Файл: Методические рекомендации по выполнению практических заданий и самостоятельной рабо ты по дисциплине Логистика снабжения и управление запаса ми в цепях поставок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22 структура. Для обеспечения деятельности ресурсов, а также выполнения работ проекта необходимы материалы – это ре- сурсы, которые используются полностью на конкретной рабо- те или при обеспечении деятельности другого ресурса, но по- сле своего использования в первоначальном виде и по своему первоначальному назначению уже использованы быть не мо- гут.
Рекомендации по выполнению работы. Самостоятельная работа осуществляется группами студентов по 3-4 человека в течение четырех недель. Каждой группе необходимо выбрать предприятие, на базе которого будет формироваться система снабжения. Выбор предприятия может осуществляться двумя путями. Первый – воронежское промышленное предприятие, на котором студент проходил производственную практику.
Второй путь – найти в журналах статью, которая бы описывала закупочную деятельность российского предприятия. оконча- тельный выбор того или иного предприятия должен быть ос- нован на полноте информации и производственно- хозяйственной деятельности предприятия. Результаты выпол- нения каждого задания оформляются подгруппами студентов в виде самостоятельного раздела письменного отчета и пред- ставляются на обсуждение в аудитории.
Практическое занятие 2. ВЫБОР ПОСТАВЩИКА
МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Учебная цель:
систематизация знаний магистрантов об условиях поставок и заключении договоров на поставку ресур- сов. Развитие навыков ведения переговоров, выработки страте- гии и тактики ведения переговорного процесса с потенциаль- ным поставщиком и принятие решений о выборе поставщика материальных ресурсов.

23
Порядок выполнения работы
1. Постановка проблемы – определение цели и задач за- нятия. Каждому студенту выдается раздаточный материал с описанием ситуации и позицией сторон перед переговорами.
Ситуация. ЗАО «Darts», г. Калининград, производит су- венир - игры «Дартс», которые продает на всей территории
России. Для производства готовой продукции ЗАО «Darts» требуется:
1) продукт А – различные комплектующие, имеющие высший приоритет, их необходимо поставлять два раза в неде- лю;
2) продукт В – комплектующие, отсутствие которых мо- жет вызвать затруднения на конечном этапе сборки готовой продукции; его необходимо поставлять в пределах семи рабо- чих дней.
ЗАО «Darts» приняла решение заключить контракт на поставку продуктов А и В только с одной фирмой - поставщи- ком. После предварительного рассмотрения примерно 20 ква- лифицированных поставщиков ЗАО «Darts» остановило свой выбор на двух крупных поставщиках, работающих по всей
Восточной Европе. С которыми оно уже сотрудничало ранее.
Обе организации хорошо себя зарекомендовали, имеют проф- союз и стабильное финансовое положение. Одна из них - фир- ма Plastoc – расположена в г. Каунас (Литва), вторая – фирма
Metalic – расположена в г. Гданьск (Польша). ЗАО «Darts» планирует обсудить условия контракта с каждым поставщи- ком, а затем выбрать одного поставщика, чьи условия окажут- ся наиболее приемлемыми.
Существует ряд вопросов, которые следует обсудить в процессе переговоров. ЗАО «Darts», фирмы Plastoc и Metalic обладают всей необходимой информацией: несмотря на то, что оба конкурирующих поставщика не обменивались напрямую стратегическими сведениями, оба они были втянуты в общие дискуссии по ценообразованию, поэтому владеют определен-


24 ной информацией о затратах и стратегиях друг друга. Необхо- димо изучить позиции сторон перед переговорами.
2. Разделение студентов на три подгруппы. Каждая под- группа представляет интересы одной из трех организаций.
Можно использовать различные способы разделения на под- группы, например, по жребию.
3. Определение основных этапов и тактики ведения пере- говоров. Определяются участники и интересы сторон в пере- говорах, которые необходимо провести в соответствии с усло- виями предложенной ситуации.
Рассматриваются основные тактики и этапы ведения пе- реговоров. Необходимо обсудить степень доверия между сто- ронами, и если она велика и они не склонны рассматривать свои интересы как взаимоисключающие, то переговорный процесс может свестись к высшей форме сотрудничества –
«мозговому штурму». Стороны могут использовать метод принципиальных переговоров, в соответствии с которым:
1) первичны не позиции сторон, а их интересы, которые необходимо рассматривать с учетом всего спектра возможных позиций;
2) до начала переговоров необходимо сформулировать принципы, на основе которых будет оцениваться приемле- мость конкретного варианта договора.
Целесообразна следующая последовательность этапов переговорного процесса: исследовательский; аргументации; согласования; формулировки решения. Необходимо, чтобы пе- реговорный процесс прошел все эти этапы, в противном слу- чае, вместо поисков решения, которое максимально бы удов- летворяло интересы обеих сторон, переговоры могут свестись к позиционному торгу или перерасти в «войну» между сторо- нами.
4. Подготовка подгрупп к проведению переговоров. При подготовке к переговорам каждая группа должна:
1) определить цель переговоров;

