Файл: Учебник для вузов 2 е издание, переработанное и дополненное Ответственный редактор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 695

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от обязательных работ исправительные работы известны уголовному законодательству советского периода с самого начала его существования. Вначале они именовались принудительными работами, позже - исправительно-трудовыми (УК 1926 г.) и, наконец, исправительными работами без лишения свободы (ст. 27 УК 1960 г.). Это наказание является одним из наиболее распространенных на практике после лишения свободы. В УК 1996 г. оно именуется исправительными работами. Основное правоограничение в них - удержание из всех видов заработка ежемесячно определенной части, которую указывает суд в приговоре и которая не может выходить за установленные законом пределы, - от 5 до 20%. При производстве удержаний учитывается также и натуральная часть заработной платы осужденного. В ходе исполнения приговора суд вправе снизить размер удержаний в случае ухудшения материального положения осужденного.
Исправительные работы могут быть назначены на срок от двух месяцев до двух лет, однако в исчислении этого срока есть одна существенная особенность: в срок отбывания наказания засчитывается только то время, в течение которого осужденный фактически работал и из его заработка производились удержания (или не работал по уважительным причинам, но ему выплачивалась заработная плата). Кроме того, в этот срок засчитывается время болезни, ухода за больным, отпуска по беременности и родам, а также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным. Началом срока отбывания рассматриваемого вида наказания является день выхода осужденного на работу.
В УК 1960 г. предусматривалось два вида исправительных работ: а) с отбыванием по месту работы осужденного или б) с отбыванием в иных местах, определяемых органом, ведающим применением исправительных работ, в районе жительства осужденного.
При принятии УК 1996 г. от второго вида пришлось отказаться ввиду трудностей, возникших в современной социально-экономической ситуации с трудоустройством осужденных: с одной стороны, многие организации-работодатели не в состоянии обеспечить работой своих постоянных работников и вынуждены увольнять их или отправлять в отпуск без сохранения заработной платы; с другой - лица, совершившие преступления, оказываются в привилегированном положении по сравнению с законопослушными людьми, когда государственный орган в обход зарегистрированных и скрытых безработных направляет осужденных на вакантные рабочие места.
Вместе с тем указанное изменение сузило возможность применения исправительных работ: они могли назначаться, как правило, тогда, когда к моменту постановления приговора осужденный имел постоянное место работы. Преимущество же этого варианта исправительных работ состоит в том, что в данном случае осужденный не утрачивает полезных социальных связей и в то же время испытывает предупредительное воздействие наказания, находится под наблюдением органа, ведающего применением исправительных работ, - уголовно-исполнительной инспекции. По смыслу закона, однако, не исключалось назначение исправительных работ и неработающим на момент вынесения приговора осужденным (ч. 4 ст. 40 УИК).
С конца 2003 г. законодатель, напротив, отказался от упомянутого вида исправительных работ, сделав адресатами их применения осужденных, не имеющих основного места работы.
Соответственно данный вид наказания отбывается в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ (уголовно-исполнительной инспекцией), но в районе места жительства осужденного.
Заметим, что понять логику изменения позиции законодателя весьма сложно. На наш взгляд, необходимо было предоставить право суду выбирать, как это и было в период действия УК 1960 г., один из двух видов исправительных работ.
Закон упоминает об ограничениях применения исправительных работ по кругу лиц: нельзя назначать их лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. В соответствии с Положением об уголовно- исполнительных инспекциях <*> одной из обязанностей инспекции является внесение в суды представлений по вопросам освобождения от наказания, в том числе в связи с тяжелой болезнью, наступлением беременности осужденной (ч. 4 и 5 ст. 42 УИК).
--------------------------------
<*> РГ. 1997. 25 июня.
Исправительные работы не применяются в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту (на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву). Кроме того, ст. 51 УК предоставляет суду право назначения осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, фигурирующих в санкции соответствующей статьи Особенной части, ограничения по военной службе.


