Файл: Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти (Основы руководства организацией).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы руководства организацией
1.1. Элементы руководства: власть и влияние. Лидер и его стиль
1.2. Источники власти в организации
1.3. Формы и методы влияния
Глава 2. Характеристика лидера предприятия
2.1. Стиль лидерства: характеристика и анализ
2.2. Влияние лидера
2.3. Оценка эффективности работы лидера
2.2. Влияние лидера
Как было показано в первой главе работы, эффективность управленческой деятельности во многом зависит от руководителя, от его способностей. Одной из таких способностей является –решительность, и смелость в принятии решений. Людям изначально присуще следовать за решительными лидерами, у которых слова не расходятся с делом. Выявленные недостатки в работе салона потребовали решительных действий со стороны нового директора, прежде всего настойчивости и последовательности, в решении многих принципиальных вопросов с собственником предприятия. Для этого пришлось приложить не мало усилий, чтобы сломать сложившуюся систему оплаты работникам, а также повысить уровень финансирования салона.
В первую очередь, на основании положений норм ТК РФ были разработаны должностные обязанности каждого работника, установлен внутренний распорядок организации, оговорены порядок и время отдыха и перерывов, урегулированы условия и порядок оплаты труда, а также были разъяснены и закреплены санкции за нарушение трудовой дисциплины. С каждым работником был заключен индивидуальный трудовой договор, где и были закреплены эти основные положения. Оплата труда теперь представляла собой прозрачную схему, зависящую от квалификации, способностей и желания работать каждого мастера. Из нее были исключены вычеты за продукцию. Для основы был выведен средний базовый процент на все оказываемые услуги (тем самым, исключалась градация на популярные и непопулярные услуги), к которому от желания, и квалификации каждого работника прибавлялись дополнительные проценты. Например, 25% (базовый на все услуги) + 5 % (за преданность фирме, проработавшим 1,5 года) + 1,5% (за каждый последующий разряд квалификации) + проценты за перевыполнение плана. Тем самым данная схема, мотивировала работника дольше работать в данной организации, повышать свою квалификацию, нарабатывать клиентскую базу, увеличивать валовую выручку.
Так, высокая квалификация пропорционально влияла и на цену услуги. Например, у мастера цена, была выше на 30%, чем у ученика, и данное положение было закреплено в прейскуранте услуг. Более того, стали, проводится месячники на звание лучшего мастера, фотография победителя вывешивалась на доступном для клиентов месте, последние же в свою очередь старались записаться к лучшему мастеру. Это в свою очередь, влияло на клиентскую базу каждого мастера, соответственно он все меньше простаивал из-за отсутствия клиентов, так как администраторы теперь осуществляли к нему предварительную запись. Дух соревнования охватил почти всех, заставляя, трудится и мастеров и учениц. Валовая выручка значительно повысилась у всех.
Нарушать дисциплину перестали, почти сразу после ответных законных и справедливых мер, предпринятых руководителем. Но в основном это объяснялось устранением причин, порождавших нарушение дисциплины. В частности, Круглова Е.Н. выяснила, что некоторым работникам нужно задерживаться по утрам, т.к. необходимо отвести ребенка в садик, а некоторым, наоборот, на час раньше по той же причине уйти с работы вечером. К каждому был применен дифференцированный подход, позволявший решать личные проблемы не в ущерб общему делу.
Без сомнений, о качестве менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое. Можно констатировать тот факт, что новому директору удалось сплотить коллектив в единое целое.
Руководителю предоставлено законное право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчинённых, слабый руководитель слабых. Теперь новый директор мог оказывать влияние на работников не только методом заинтересованности, поощрения, но и методом принуждения.
Были проведены ревизия, и налажен учет всей продукции, который осуществляют теперь администраторы, более того теперь сотрудники имеют право приобретать для себя продукцию со значительной скидкой, либо с отсрочкой. Хищения, либо недостача прекратились.
Готовность выслушивать мнения других, в особенности, когда эти другие- подчинённые, важный элемент воздействия лидера. Вместе с тем, демонстрация руководителем данного качества в отношении любого человека, включая подчинённого, означает удовлетворение важной социальной потребности последнего – потребности в уважении. После того, как коллектив салона был сплочен, достаточно мотивирован, перед ним были поставлены ясные и четкие цели, многие сотрудники стали проявлять разумную инициативу и выдвигать обоснованные предложения. Поощрять данные устремления, важная характеристика настоящего лидера.
Как мы выяснили в первой главе, для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять – необходимо иметь основу власти. Данная власть Павловой была дана. Для того чтобы обладать реальной властью, руководитель должен иметь возможность держать под своим контролем «что-либо», имеющее значение для исполнителя, то, что создаст его зависимость от менеджера и заставит его действовать так, как он пожелает. Раньше работники не держались за данную работу, фактически были неуправляемыми. Теперь «что-то», что может держать под контролем Павлова - есть у всех ее сотрудников. Страх, вознаграждение, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям. Как показал анализ деятельности нового директора, она может эффективно использовать данные инструменты в ходе управления салона красоты «Краса России».
2.3. Оценка эффективности работы лидера
Эффективность управления – в широком смысле - соотношение результатов деятельности фирмы и затрат на управление или полных затрат организации; в узком смысле - соотношение результатов деятельности органов, подразделений, работников управления (количества принятых решений, расчетов и т.п.) и затрат на их достижение.
Существует три вида эффективности:
- Экономическая – соотношение экономических результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на их достижение.
- Социальная – соотношение социальных результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на их достижение.
- Социально-экономическая – соотношение экономических и социальных результатов деятельности организации, предприятий и затрат на их достижение.
Основным показателем эффективности труда руководителя как организатора и воспитателя является результаты труда коллектива в целом и каждого члена в отдельности. Они измеряются различными производственно- экономическими показателями, на которые сказывают влияние технические, экономические и организационные решения.
Под руководством нового директора Кругловой Е.Н., салон вышел из кризисного состояния к концу третьего месяца, по многим показателям, на тот уровень, когда руководство осуществлялось собственником салона. В дальнейшем, в течение полугода, в среднем доходы салона увеличились на 30-40 процентов. При этом реальная заработная плата каждого сотрудника увеличилась в среднем на 38-40%. В данный момент в салоне не осталось ни одной ученицы, т.к. они все значительно повысили свою квалификацию.
При характеристике эффективности работы руководителя нельзя ограничиваться только производственно- экономическими показателями труда. Нужно учитывать и тот комплекс показателей жизнедеятельности коллектива, на который оказывает влияние руководитель. Эти показатели выражаются через социально- психологические факторы. Таким образом, результатом эффективности работы руководителя являются производственно- экономические и социально- психологические показатели.
К социально-психологическим показателям, характеризующим деятельность руководителя, можно отнести такие как: совпадение формального и неформального лидера, сплоченность (психологическая совместимость) коллектива, психологический климат. В данный момент Круглова Е.Н. пользуется заслуженным авторитетом у собственника салона.
Как было показано в ходе теоретического исследования разновидностью власти, является личная власть – степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации приходит снизу – от подчиненных, поэтому личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия.
Следующий показатель - умение улучшать функциональную расстановку кадров. Сильный руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности подчинённых. Он старается не привлекать слабых подчинённых к решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в «нестандартных» ситуациях, опираясь на автократические методы руководства. В данный момент коллектив в сменах сгруппирован таким образом, что позволяет усиливать достоинства каждого, и в то же время подтягивать слабеньких мастеров, до уровня профессионалов. При этом учтены и факторы психологической совместимости.