Файл: Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти (Основы руководства организацией).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы руководства организацией
1.1. Элементы руководства: власть и влияние. Лидер и его стиль
1.2. Источники власти в организации
1.3. Формы и методы влияния
Глава 2. Характеристика лидера предприятия
2.1. Стиль лидерства: характеристика и анализ
2.2. Влияние лидера
2.3. Оценка эффективности работы лидера
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Без сомнения, менеджеры должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, и содержанию своего труда. И от того, каким стилем управления они пользуются в своей работе, от умения выбирать этот стиль, зависит их авторитет среди подчиненных, а в целом и результат деятельности всей организации.
В современной литературе встречаются множество определений стиля управления. Так, в толковом словаре по управлению сказано «Стиль управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности». По определению А.А. Журавлёва: «Стиль – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив» По мнению А. В. Бусыгина под стилем управления понимают способ воздействия на какой-либо объект управления, отличающийся совокупностью неких своеобразных (специфических) приемов, свойственных менеджеру в силу его индивидуальных качеств или сознательно применяемых (а следовательно, приобретенных) в ходе осуществления им своих профессиональных обязанностей. Под стилем управления можно понимать творческую манеру менеджера. В любом случае стиль управления представляет собой набор приемов, которые используются менеджером при его стремлении оказать целенаправленное воздействие на объект управления. Мескон М. Х, Альберт М., Хедоури Ф. пишут, что стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации. Несмотря на различные трактовки, можно резюмировать, что общим в определениях стиля управления является трактовка его как способа воздействия руководителя на подчинённых.
Стиль руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. По этому различают индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие стиля уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу.
К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:
Ü принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью.
Ü специфика психического склада руководителя (темперамент, характер)
Ü неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк».
Ü индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.
Ü уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.
Последние три фактора, А.В. Бусыгин определяет как сочетание трех качеств, отражающих стиль управления, присущего конкретному менеджеру. Стиль управления – одновременное отражение трех сочетающихся качеств менеджера: а) того, что свойственно лично ему как индивиду, т.е. стиль управления есть отражение его личностных индивидуальных характеристик, качеств, свойств, всего того, что генетически заложено в нем и развито в процессе его предшествующей жизни в обществе; б) уровня профессионализма, т.е. тех профессиональных навыков, приемов, способов осуществления им своих профессиональных обязанностей и должностных функций, которые ему удалось освоить в период его становления как профессионала на протяжении времени, предшествующего моменту фиксации конкретного стиля, свойственного ему; в) его способности определить, разгадать потенциально возможный уровень профессионализма подчиненных, а также его готовность выбрать самые эффективные методы и способы воздействия на таких подчиненных и определить, как, в какой форме и каким способом целесообразнее использовать потенциальные возможности своих подчиненных в целях возглавляемой им организации, промежуточных целях и устремлениях организации. Стиль управления, свойственный конкретному менеджеру, есть отражение уровня проявления его качеств или же их комбинации[3].
Таким образом, субъективные факторы зависят от личности руководителя, в свою очередь, объективные факторы формируются под влиянием окружающей среды. В общем, объективные слагаемые стиля могут быть сведены к следующим:
- специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.
- специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.
- окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).
- особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей).
- способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.
Указанные слагаемые стиля предопределяют особенности сочетания в деятельности руководителя производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, природу сложившихся в ней традиций и приёмы общения, а тем самым и стиль работы.
Итак, мы определили, что стиль работы – это способ воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций. На стиль оказывают влияние личность руководителя, способы и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам.
Обилие классификаций стиля руководства в теории свидетельствует о сложности этого социального явления. Большинство работ по исследованию стиля руководства и его классификации принадлежит американцам. В 30-е годы К. Левин провёл в США серию экспериментов, в ходе которых выявил три ставших классическими стиля руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (или либеральный)[4].
Авторитарный стиль – отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решениям не только крупных, но и мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Этот стиль характеризует - преимущественное использование командных методов управления, подавление инициативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей воли, минимальное информирование, предпочтение наказаниям, устранение неугодных, нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, невыдержанность. Часто этот стиль называют еще и автократическим.[10] Руководитель, придерживающийся этого стиля, догматичен, непременно жаждет подчинения людей своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчинённых и жестко контролирует их действия, требует пунктуального следования его указаниям делать, что велено. Критику не выносит и не признает своих ошибок, однако сам любит покритиковать.
Достоинства стиля: обеспечивает четкость и оперативность исполнения команд. Недостатки: подавляет инициативу, не создает эффективных стимулов к труду, вызывает недовольство персонала отношением к нему руководителя. Недостатков может не быть, если персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарное руководство.
Демократический стиль – в отличие от автократического, предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечении их к таким видам деятельности, как постановка целей, подготовка и принятие решений, создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливая оценка их усилий, уважение к людям, поощрение инициативы и творческой активности, забота об информированности подчинённых, умение считаться с мнениями подчинённых. Руководитель демократического стиля во всей своей деятельности лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать все остальные.
Достоинства стиля - создает условия для творческой инициативной работы, мобилизует резервы. Недостатки - активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей организации. Достоинства могут не проявляться, если исполнители не хотят или не могут работать творчески.
Либеральный[5] стиль – полная противоположность авторитарного стиля, означает самоустранение менеджера из процедуры разработки и принятия управленческих решений. Такой менеджер делегирует, по существу, все свои права и полномочия подчиненным и самоустраняется процесса принятия решений. Данного менеджера характеризует безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принимать на себя ответственность за решения и за последствия, когда они неблагоприятны, неуверенность в соей компетентности и в своём положении, непоследовательность в действиях, он легко поддаётся влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними, во взаимоотношениях с подчинёнными вежлив и доброжелателен, помогает в решении их проблем. Руководитель – либерал готов выслушивать критику, но большей частью оказывается несостоятельным реализовать подсказываемые ему дельные мысли. В результате перспективы выполнения работы оказываются в большой зависимости от интересов и настроения самих работников.
Практика и проводимые исследования показывают, что эффективность функционирования организаций обычно низка там, где применяется либеральный или демократический стиль управления. Кстати, те же самые утверждения исходят и от подчиненных – им больше по душе устраивающие их по многим позициям авторитарный, а еще лучше – согласовательный стили управления. Согласовательный стиль в нашей учебной литературе именуется иногда как партисапативный, т.е. допускающий участие подчиненных к разработке и принятия управленческих решений. Согласовательный стиль представляет собой стремление менеджера в большей степени вовлечь своих подчиненных в процесс разработки и принятия управленческого решения и учесть их мнения при принятии решения. Однако при всем при этом решение принимается только самим менеджером, понимающим, что тем самым он принимает на себя и всю полноту ответственности за принимаемое решение