25 2) определить интересы сторон;
3) разработать приемлемые области соглашения;
4) аргументировать позицию;
5) разработать варианты взаимных уступок.
5. Проведение переговоров в режиме реального времени.
Делегация, участвующая в переговорах от каждой подгруппы, должна состоять из двух человек. Переговоры между коман- дами «Darts» и Plastoc должны проводиться отдельно от пере- говоров между командами «Darts» и Metalic. На каждые пере- говоры отводится по 15 минут. Каждый пункт следует обсуж- дать отдельно, насколько это возможно. Для ЗАО «Darts» бу- дет считаться неэтичным использование уступок, полученных в результате переговоров с одной из компаний-поставщиков, как средства для получения больших уступок от другой ком- пании-поставщика. Организация «Darts» заботится о своем престиже и высокой репутации и заинтересована в обоюдовы- годных долгосрочных взаимосвязях со своими партнерами.
Поэтому компания намеренно не будет заключать контракт, который очевидно не выгоден для поставщика и в результате которого поставщик будет нести убытки при выполнении ус- ловий договора.
В процессе переговоров стороны должны делать пометки о достигнутых доверенностях. На этом этапе студенты, не уча- ствующие в переговорном процессе, выступают наблюдателя- ми и фиксируют используемые аргументы, психологическое воздействие на партнеров и применяемые переговорные так- тики. Необходимо поручить одному из наблюдателей вести видеозапись всего процесса переговоров в целях дальнейшего анализа и обсуждения.
6. Принятие решения о выборе поставщика материаль- ных ресурсов. На основе проведенных переговоров подгруппа, представляющая интересы ЗАО «Darts», должна принять окончательное решение о выборе фирмы - поставщика мате-


26 риальных ресурсов. Решение объявляется перед всей учебной группой.
7. Анализ состоявшегося переговорного процесса. Если после проведения переговоров наблюдается повышенная эмо- циональность участников, то можно задать вопрос об их само- чувствии и впечатлениях:
1) Успешно ли прошли переговоры?
2) Каковы были позиции и интересы сторон перед нача- лом переговоров?
Далее следует задать вопросы наблюдателям:
1) Какая команда использовала более сильные аргумен- ты?
2) Какие переговорные тактики использовались?
3) Наблюдалось ли манипулирование партнерами?
Как правило, участники переговоров не применяют стра- тегию сотрудничества, позволяющую совместно найти реше- ние проблемы, а используют наиболее распространенную форму ведения переговоров – позиционный торг, в процессе которого стороны формулируют свои позиции, и в дальней- шем идет их корректировка, причем, обычно используется ме- тод компромисса. В результате применения такой тактики пе- реговорного процесса обе стороны чаще всего получают вовсе не то, что они хотели бы получить. Выяснение интересов сто- рон гораздо более эффективно, чем позиционный торг, но для того, чтобы переговорный процесс был проведен с использо- ванием тактики сотрудничества, стороны должны захотеть этого, и ни одна из сторон не должна подталкивать партнера к тому, чтобы тот быстро определил свою позицию.
8. Видеопросмотр переговоров с остановками для обсуж- дения по ходу действия. Обсуждение деловой игры должно показать преимущество сотрудничества в переговорном про- цессе перед позиционным торгом. Преподаватель периодиче- ски останавливает просмотр видеозаписи, чтобы акцентиро- вать внимание на тех фрагментах, которые являются яркими

