Файл: Методические рекомендации по выполнению практических заданий и самостоятельной рабо ты по дисциплине Логистика снабжения и управление запаса ми в цепях поставок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 требность складывается из потребности в материалах опытных производств, исследовательских лабораторий и технических отделов.
Статистические методы определения потребности в материальных ресурсах основываются на использовании дан- ных о фактическом расходе материальных ресурсов за про- шлые периоды с учетом изменения структуры и объемов про- изводства, а также норм расходов ресурсов, обусловленных использованием новой техники и совершенствованием органи- зации производства. Потребность в материальных ресурсах определяется при этом по формуле:
Р
п
= Р
пр
- К
пр
• К
п
, где Р
п
, Р
пр
-- плановая потребность и фактический расход ма- териальных ресурсов, соответственно в планируемом и про- шлом периодах;
К
пр
, К
п
-- коэффициенты динамических изменений соот- ветственно производственной программы и расхода матери- альных ресурсов.
Применяется этот метод преимущественно при значи- тельной номенклатуре материальных ресурсов и относительно небольших расходах.
Потребность материальных ресурсов на образование
переходящих запасов рассчитывают исходя из ожидаемого ос- татка материалов в запасах на начало планового периода по формуле:
О
ож
= О
ф
+ В
ож
- Р
ож
, где О
ож
-- ожидаемый остаток на конец года;
О
ф
-- фактический остаток на первое число месяца, в кото- ром разрабатывался план МТО;
В
ож
-- ожидаемые поступления на предприятие за период от даты, на которую определен фактический остаток, до нача- ла планового периода;
Р
ож
-- ожидаемый расход за тот же период.

12
Баланс материально-технического обеспечения предпри- ятия включает потребность в материалах на: производство продукции (Р
п
); внедрение новой техники (Р
н.т
); ремонтно-эксплуатационные нужды (Р
рэ
); образование задела незавершенного производства (Р
н.п
); образование переходящих запасов (Р
з
).
Источниками покрытия этой потребности могут быть: ожидаемые остатки на начало планового периода (О
ож
); материалы в незавершенном производстве на начало планового периода (О
н.п
); мобилизация внутренних ресурсов (М
вн
); приобретение и завоз материалов со стороны (З
с
).
Таким образом, материальный баланс можно представить в следующем виде:
Р
п
+ Р
н.т
+ Р
рэ
+ Р
н.п
+ Р
з
= О
ож
+ О
н.п
+ М
вн
+ З
с
Приведенный баланс материально-технического обеспе- чения служит инструментом логистического управления дви- жением материальных ресурсов на промышленных предпри- ятиях.
3. Процесс выбора поставщика состоит из трех этапов:
1) определение списка потенциальных партнеров;
2) составление списка поставщиков, удовлетворяющих требованиям заказчика;
3) выбор надежного поставщика для размещения заказа.
Основная цель на данном этапе - выбор компетентного поставщика, который обладает потенциалом для развития дол- госрочных партнерских отношений. Процесс выбора должен быть регламентирован. При выборе должны использоваться: методики выбора поставщика; разные способы оценки поставщиков; положения о проведении всех видов конкурсных тенде- ров (открытого, отборочного, закрытого); технологии ведения переговоров;


