Файл: Учебник для вузов 2 е издание, переработанное и дополненное Ответственный редактор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 692

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пожизненно. Так в уголовное законодательство послеоктябрьской России впервые вошло пожизненное лишение свободы, которое, однако, не признавалось наказанием отдельного вида и не включалось в перечень наказаний, так как предусматривалось для применения только в качестве наказания, заменяющего при помиловании смертную казнь, и притом не судом, а субъектом помилования.
В связи с широким применением лишения свободы в судебной практике и в литературе на протяжении длительного времени активно обсуждалась проблема эффективности этого наказания, в частности, в зависимости от его срока, определенного приговором суда.
Исследования показывают, что эффективность наказания в виде лишения свободы распределяется по всему диапазону его сроков неравномерно. В связи с этим в научной литературе выделяются две проблемы: а) эффективности краткосрочного лишения свободы; б) эффективности длительного лишения свободы.
Обе они обсуждаются в течение многих лет.
Краткосрочным признается, как правило, лишение свободы на срок до одного года.
Многочисленными исследованиями доказано, что эффективность лишения свободы сроком от трех месяцев до одного-полутора лет весьма низка: рецидив преступлений со стороны лиц, отбывших наказание такой небольшой продолжительности, значительно превышает среднюю величину рецидива преступлений в стране. Причина в том, что значительную часть этого краткого срока наказания занимает время предварительного заключения; другую, не менее длительную, - время этапирования осужденного к месту отбывания наказания. В течение этих двух периодов исправительно-воспитательное воздействие на человека не оказывается, так как здесь перед соответствующими органами стоят иные задачи. Наконец, осужденные на краткие сроки лишения свободы, как правило, освобождаются условно-досрочно, и это происходит вскоре после прибытия их в исправительное учреждение. Таким образом, времени для эффективного воздействия наказания на осужденного практически не остается. В связи с этим были выдвинуты предложения об отказе от краткосрочного лишения свободы вообще. Однако эта идея представляется нежизнеспособной: встречаются случаи, когда при сравнительно небольшой опасности преступления оно совершается с высокой степенью вины человеком, обладающим повышенной опасностью в смысле рецидива и требующим интенсивного, хотя, может быть, и кратковременного, воздействия. Очевидно, именно потому и возникла идея введения нового вида наказания - ареста.
5. Арест
Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции и устанавливается на срок от одного до шести месяцев (ст. 54 УК).
Понятие "условия строгой изоляции" в уголовном законе не раскрывается. Однако о том, что оно собой представляет, можно судить по содержанию положений об исполнении этого наказания, включенных в УИК (ст. 69), где сказано, что режим содержания приговоренных к аресту соответствует общему режиму лишения свободы в тюрьме, т.е. из шести вариантов режима отбывания наказания в виде лишения свободы здесь избран второй из числа наиболее жестких; осужденным в период отбывания ареста разрешается приобретение продуктов и предметов первой необходимости на сумму, не превышающую 20% минимального размера оплаты труда; не предоставляются свидания с родственниками и другими людьми, за исключением адвоката; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей (за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону). Общеобразовательное и профессионально- техническое обучение лиц, подвергнутых аресту, не осуществляется; передвижение без конвоя не разрешается. Осужденные пользуются правом ежедневной кратковременной прогулки, и при исключительных личных обстоятельствах им может быть разрешен телефонный разговор с близкими.
Как видим, приговоренных к аресту предполагается содержать в крайне тяжелых условиях
(пройти своего рода "шокотерапию"). В связи с этим возникает вопрос о соответствии этого наказания мировым представлениям о правах человека. Нельзя не обратить внимания на то, что это наказание может назначаться за совершение преступлений небольшой или (реже) средней тяжести, а при совершении тяжких или особо тяжких преступлений его назначение практически возможно только в порядке применения ст. 64 УК, т.е. с выходом за пределы санкции в сторону смягчения наказания при наличии исключительных обстоятельств дела. Оказывается, что при невысокой степени общественной опасности преступления или при наличии исключительных обстоятельств, значительно снижающих общественную опасность личности виновного, к нему применяются правоограничения, которые по жесткости превышают правоограничения для лиц, совершающих тяжкие преступления (интенсивность воздействия не соответствует содеянному).


Возникает сомнение в справедливости такого решения. Во всяком случае, эти соображения должны приниматься во внимание при практическом использовании рассматриваемого наказания.