Если осужденный злостно уклоняется от отбывания наказания в виде исправительных работ, суд имеет право заменить ему неотбытую их часть ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ, один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК).
Понятие злостного уклонения от отбывания исправительных работ в уголовном законе не раскрывается, оно дается в УИК (ст. 46). Злостно уклоняющимся признается осужденный: а) допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме либо б) скрывшийся с места жительства с целью уклонения от наказания (ч. 3). Такое лицо объявляется в розыск и по обнаружении может быть задержано.
5. Ограничение по военной службе
Ограничение по военной службе (ст. 51 УК) - новый для нашего законодательства вид наказания, предназначенный специально для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Он может применяться в двух случаях: а) при осуждении такого военнослужащего за совершение воинского преступления (гл. 33
УК), в санкции за которое предусмотрено наказание этого вида; в этом случае ограничение по военной службе может быть назначено (в пределах санкции) на срок от трех месяцев до двух лет; б) при осуждении его за другие преступления - вместо предусмотренных в санкции соответствующей статьи Особенной части УК исправительных работ.
Правоограничительные элементы этого наказания состоят в том, что, во-первых, из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не более 20%. Размер удержания исчисляется на основе: а) должностного оклада, б) оклада по воинскому званию, в) ежемесячных и иных надбавок и г) других дополнительных денежных выплат.
Во-вторых, во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании. Более того, если с учетом характера содеянного и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он перемещается командиром на другую должность, о чем извещается суд, вынесший приговор.
В-третьих, срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного звания. Из анализа этих правоограничений вытекает вывод, что данный вид наказания представляет собой эквивалент исправительных работ, трансформированный для применения к военнослужащим-контрактникам. Поскольку военную службу можно рассматривать как разновидность трудовой деятельности, мы и относим наказание этого вида к числу тех, которые ограничивают трудовую правоспособность осужденного. Согласно ст. 148 УИК в случае увольнения осужденного с военной службы до истечения срока наказания командир воинской части ставит перед судом вопрос о замене неотбытой части наказания более мягким видом или об освобождении от наказания.
Наказания, ограничивающие трудовую правоспособность осужденного, не лишают его права на труд. Они образуют в системе наказаний эффективную альтернативу наказанию в виде лишения свободы, что способствует дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания.
§ 6. Наказания, ограничивающие личную свободу осужденного
Литература:
Дементьев С.И. Лишение свободы: Уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты.
Ростов-на-Дону, 1981;
Ной И.С. Теоретические вопросы лишения свободы. Саратов, 1965;
Сундуров Ф.Р., Бакулина Л.В. Лишение свободы и права осужденных в России. Казань, 2000;
Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991;
Яковлев А.М. Взаимодействие личности со средой как предмет криминологического исследования // СГП. 1966. N 2.
1. Понятие и виды наказаний, ограничивающих личную свободу осужденного


Любое наказание в той или иной мере ограничивает личную свободу человека, если понимать свободу как возможность беспрепятственно распоряжаться собой, своим имуществом, без ограничений пользоваться всеми правами - в пределах, обозначенных только законом. При классификации видов наказания понятию ограничения личной свободы человека придается более узкое содержание: этим термином обозначается ограничение свободы передвижения, выбора места жительства и свободы общения с другими людьми. Указанные правоограничения сопровождаются рядом других, которые в понятие ограничения личной свободы не входят, но с неизбежностью им сопутствуют: ограничение права выбора характера и места работы, возможности по своему усмотрению устраивать свой быт и др.
К числу наказаний этого рода в УК 1996 г. относятся: ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы. Из них следует выделить ограничение свободы и содержание в дисциплинарной воинской части, остальные же (арест, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы) суть лишь модификации одного и того же наказания - лишения свободы. Сравнительно новыми видами из числа названных являются ограничение свободы, арест и пожизненное лишение свободы, хотя и они в несколько иных формах известны прежнему российскому уголовному законодательству. Остальные два имелись и в УК 1960 г.
