Файл: Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти (Основы руководства организацией).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы руководства организацией
1.1. Элементы руководства: власть и влияние. Лидер и его стиль
1.2. Источники власти в организации
1.3. Формы и методы влияния
Глава 2. Характеристика лидера предприятия
2.1. Стиль лидерства: характеристика и анализ
2.2. Влияние лидера
2.3. Оценка эффективности работы лидера
Влияние через участие идет даже дальше, чем убеждение в признании власти и способностей исполнителя. Руководитель не делает никаких усилий, чтобы навязывать исполнителю свою волю или даже мнение. Вместо того чтобы убеждать исполнителя принять сформулированную руководителем цель, руководитель просто направляет его усилия и способствует свободному обмену информацией. Экспертная власть как руководителя, так и исполнителя может быть объединена в единую позицию, в которую оба будут искренне верить. Влияние имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием. Однако, решимость, основанная на единстве, может так же воздействовать на руководителя, как и на исполнителя. Участие в принятии решений совершенно явно апеллирует к потребностям более высокого уровня – власти, компетентности, успехе или самовыражении. Поэтому этот подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами и при условии, что можно положиться на то, что исполнитель будет работать на цели, которые они сами выбрали.[9]
Глава 2. Характеристика лидера предприятия
2.1. Стиль лидерства: характеристика и анализ
Фотосалон «Бумеранг» осуществляет свою деятельность в течение пяти лет. Форма хозяйствования – частное предприятие. Фотосалон оказывает населению следующие услуги: Распечатка фотографий с электронных носителей информации (флеш-карт, дисков, и т.д.), распечатка фотографий с фотопленок, Восстановление испорченных, либо старых фотографий, изготовление постеров, фотокартин, фотообоев, и других широкоформатных изображений, создание фотоколлажей, оцифровка записей, перенос старых форматов видео- и аудиозаписи на современные носители информации. печать ксерокопий, сканирование и распечатка различных документов. изготовление фотокерамики на памятники. реализация «сопутствующей» продукции (фоторамок, магнитов, альбомов, фотопленки, электронных носителей информации, и т.д.). и т.п.
На момент анализа, собственник занимается ещё рядом проектов, это требует много усилий как временных, так и финансовых. Поэтому руководство салоном, было поручено Сырцову В.А, ранее занимавшей должность фотографа. Выбор данной кандидатуры был основан на том, что она является ответственным лояльным исполнителем, к тому же работает в салоне со дня его основания. Сырцов В.А исполнял обязанности директора в течение четырех месяцев, и за это время доходы салона снизились в среднем на 36%. Клиенты стали жаловаться на неудовлетворительное обслуживание. Собственник принял решение заменить исполняющего обязанности (ИО) директора Сырцова В.А, новым сотрудником.
Круглова Е.Н., замужем, образование высшее, возраст 36 года, из них 15 лет в торговле. Начинала с должности ученика продавца, затем последовательно прошла все основные ступени карьеры в торговле, долгое время исполняла обязанности директора крупного магазина, совмещая с учебой в институте, после чего была приглашена в крупную оптовую компанию в отдел маркетинга. Занималась крупными оптовыми поставками товаров детского ассортимента из-за границы. Последняя должность – директора оптово-розничного магазина.
По характеру общительна, внимательна к проблема других, обладает умением располагать к себе людей, обладает аналитическим складом ума. В работе отличается высоким профессионализмом, основанным на богатой практике; широтой взглядов; долгосрочным предвидением; решительностью, и смелостью в принятии нестандартных решений; умением чётко формулировать цели. В обращении с подчиненными предпочитает авторитарно-согласовательный стиль управления, при этом оказывает влияние, совмещая дозированные поощрения и наказания. Несмотря на решительность в принятии решений, всегда готова выслушать мнения подчинённых, но последнее слово оставляет за собой.
Недостатки: не умеет правильно распределять служебное время, т.к. порой не желает делегировать некоторые свои полномочия подчиненным; часто неоправданно много времени тратит на телефонные переговоры.
Приступив к исполнению обязанностей директора, Круглова Е.Н., проанализировав сложившуюся кризисную ситуацию, пришла к выводам, что данная ситуация стала следствием негативного влияния прежде всего внутренних факторов, к которым относятся:
1. Низкая производительность труда, которая стала следствием:
а) низкой мотивации сотрудников, из-за недостаточного уровня оплаты труда. Оплата труда каждого сотрудника зависела от валовой выручки, которую он приносит фирме, оказывая различные услуги. За каждую отдельную услугу мастер получал оговоренный с собственником процент, но перед этим собственник из общей цены, оплачиваемой клиентом, вычитал сумму собственных издержек (стоимость материалов и т.п. + заложенные проценты прибыли). Сумма издержек, как и процент прибыли, все время менялся в сторону повышения, при этом оставаясь «коммерческой» тайной для сотрудников. В то же время, цена за услугу оставалась прежней (чтобы не потерять клиентов). Таким образом, в виду непрозрачности схемы оплаты труда, большинство мастеров считало, что по сравнению с другими салонами, уровень оплаты у них низкий. При этом они считали, что раз собственник вычитал из цены себестоимость продукции, то тем самым они ее оплатили и имеют на нее полное право. Видно поэтому имело место хроническая недостача продукции (фотобумага, краска и т.п.). Собственник, не утруждая себя разъяснениями, восполнял недостачу, вычитая ее стоимость из заработной платы со всех сотрудников. А для контроля за продукцией в каждую смену ввел новую должность, человека, который выдавал в начале смены каждому мастеру продукцию и принимал ее в конце работы под роспись. Тем не менее, вопрос недостачи - не был решен.
