промышленного оборудования, оказание технической помощи, инжиниринговые услуги, экспорт комплектного оборудования, подготовка и стажировка специалистов, управленческие контракты, научно-техническое и производственное кооперирование.
Таким образом, субъектом рынка технологий и рынка услуг в целом выступает в большей степени международный технологический обмен в коммерческой форме.
Основные предпосылки, обусловившими бурное развитие международного обмена технологиями:
- на уровне страны – это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что может быть связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в некоторых странах и с различием целей их применения.
- на уровне предприятий приобретение технологии способствует решению конкретных экономических и научно-технических проблем; преодолению узости научно-технической базы, недостатка производственных мощностей и других ресурсов; получению новых стратегических возможностей в развитии.
Экономическая целесообразность экспорта технологии объясняется тем, что это:
- источник получения доходов;
- форма борьбы за товарный рынок;
- способ обойти проблемы экспорта соответствующего товара;
- способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем производства, участие в прибылях и т.п. возможность доступа к другой технологии через «перекрестное лицензирование»;
-возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием покупателя и т.д.
Экономическая целесообразность импорта технологии объясняется тем, что это:
- доступ к новшествам высокого технического уровня;
средство экономии затрат на НИОКР;
- средство уменьшения валютных расходов на товарный импорт;
обеспечение использования национального капитала и рабочей силы;
условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям;
- гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца и т.д.
В качестве основных поставщиков технологии выступают крупные компании промышленно развитых стран, и прежде всего США, в руках которых находятся мощные научно-исследовательские центры прикладного характера, опытное производство. Используя их достижения в своем производстве, реализуя их на Р.т., они получают дополнительные прибыли, позволяющие покрывать расходы на научные работы.
Основными центрами, где сконцентрированы мировые технологические ресурсы, являются США, Япония и страны Западной Европы (в частности члены ЕС).
Однако в последнее время стремительно увеличивается количество научно-технических работников, и укрепляются позиции в области высоких технологий стран, которые раньше считались странами «третьего мира».
В 1994 г. общий темп экономического роста в развивающихся странах приблизился к 6%, что в 3 раза больше, чем в США, Японии или Западной Европе. Особенно надо отметить Южную Корею, Тайвань, Таиланд и Сингапур, и несколько позже к ним присоединились некоторые страны Латинской Америки и Индия. Например, в области науки, техники, программного обеспечения Мексика готовит столько же специалистов как Франция, Южная Корея - больше, чем любая страна Европы (кроме Германии), Индия или Китай - больше чем Франция и Германия вместе взятые.