13 схемы анализа и оценки функциональных циклов и ре- зультатов выполненных закупок.
Необходимо выбрать эффективные формы поиска парт- нера в соответствии с принятой стратегией снабжения и опре- делить, на какую категорию поставщиков придется ориенти- роваться в дальнейшем: производитель (отечественный, зару- бежный), посредник, постоянный поставщик.
Серьезный подход к выбору поставщика позволит сокра- тить время закупки, повысить качество поставки и процесса снабжения, что в итоге приведет к снижению общих затрат.
Очень важной является также процедура принятия решения о размещении заказа. Если в компании существует положение о проведении тендера, то порядок решения этого вопроса опи- сывается в данном положении. Во всех остальных случаях процедура выбора должна быть прописана в отдельном доку- менте, определяющем полномочия менеджеров при осуществ- лении нерегламентированных закупок
Форма закупки, как правило, определяется стоимостью либо единицы товара, либо оптовой партии. При этом для не- регламентируемых закупок устанавливаются верхние границы стоимости (на предприятиях среднего размера колеблются в районе от 100 до 300 тыс. руб.), а для конкурсных поставок - минимальная сумма контракта. На этапе согласования опти- мальных параметров поставки отдел снабжения вступает в тесное логистическое взаимодействие с транспортным отде- лом, производственными подразделениями, складом, финансо- вым отделом, группой управления запасами или отделом логи- стики.
4. Подготовка и размещение заказов на закупку. Под размещением заказа понимают закрепление заказа на поставку требуемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ) или услуг за конкретным поставщиком. Повысить надежность выполне- ния крупных заказов можно посредством их размещения у не- скольких поставщиков.

14
Закупка ТМЦ и услуг может осуществляться на основа- нии разовых контрактов, генеральных договоров на несколько поставок, долгосрочных договоров, открытого контракта, а также соглашений о долгосрочных партнерских отношениях.
Основным критерием выбора формы договора является сни- жение общих издержек предприятия при удовлетворении по- требности. Важной задачей при этом является нахождение оп- тимального баланса между повышением риска невыполнения поставки при размещении заказа у одного поставщика (затра- ты на возможное возникновение дефицита) и увеличением за- трат на поставку при размещении заказа у нескольких постав- щиков (увеличение затрат на транспортировку, подачу и оформление заказа).
5. Анализ заказов. На этой стадии отдел снабжения сле- дит за выполнением ожидаемого заказа, корректируя при не- обходимости количество и сроки поставок в рамках условий договора и в соответствии с изменениями графика производст- ва. Инициатором изменения или уточнения параметров по- ставки может выступать как заказчик, так и поставщик. А со- гласовываются такого рода вопросы посредством использова- ния внутренних и внешних открытых каналов коммуникации предприятий, что, кстати, является серьезным источником до- полнительной информации о партнере. В ходе переговоров можно оценить обязательность поставщика, его заинтересо- ванность в данном рынке сбыта, гибкость принятия решений, организационную культуру и т. д. То есть мониторинг служит не только инструментом контроля исполнения заказа, но и иг- рает важную роль в процессе развития взаимоотношений с по- тенциальными партнерами.
6. Признаком выполнения заказа является поставка ма- териалов на склад предприятия товара определенного качест- ва, количества и ассортимента. Факт получения оформляется соответствующими документами (счета-фактуры, приходные накладные, акты приемки ТМЦ по количеству и качеству), на


15 основании которых производится окончательная оплата заказа.
Контроль выполнения поставки функционально относится к циклу закупки, но фактически реализуется на складе, а значит, уместно говорить об интеграции областей снабжения и склад- ской деятельности. Следовательно, и обязанности, и ответст- венность, и полномочия, и даже уровень информационного взаимодействия сотрудников обеих сфер должны быть строго регламентированы.
Практическое
занятие
1.
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ
ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Учебная цель:
закрепление магистрантами полученных теоретических знаний основных понятий логистики снабжения и выработка системного подхода к процессу снабжения совре- менного предприятия, использующего логистические принци- пы управления.
Порядок выполнения работы
Работая в подгруппах, магистранты должны из предло- женных понятий составить логическую схему, отображающую процесс управления снабжением современного предприятии, и графически воссоздать взаимосвязь этих понятий. Совместное обсуждение в подгруппе и защита позиции подгруппы перед группой развивает у магистрантов навыки командного взаимо- действия, умение обосновывать и защищать разработанное решение.
Применение метода работы в малых группах позволяет развивать у магистрантов понимание сложности и многообра- зия вариантов организации процесса снабжения, помогает им лучше уяснить логистический подход к формированию под- системы снабжения современного предприятия.