К этому роду в УК 1960 г. относились также наказания в виде ссылки и высылки; они были исключены из УК в 1993 г. вследствие утраты ими социальной значимости и не включены в УК
1996 г.
2. Ограничение свободы
Ограничение свободы как вид наказания (ст. 53 УК) заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества (исправительных центрах) в условиях осуществления за ним надзора.
Термин "ограничение свободы" в уголовно-правовой литературе ранее был предложен для характеристики правоограничений лица, приговоренного к лишению свободы условно с обязательным привлечением к труду (что существовало в уголовном законодательстве в 1970 -
1993 гг.) или условно освобожденного из мест лишения свободы с таким же привлечением
(применялось в период 1964 - 1993 гг.). Обязательное привлечение к труду осуществлялось тогда органами внутренних дел, в структуре которых для этого были созданы специальные комендатуры.
Не исключено, что ограничение свободы, введенное УК 1996 г., содержание которого, как можно судить по формулировке ст. 53 УК и содержанию ст. 47 - 60 УИК, аналогично правовому статусу привлеченного к труду с применением указанных институтов УК 1960 г., будет и исполняться аналогичным образом.
Ограничение свободы применяется только как основное наказание.
Применение этого наказания ограничено по кругу лиц. Во-первых, оно может быть назначено только лицу, достигшему восемнадцати лет к моменту постановления приговора. Во-вторых, лицо, совершившее умышленное преступление, может быть подвергнуто этому наказанию только в том случае, если оно не имело в прошлом судимости; для лиц, совершивших преступление по неосторожности, это требование не предусмотрено. В-третьих, ограничение свободы не назначается инвалидам первой и второй групп, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, женщинам, достигшим возраста пятидесяти пяти лет, а мужчинам - шестидесяти лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Срок ограничения свободы дифференцируется в зависимости от формы вины в совершенном преступлении. Лицам, осуждаемым за совершение умышленных преступлений (не имеющим ранее судимости), он установлен законом в пределах от одного года до трех лет, за преступления, совершенные по неосторожности, - от одного года до пяти лет (ч. 2 ст. 53 УК). При замене ограничением свободы обязательных работ или исправительных работ оно может быть назначено и на срок менее года (ч. 3 ст. 53 УК).
Закон предусматривает меры воздействия на осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания в виде ограничения свободы. В этом случае оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, установленный приговором суда. При этом время, когда ограничение свободы фактически отбывалось, засчитывается в срок лишения свободы из расчета: один день лишения свободы за один день ограничения свободы. Понятие злостного уклонения содержится в ч. 3 ст. 58 УИК, согласно которой им является: а) самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра; б) невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания; в) оставление места работы или места жительства на срок свыше 24 часов.
Давая общую оценку этому новому виду наказания, нельзя не отметить, что послужившие его прообразом условное осуждение с обязательным привлечением осужденного к труду и

условное освобождение с таким же правовым последствием представляли собой вполне эффективные средства уголовно-правового воздействия на людей, совершающих преступления; они служили альтернативой наказанию в виде лишения свободы за преступления среднего уровня общественной опасности. Исключены они были из УК не из-за утраты ими социальной значимости, а ввиду возникновения в стране проблем, связанных с современной социально-экономической ситуацией с трудоустройством значительной массы осужденных. В УК 1996 г. при характеристике наказания в виде ограничения свободы не упоминается о привлечении осужденного к труду, однако это не означает исключения такого привлечения. Статья 53 УИК устанавливает, что осужденные к ограничению свободы привлекаются к труду в организациях различных форм собственности. Осужденным, не имеющим необходимой специальности, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка.