В Федеральном законе "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации", принятом Государственной Думой 24 мая 1996 г., установлено, что положения УК о наказании в виде ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно- исполнительного кодекса по мере создания необходимых условий для его исполнения. В изъятие из общего порядка определения срока ареста (в пределах от одного до шести месяцев) в случаях замены арестом обязательных или исправительных работ он может быть назначен и на срок менее одного месяца.
Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту постановления приговора возраста шестнадцати лет, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.
Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.
6. Лишение свободы на определенный срок
Вопрос о лишении свободы на определенный срок как виде наказания возвращает нас ко второй из указанных проблем - эффективности длительного лишения свободы. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что уровень эффективности этого наказания постепенно повышается по мере увеличения срока до предела в восемь-девять лет, а затем начинает резко падать. Следовательно, наибольшего эффекта в смысле предупреждения преступлений можно ожидать при лишении свободы на срок не более девяти-десяти лет. К сожалению, с этими данными вполне заслуживающих доверия исследований не всегда считаются.
Часто перевешивает идея ужесточения наказания ради возмездия и устрашения как якобы наиболее эффективного средства сдерживания преступности, хотя ее несостоятельность давно доказана теоретически и практически на историческом опыте не только нашего государства. Тем не менее постоянно звучат предложения об удлинении сроков лишения свободы (до 30 - 35 лет).
Эти предложения оказали влияние на законодательство. В УК 1996 г. общий максимальный срок лишения свободы установлен в двадцать лет, при сложении по совокупности преступлений - в двадцать пять, а по совокупности приговоров - в тридцать лет. Таким образом, принято решение, которое предполагается эффективным в смысле так называемого восстановления социальной справедливости, т.е. мести преступнику, но не в смысле предупреждения совершения преступлений. Осуществление этих положений уже привело к существенному ужесточению уголовного законодательства, но вряд ли на практике будет способствовать снижению уровня преступности.
Минимальный срок лишения свободы, установленный в законе (ч. 2 ст. 56 УК), - два месяца.
7. Пожизненное лишение свободы
Предусмотренное ст. 57 УК пожизненное лишение свободы было бы точнее именовать бессрочным, так как от его отбывания возможно условно-досрочное освобождение (ч. 5 ст. 79 УК).
Теперь оно выступает не только как альтернатива смертной казни (как это было в первоначальном варианте УК 1996 г.), но и предусматривается в качестве самостоятельного наказания "за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности" (ч. 1 ст. 57 УК). В связи с этим пожизненное лишение свободы включено в санкции шести статей Особенной части УК. Оно не применяется в отношении: женщин; лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет; мужчин, достигших к моменту постановления приговора возраста шестидесяти пяти лет.
Пожизненное лишение свободы представляет собой крайне тяжкое наказание. Однако наличие этого вида наказаний оправданно, ибо его применение призвано сократить применение смертной казни, сыграть важную превентивную функцию. В то же время необходимо обеспечить исполнение этого наказания в нормальных человеческих условиях, с учетом того, что осужденному придется оставаться в этих условиях, может быть, всю жизнь, и уж никак не менее двадцати пяти лет, пока не возникнет возможность условно-досрочного освобождения. К сожалению, введение в
1992 г. пожизненного лишения свободы с целью замены смертной казни не сопровождалось никакими законодательными решениями по поводу мест и режима отбывания этого наказания.
Согласно ст. 126 УИК осужденные к пожизненному лишению свободы, а также те, которым смертная казнь заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы, должны содержаться отдельно от других осужденных в исправительных колониях особого режима. Тот же вид исправительной колонии обозначен в п. "г" ч. 1 ст. 58 УК.
8. Виды мест лишения свободы


Наказание в виде лишения свободы отбывается в специальных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. К их числу относятся, согласно ч. 1 ст. 56 УК, колонии- поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии и тюрьмы. В исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание: а) мужчин и женщин; б) несовершеннолетних и взрослых; в) лиц, впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших лишение свободы. Распределение лиц, лишенных свободы, по исправительным учреждениям регулируется ст. 58 УК, согласно которой: а) лица, осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, совершенные: 1) по неосторожности, а также 2) умышленно (при условии, если ранее лицо не отбывало лишение свободы), направляются в колонии-поселения. При этом, с учетом обстоятельств содеянного и личности виновного, суд вправе определить указанным лицам отбывание лишения свободы в исправительной колонии общего режима, с приведением мотивов принятого решения; б) 1) мужчины при осуждении их за совершение тяжких преступлений (при условии, что они ранее не отбывали лишение свободы), а также 2) женщины, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (в том числе при любом виде рецидива), помещаются в исправительные колонии общего режима; в) мужчины: 1) при осуждении их за совершение особо тяжких преступлений (при условии, что они ранее не отбывали лишение свободы), а также 2) независимо от категории преступлений при рецидиве или опасном рецидиве (если осужденный ранее отбывал наказание в виде лишения свободы) содержатся в исправительных колониях строгого режима; г) мужчины: 1) приговоренные к пожизненному лишению свободы, а также 2) при особо опасном рецидиве преступлений отбывают наказание в исправительных колониях особого режима. Таким образом, женщинам строгий и особый режимы лишения свободы не назначаются.