16
Данная работа проводится в следующем порядке.
1. Разделение магистрантов на подгруппы по 3-4 чело- века. Можно использовать различные способы разделения на подгруппы, например, для экономии времени подгруппы обра- зуются из рядом сидящих студентов.
2. Постановка проблемы – определение цели и задачи занятия. Каждая подгруппа должна:
2.1 выбрать лидера подгруппы, который в случае раз- ногласий в подгруппе примет необходимое решение;
2.2 выработать девиз, под которым подгруппа будет ра- ботать;
2.3 из предложенных преподавателем 55 понятий соста- вить логическую схему, отображающий процесс управления снабжением современного предприятия, основанный на прин- ципах логистики, графически изобразив взаимосвязь понятий.
Понятия необходимо наклеить на лист бумаги и фломастерами отразить взаимосвязь между ними: логистическая система, цель снабжения, стратегия снабжения, прогнозирование, пла- нирование, координация, мотивация, производство, матери- альный поток, информационный поток, финансовый поток, сервис, сбыт, поставщики, потребители, посредники, хранение, критерии выбора, рейтинговая оценка поставщиков, договоры поставки, платежи, сроки поставки, складирование, запасы, заказы, цена, закупка, снабжение, качество, объем поставки, транспортировка, переговоры, потребность в ресурсах, специ- фикация, производственная программа, готовая продукция, исследование рынка, транзитная форма, «точно вовремя»,
MRP, закупки по мере необходимости, закупки партиями, за- купки по котировочным ведомостям, детерминированный ме- тод, стохастический метод, отгрузка, приемка, логистические издержки, организация,
«производить или закупать»,
KANBAN, складская форма, экспертный метод, надежность;
2.4 обосновать предложенный вариант логической схе- мы.


17 3. Раздача каждой подгруппе листов бумаги формата
А1, конвертов с понятиями, фломастеров и клея.
4. Работа в подгруппах под контролем преподавателя.
5. Выступление лидера подгруппы с результатами рабо- ты, ответы на возникающие вопросы.
6. Подведение итогов игры и дискуссия по содержанию исследуемой проблемы.
Рекомендации по выполнению работы. Продолжитель- ность занятия – 2 академических часа. Группы студентов под- разделяются на подгруппы по 3-4 человека. Количество под- групп определяется численностью основной группы. Занятие проводится одном преподавателем. Преподаватель является ведущим дискуссии, направляет ее ход и обобщает результаты.
При подведении итогов следует воздержаться от прямых отри- цательных оценок работы отдельной подгруппы, либо отдель- ного студента. В работе каждой подгруппы нужно выделить оптимальные составляющие предложенного варианта процесса снабжения предприятия, которые могут быть использованы для разработки «идеального» варианта.
Задание для самостоятельной работы
Задание 1. Разработка информационной модели про-
цесса материально-технического снабжения
Постановка задачи. В условиях внедрения корпоратив- ной информационной системы перед организацией становится задача регламентации бизнес-процессов, реализующих управ- ление движением товарно-материальных и сопутствующих по- токов. Частными решениями этой комплексной задачи являет- ся построение информационных моделей логистических биз- нес-процессов.

18
Алгоритм решения задачи.
1. Выбор объекта моделирования (процесс материально- технического снабжения). Возможен самостоятельный выбор процесса (функции, процедуры) по желанию разработчика.
2. Декомпозиция выбранного объекта, например, на сле- дующие составляющие: определение потребности в матери- альных ресурсах предприятия, описание потребности с точным определением нужных характеристик и качества товаров и ус- луг (спецификация потребности), определение и анализ воз- можных источников снабжения, определение цены и условий, подготовка и размещение заказа на закупку, контроль выпол- нения заказа и экспедирование, получение и проверка товаров, обработка счетов и оплата.
3. Выбор метода моделирования логистического бизнес- процесса. Метод моделирования рекомендуется выбрать из следующих трех групп: функциональный, объектно- ориентированный и комплексный. Реализация выбранного ме- тода может осуществляться как в автоматизированном, так и в ручном режиме. В автоматизированном режиме рекомендуется использование программ BPwin или Microsoft Visio.
4. Определение входной и выходной информации, регла- ментирующей (нормативно-справочной) информации, инфор- мационных субъектов управления.
5. Построение информационной модели.
Задание 2. Разработка проекта формирования системы
материально-технического снабжения в программной среде
управления проектами
Постановка задачи. Создается новая организация или разрабатываются мероприятия по рационализации деятельно- сти действующей организации. Как в первом, так и во втором случае основное внимание уделяется повышению эффективно- сти системы поставок. Назначенный (действующий) руководи- тель отдела логистики начинает формировать (совершенство-