3. Содержание в дисциплинарной воинской части
Содержание в дисциплинарной воинской части - ст. 55 УК (в УК 1960 г. именовалось направлением в дисциплинарный батальон) - предназначено для применения только в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях рядового и сержантского (на флоте - старшинского) состава, если они на момент постановления приговора не отслужили установленного для службы по призыву срока. Это наказание может быть назначено также курсантам военных учебных заведений, если они до поступления в учебное заведение не отслужили военную службу по призыву, и военным строителям. Оно не применяется в отношении офицеров, прапорщиков, мичманов и сверхсрочнослужащих. Содержание в дисциплинарной воинской части может быть применено в двух случаях: а) если это наказание прямо предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК за совершение преступления против военной службы (гл. 33 УК); в этом варианте в санкции может быть предусмотрено и приговором назначено содержание в дисциплинарной воинской части сроком от трех месяцев до двух лет; б) если характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены наказания в виде лишения свободы на срок до двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части; в этом варианте наказание рассматриваемого вида может назначаться за совершение как воинского, так и любого другого преступления. Срок содержания в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы исчисляется из расчета 1:1.
Содержание в дисциплинарной воинской части применяется только в качестве основного наказания. Оно является наказанием, связанным с исправительно-трудовым воздействием на осужденного, так как в распорядке дня дисциплинарной части восемь часов занимает общественно полезный труд и предусмотрены мероприятия воспитательного характера (ст. 164, 165 УИК).
Дисциплинарная часть представляет собой воинскую часть (отдельный дисциплинарный батальон, отдельная дисциплинарная рота) с более высокими требованиями дисциплины, специально предназначенную для отбывания наказания военнослужащими указанных категорий.
Однако время отбывания наказания в нем в срок действительной военной службы по общему правилу не засчитывается. Оно может быть засчитано только в двух случаях: а) если военнослужащий овладел воинской специальностью, хорошо знает и точно выполняет требования воинских уставов и безупречно несет службу; б) если он освобождается из дисциплинарной части после того, как его сверстники уволены в запас, и если при этом он в период отбывания наказания твердо встал на путь исправления, проявил высокую дисциплинированность и честное отношение к труду и военной службе.
4. Лишение свободы
Лишение свободы представлено в УК тремя видами наказания: арестом, лишением свободы на определенный срок и пожизненным лишением свободы. По содержанию все они состоят в изоляции осужденного от общества, одинаковом ограничении свободы передвижения и выбора места жительства, а также свободы выбора профессии, места и характера работы, бытовых условий и др. Различаются же между собой эти три вида лишения свободы по двум признакам: а) по режиму отбывания: арест отбывается в условиях строгой изоляции от общества - в арестных домах; лишение свободы на определенный срок - в колониях-поселениях, воспитательных колониях, лечебном исправительном учреждении, исправительных колониях общего, строгого и особого режимов или в тюрьме; пожизненное лишение свободы - в исправительной колонии особого режима или в тюрьме; б) по срокам: арест назначается на срок от одного до шести месяцев, лишение свободы с определенным сроком - на срок от двух месяцев до двадцати лет, а пожизненное лишение свободы, как видно из его наименования, - пожизненно, т.е. без определенного срока.


Ввиду общности содержания трех видов наказания, охватываемых общим понятием лишения свободы, представляется целесообразным вначале рассмотреть их в общем плане, после чего подвергнуть анализу каждый в отдельности.
Лишение свободы - наиболее распространенный в судебной практике вид наказания - состоит в изоляции осужденного от общества в специальных учреждениях, где он находится под постоянными вооруженной охраной и наблюдением, в условиях жесткой регламентации всей жизни осужденных установленным для этих учреждений режимом.
Во время отбывания наказания осужденный привлекается к обязательному труду, подвергается исправительно-воспитательному воздействию и обеспечивается возможностью общеобразовательного и профессионального обучения. Вопросы отбывания и исполнения этого наказания регулируются уголовно-исполнительным законодательством.