В воспитательных колониях отбывают наказание лица обоего пола, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия), - ч. 3 ст. 58 УК.
КонсультантПлюс: примечание.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.04.2000 N 14 "О практике назначения судами видов исправительных учреждений" утратило силу в связи с изданием Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 14 "О практике назначения судами видов исправительных учреждений".
Ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы признаются лица, которые за совершенное в прошлом преступление были приговорены к наказанию в виде лишения свободы и отбывали это наказание в исправительной колонии, тюрьме, лечебном исправительном учреждении либо в следственном изоляторе (в связи с оставлением там для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию). Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 11 апреля 2000 г. N 14 "О практике назначения судами видов исправительных учреждений" обратил внимание на то, что прежнее отбывание наказания за преступление учитывается лишь при условии, что судимость за это преступление не была снята или погашена на момент совершения нового преступления <*>.
--------------------------------
<*> БВС РФ. 2000. N 6.
КонсультантПлюс: примечание.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.04.2000 N 14 "О практике назначения судами видов исправительных учреждений" утратило силу в связи с изданием Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 14 "О практике назначения судами видов исправительных учреждений".
К ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы Пленум отнес, в частности: условно осужденных, направлявшихся в установленном порядке для отбывания лишения свободы в исправительное учреждение; условно-досрочно освобожденных и женщин, по отбытии части срока наказания освобожденных с предоставлением отсрочки отбывания наказания. Напротив, не могут рассматриваться в качестве таковых лица: осуждавшиеся к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в случае замены этих наказаний ввиду злостного уклонения лица от их отбывания; при назначении по основаниям ч. 2 ст. 55 УК вместо лишения свободы наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части; в случае замены лишения свободы в порядке надзора иным наказанием; при определении судом срока лишения свободы в пределах срока нахождения лица под стражей и т.д. (п. 5 упомянутого Постановления от 11 апреля 2000 г.).
Лишение свободы с отбыванием его в тюрьме является наиболее тяжким вариантом отбывания этого наказания. В тюрьме осужденные содержатся в камерах, к ним предъявляются более высокие требования относительно дисциплины, чем в колониях, и т.п. Поэтому закон строго регламентирует возможность направления осужденных для отбывания наказания в виде лишения

свободы в тюрьму. Отбывание его в тюрьме может быть назначено на часть срока наказания только двум категориям лиц мужского пола: а) осужденным за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет лишения свободы; б) при особо опасном рецидиве.
Приняв решение о направлении осужденного на часть срока в тюрьму, суд обязан зачесть время содержания лица под стражей до вступления в законную силу обвинительного приговора в срок отбывания наказания в тюрьме.
Вид колонии, исправите- льного учреждения
Пол, возраст лица
Какое совершено преступление
Наличие рецидива
Срок лишения свободы
Факт отбывания ранее лишения свободы
Примечание
1
Колония- поселение по неосторожности
Может быть определена и колония общего режима с указанием мотивов умышленное: небольшой или средней тяжести не отбывало
2
Общего режима мужск. тяжкое не отбывало женск. тяжкое или особо тяжкое при любом виде и его отсутствии
3
Строгого режима мужск. особо тяжкое не отбывало мужск. умышленное средней тяжести или тяжкое простой или опасный отбывало
Не регламен- тировано к умышленным деяниям не- большой тя- жести
4
Особого режима мужск. особо тяжкое пожизненное мужск. тяжкое или особо тяжкое особо опасный отбывало
5
Тюрьма мужск. особо тяжкое свыше 5 лет
Может быть назначено отбывание только части срока мужск. тяжкое или особо тяжкое особо опасный да
6
Воспитате- льная колония несовер- шеннолет- ние мужск. или женск.