19 вать) цепь поставок, включающую движение всех видов мате- риально-технических ресурсов и готовой продукции. Для этого необходимо:
1) выбрать вид программного обеспечения для реализа- ции действий по формированию проекта;
2) определить вариант декомпозиции работ по проекту;
3) определить перечень и натуральные показатели ресур- сов, которые необходимо обеспечить для реализации проекта.
Алгоритм решения задачи.
1. Возможна разработка проекта в ручном режиме, но удобнее воспользоваться существующим программным обес- печением управления проектами. Требуется обосновать выбор того или иного программного продукта. Пример решения дан- ной задачи базируется на программном продукте Spider Project
(www.spiderproject.ru).
2. Сформируем возможный вариант структурной деком- позиции работ проекта формирования системы материально- технического снабжения предприятия (табл. 1).
Таблица 1
Структурная декомпозиция работ проекта
Код
Содержание ра- бот
Должна следовать за…(код работы)
Материалы
(код и по- требность)
Ресурсы
(код и по- требность)
Дли- тель- ность или объем
1 2
3 4
5 6
ПП
Предпроектная подготовка
А
Анализ существующей системы поставок
Ф
Функции управле- ния системой по- ставок
БП
Бизнес-процессы в системе поставок
ОС
Оргструктура сис- темы поставок

20
Продолжение табл. 1 1
2 3
4 5
6
ИТ
Информационное и техническое обес- печение системы поставок
МК
Методическое и кадровое обеспе- чение системы поставок
Ц
Постановка целей организации системы снабжения
СС
Определение силь- ных и слабых сто- рон существующей системы поставок
ПК
Формирование приоритетов и критериев эффек- тивности проекти- руемой системы
ДЦ
Формирование дерева целей сис- темы снабжения


ЗП
Формирование задания на проектирование системы снабжения
ОС
Н
Основание для разработки систе- мы
ОП
Характеристика объекта проекти- рования
ПД
Перечень проект- ной документации
Э
Экономическое обоснование про- ектных мероприя- тий


П
Проектирование
ФБ
ПО
Функции управле- ния, бизнес- процессы, орг- структура
ИМ
Информационная модель

21
Окончание табл. 1 1
2 3
4 5
6
МК
Кадровое и мето- дическое обеспе- чение
ПТ
Программное и техническое обес- печение
К
Коммуникации в системе снабжения


В
Внедрение
ПП
УП
Профессиональная подготовка управ- ленческого персо- нала
СП
Социально- психологическая подготовка персо- нала
СТ
ИМ
Разработка систе- мы стимулирова- ния внедрения проекта
МО
Н
Мониторинг хода внедрения проекта
ФЭ
Э
Расчет фактиче- ского экономиче- ского эффекта
В колонке «должна следовать за…(код работы)» необхо- димо указать коды работ-предшественниц. В колонке «Мате- риалы (код и потребность)» необходимо указать код и ориен- тировочное количество материалов, которые необходимы для выполнения соответствующей работы. В колонке «Ресурсы
(код и потребность)» необходимо указать код и ориентировоч- ное количество ресурсов, которые необходимы для выполне- ния соответствующей работы. В колонке «Длительность или объем» необходимо указать ориентировочную длительность или объем соответствующей работы.
3. Для выполнения любого действия необходимы соот- ветствующие ресурсы: люди, техника, оборудование, инфра-