Лишение свободы - наиболее тяжкое наказание из тех, что не лишают человека права на жизнь. Кроме основного правоограничения - лишения возможности свободно передвигаться по стране, а тем более за ее пределами, селиться в избранном месте, ему свойственно также ограничение возможности выбора по своему усмотрению характера и места работы, общения с семьей, друзьями, другими людьми по своему выбору. Осужденный испытывает определенные лишения в быту, одежде, пище. Он вынужден переносить и моральные страдания, связанные с отрицательным отношением к нему со стороны законопослушных граждан, осуждающих преступление и преступника, и со стороны персонала исправительных учреждений. В печати отмечаются нередкие случаи неоправданно жестокого отношения к осужденным со стороны лиц персонала, во власти которых осужденный полностью находится, и со стороны других осужденных.
Наказание в виде лишения свободы содержит в себе ряд противоречий, из которых укажем на наиболее существенные:
1) стремясь с помощью причинения определенных лишений и страданий принудить человека к законопослушному поведению, государство причиняет ему одновременно излишние страдания, отвращающие осужденного от стремления к исправлению;
2) стремясь к ресоциализации преступившего закон, т.е. к восстановлению его социально полезных связей, его помещают в такие условия, которые способствуют ослаблению и разрыву этих связей;
3) стремясь приучить оступившегося человека нормально общаться с социально здоровыми законопослушными людьми, его помещают в общество людей, так же или в еще большей степени отклонившихся от социальной нормы, под влияние которых он может легко попасть;
4) стремясь создать у человека уверенность в себе, умение самостоятельно ориентироваться в меняющихся условиях окружающей жизни, самостоятельно решать вопросы своего устройства в этой жизни, его помещают в условия, где от него не требуется никакой самостоятельности: в столовую, на работу его поведут строем по команде, уложат спать и разбудят утром по команде, определят, когда что надо делать и чего делать вообще нельзя, и т.д.
С учетом тяжести этого наказания и его внутренних противоречий и следует решать вопросы его применения (назначения и исполнения). С одной стороны, обойтись без него в течение еще весьма продолжительного времени не удастся, потому что при всех недостатках и противоречиях лишение свободы представляет собой действенное, эффективное средство предупреждения преступлений. Следовательно, продолжая пользоваться им для этой цели, необходимо принимать меры для смягчения его недостатков и сглаживания противоречий. Здесь, как ни в одном случае применения других наказаний, необходимо постоянно помнить об экономии репрессии. Лишение свободы должно применяться лишь тогда, когда с помощью других наказаний не представляется возможным достичь желаемого эффекта; его применение требует наиболее взвешенного учета личности осуждаемого человека. Во всех случаях по содержанию оно должно ограничиваться теми основными требованиями, о которых говорилось выше, - лишением свободы передвижения и выбора места жительства, но не лишением нормальных гигиенических условий, нормальной пищи, возможностей интеллектуального и эстетического развития. Из этого наказания должны быть устранены излишние правоограничения, в том числе относящиеся к связям с внешним миром - переписки, свиданий, телефонных переговоров и т.п. Должны быть полностью изжиты случаи жестокого обращения с осужденными, равнодушия сотрудников исправительных учреждений к судьбам людей, оказавшихся в их власти, унижения и расправ с осужденными со стороны других осужденных.
В период действия УК 1960 г. до конца 1992 г. лишение свободы применялось только как наказание, назначаемое на определенный срок, и могло по общему правилу быть назначено на срок от трех месяцев до десяти лет. В трех случаях срок лишения свободы мог быть повышен до пятнадцати лет: за совершение особо тяжкого преступления, преступления, повлекшего особо тяжкое последствие, и для особо опасного рецидивиста. В случае замены смертной казни лишением свободы в порядке помилования оно могло быть назначено на срок свыше пятнадцати, но не более двадцати лет. В конце 1992 г. в УК было внесено изменение, в соответствии с которым при замене смертной казни в порядке помилования лишение свободы могло быть назначено