Назначается лицам, не достигшим
18 лет к моменту вынесения приговора
Ограничение личной свободы осужденного как основное правоограничение, составляющее содержание наказаний этого рода, состоит в ограничении свободы передвижения, выбора места жительства и свободы общения с другими людьми. Ограничение свободы как вид наказания представляет собой перспективную альтернативу лишению свободы на средние сроки, однако его практическое применение зависит от решения проблемы места его отбывания. Содержание в дисциплинарной воинской части - специфический вид наказания, предназначенный исключительно для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Арест - краткосрочное лишение свободы с жестким режимом отбывания. Лишение свободы является наиболее тяжким наказанием из тех, применение которых не лишает человека права на жизнь. Поэтому оно особенно нуждается в гуманизации путем очищения его от ограничений и воздействий, не вытекающих из его сущности, а также от необоснованного завышения его сроков. Пожизненное лишение свободы предусмотрено при назначении наказания за совершение особо тяжких преступлений против жизни и общественной безопасности.


§ 7. Смертная казнь
Литература:
Дзигарь А.Л. Смертная казнь и преступность. Ростов-на-Дону, 2003;
Китаев Н.Н. Неправосудные приговоры к смертной казни. Системный анализ допущенных ошибок. М., 2004;
Когда убивает государство... Смертная казнь против прав человека. М., 1989;
Против смертной казни: Сборник материалов. М., 1992;
Смертная казнь: за и против. М., 1989;
Улицкий С.Я. Политические и правовые проблемы смертной казни. Владивосток, 2004.
1. Смертная казнь - исключительная мера наказания
В силу ст. 20 Конституции Российской Федерации в нашей стране допускается применение смертной казни, которая может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Статья 59 (ч. 1) УК, по сути, воспроизводит ту же формулировку.
Смертная казнь - самое тяжкое из всех наказаний, и поскольку оно лишает человека естественного права на жизнь, законодатель с полным основанием именует ее исключительным наказанием. Оно должно назначаться судом лишь в исключительных случаях, когда никакое другое наказание, названное в ст. 44 УК, не способно обеспечить достижения целей, обозначенных в ч. 2 ст. 43 УК.
Помимо этого, смертная казнь носит необратимый характер. Если допускается судебная ошибка, возврата к прежнему состоянию нет. Поэтому необходимо четкое и однозначное отношение общества и государства к этому наказанию: либо смертная казнь признается принципиально допустимой, и тогда требуется тщательно продуманная регламентация ее назначения и применения, либо она признается анахронизмом, отживающим свой век явлением, и тогда общество, государство должны настраиваться на ее ликвидацию.
2. Аргументы сторонников и противников сохранения смертной казни
Аргументы сторонников смертной казни сводятся в основном к следующему: преступность растет; приобретает все более жестокий характер; возрастает доля тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе связанных с посягательствами на личность; жизнь простого гражданина обесценивается. В этих условиях усиление уголовной репрессии, в том числе угроза применения смертной казни, способно сыграть роль важного сдерживающего фактора в борьбе с валом преступности, с посягательствами на жизнь и общественную безопасность; физическое уничтожение преступника позволяет кардинальным образом достичь цели специальной превенции; большая часть россиян высказывается за смертную казнь, а не считаться с общественным мнением нельзя; данное наказание выполняет цель восстановления социальной справедливости. Не случайно, наконец, многие страны мира сохраняют смертную казнь.
Аргументы сторонников отмены смертной казни состоят в основном в следующем: применение смертной казни представляет собой нарушение естественного права каждого человека на жизнь, закрепленного в Декларации прав человека; принцип талиона не украшает человечество, "наличие смертной казни дегуманизирует общество" (Смертная казнь: за и против.
С. 367), государство не может позволить себе "соревнование" в жестокости с преступным миром; многочисленными исследованиями международного масштаба доказано отсутствие эффективности смертной казни как фактора, сдерживающего преступность; достичь цели специальной превенции можно и другим наказанием - скажем, пожизненным лишением свободы; указывают и на судебные ошибки, в результате которых были казнены невиновные люди (Когда убивает государство. С. 69 - 73).
В мировом сообществе проявляется четкая тенденция к отказу от смертной казни: в 1989 г.
Генеральная Ассамблея ООН приняла Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, призвав правительства всех стран рассмотреть вопрос о ратификации или присоединении к нему и об отмене смертной казни. В настоящее время более 80 государств (включая все страны Западной Европы) пошли на отмену смертной казни. 16 мая 1996 г. был принят Указ Президента РФ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы", а 27 февраля 1977 г. - распоряжение Президента РФ "О подписании Протокола N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к
Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.". 2 февраля 1999 г. вступило в силу Постановление Конституционного Суда РФ, согласно которому до введения в