б) низкой служебной и личной дисциплины. Большинство сотрудников, по разным причинам не были законным образом трудоустроены. С ними не было заключено трудовых договоров, поэтому они считали себя «вольными птицами». Более того, в салоне не был утвержден табель внутреннего распорядка дня, не предусмотрены санкции за нарушения дисциплины, не были утверждены должностные обязанности. Данные обстоятельства, а также попустительство со стороны руководства (ИО Сырцова В.А), позволяло им опаздывать на работу, решать личные проблемы в течение смены. Более того, из-за того, что некоторые услуги имели низкую стоимость и низкий процент оплаты, многие сотрудники саботировали эти услуги, под разными предлогами отказываясь их выполнять. Естественно это сильно влияло на популярность салона, которая падала, из-за потери клиентов, соответственно падала прибыль салона и заработная плата мастеров.
в) отсутствием мотивации у сотрудников к повышению своей квалификации
Первоначально собственник (за собственные средства, которые в дальнейшем вычитывались из зарплаты мастера) для повышения квалификации отправлял мастеров на семинары, мастер-классы, но т.к. в дальнейшем это никоим образом не сказывалось на их оплате труда, сотрудники стали отказываться от них по разным причинам, считая это пустой тратой времени.
2. Некомпетентность, и недостаточная квалификация некоторых сотрудников.
3.Неспособность руководить персоналом исполняющего обязанности директора Сырцова В.А. Сырцов была прекрасным исполнителем, хорошо зарекомендовавшим себя в качестве мастера, но руководить коллективом и выполнять обязанности директора, он была не способен. Это было в частности следствием того, что он не имела опыта руководства, поэтому не мог эффективно использовать все источники власти, возложенные на нго должностью (в частности требовать и наказывать, сглаживать и предупреждать конфликтные ситуации), а также не получил должной поддержки от самого собственника салона. Более того, по складу характера он была мягким человеком, готовым хорошо сделать чужую работу, чем лишний раз потребовать это от подчиненных. Этим злоупотребляли некоторые работники, т.к. нарушения трудовой дисциплины не только не пресекались, но и утаивались от собственника. Соответственно это сказывалось и на обслуживании клиентов. Стиль руководства, если он вообще и проявлялся, явно выраженный либеральный.
4. Необоснованные некоторые издержки. Закуп необходимой для деятельности салона продукции, производился небольшими партиями. Предпочтение отдавалось недорогой продукции. Поэтому, скидки на партию товара, предоставляемые в оптовой торговле были незначительными, следовательно, цена на нее была более высокой. В издержки можно также отнести и зарплаты двух человек, осуществлявших контроль за сотрудниками, т.к. прибыли салону они не приносили, а эффективности от их работы не было.
6. Неэффективная реклама. Как известно, реклама двигатель прогресса и движущая сила бизнеса в условиях конкуренции. Экономить на рекламе в рыночной экономике невыгодно. При этом реклама должна иметь системный продуманный характер, быть представлена в доступной форме, и воздействовать именно на того клиента, для которого предназначена продукция, услуга и т.п. Бессмысленно размещать рекламу швейцарских часов, стоимостью в 10000$, например, в газете «Работа и вакансии». Собственником салона рекламе не только не уделялось достаточного внимания, более того она была неэффективна, т.к. размещалась в основном в изданиях бесплатных объявлений, либо в виде бегущей строки на одном из телеканалов.
7. Недостаточное финансирование, и неспособность собственника оперативно реагировать на изменения вкусов и запросов клиентов, отслеживать новые тенденции в фото бизнесе.
8. Конкуренция. В последнее время в городе проявляется тенденция открытия новых фотосалонов, увеличивается процент мастеров-индивидуалов, работающих на дому, соответственно в данном бизнесе борьба за клиента ведется с нарастающей прогрессией, и эту борьбу выигрывают только лучшие.
Учитывая сложившуюся обстановку, необходимо было срочно, с учетом выявленных негативных факторов разработать антикризисную политику, и для этого нужен был профессионал, лидер, способный поставить задачи, сплотить трудовой коллектив, а также убедить по некоторым принципиальным вопросам собственника салона. Данная нелегкая роль выпала на долю нового директора Круглова Е.Н..
Характерные черты лидера новый директор Круглова Е.Н., проявила уже в тот короткий период, когда она знакомилась с положением дел салона, и лично с каждым из сотрудников. Несмотря на настороженность со стороны персонала и на те деформации и изменения, которые всегда связанны с появлением нового члена организации, четкость поставленных целей и задач, а также решительные и последовательные действия, способствовали тому, что лед недоверия со стороны большинства сотрудников в отношении нового директора – растаял. Теперь в арсенале нового директора были помимо законной власти, также и источники экспертной и эталонной власти.