27 иллюстрациями замечаниям, высказанным наблюдателями, а также на тех фрагментах, которые не были ими замечены, но важны для общего анализа сложившейся ситуации.
9. Обсуждение возможных вариантов взаимных уступок.
После видеопросмотра еще раз проводится обсуждение воз- можных вариантов взаимных уступок и составляется оконча- тельный вариант договора поставки.
10. Подведение итогов деловой игры. Обсуждение кон- курентных сил поставщиков и потребителей, их взаимного влияния в процессе формирования стратегии снабжения.
Рекомендации по выполнению работы. Учебная группа разделяется на три подгруппы. Все студенты учебной группы участвуют в разработке стратегии ведения переговоров по подгруппам, шесть студентов непосредственно участвуют в переговорном процессе, остальные выступаю в роли наблюда- телей переговоров, а затем все студенты анализируют состо- явшиеся переговоры и обсуждают возможные варианты вза- имных уступок. Занятие проводит один преподаватель. На проведение деловой игры требуется 4 академических часа. Для проведения деловой игры необходимо: комплект раздаточных материалов, содержащих описание ситуации и позиции перед переговорами; видеокамера; технические средства, обеспечи- вающие просмотр видеозаписи; таймер.
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие «логистики снабжение», раскройте ее основные аспекты и отличие от «логистики закупок».
2. Раскройте понятие и роль планирования потребности в материалах, его место в структуре снабжения и системы пла- нирования предприятия.
3. Перечислите этапы процесса снабжения предприятия материальными ресурсами.
???


28 4. Раскройте сущность этапа анализа потребности и сро- ков закупки.
5. Охарактеризуйте этап составления спецификаций из- делий.
6. Перечислите основные методы определения потребно- сти в материалах.
7. Раскройте сущность метода прямого счета, укажите его разновидности и условия применения.
8. Что включает в себя баланс материально-технического обеспечения предприятия?
9. Какие этапы включает процесс выбора поставщика ма- териальных ресурсов?
10. В чем состоит сущность процесса подготовки и раз- мещения заказов на закупку и их анализа?

29

ТЕМА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ
МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НА
БАЗЕ СТАНДАРТА MRP II
История развития стандарта MRP. Предпо-
сылки развития методологии MRP II и MRP –
систем, сфера применения. Сущность планирова-
ния потребности в материалах. Типы MRP-систем. Основные
принципы работы MRP. Режимы работы MRP. Состав вход-
ных данных для работы MRP. Результаты работы MRP.
В последние десятилетия 20 века промышленное произ- водство усложнялось, росли требования клиентов к качеству продукции и уровню обслуживания, сокращалось время выво- да новых продуктов на рынок, что потребовало совершенство- вания методологии и технологии управления. Возросшая сложность задач предприятия диктовала необходимость снять с человека рутинные расчетные функции, задействовав потен- циал вычислительной техники и позволив тем самым сконцен- трироваться на принятии управленческих решений. На первом этапе развития стандарта велась работа над отслеживанием потребности в готовой продукции, в результате чего, с учетом наличного складского запаса, формировалась календарная программа потребности в комплектующих изделиях, сырье и материалах. Эта задача была решена в компьютерном варианте в начале 60-х гг. и получила название MRP. Следует отметить, что подобная техника решения проблемы использовалась на нескольких предприятиях Европы еще до Второй мировой войны, но в ручном варианте.
Условия успешного внедрения MRP:
1) эффективная компьютерная система;
2) точная информация о спецификации изделий и состоя- нии запасов на предприятии;
3) ориентация на дискретное и сложное многоступенча- тое производство;

30 4) длительность циклов обработки;
5) надежность устанавливаемых производственных и за- купочных циклов (соблюдение условий поставки на 95%);
6) достаточность главного календарного плана;
7) неравномерный спрос и высокая вариабельность раз- меров заказа и партий поставки;
8) поддержка и участие верхних уровней управления предприятием.
Планирование потребности в материалах (MRP) – это методика формирования рекомендаций по запуску заказов на пополнение запасов материалов, а также по перепланированию открытых заказов. MRP представляет собойрасчетный меха- низм, предназначенный для формирования предложений по устранению прогнозируемого дефицита номенклатурных по- зиций.
Календарное MRP выполняется путем «разворачива- ния» спецификаций изделий с учетом запасов, имеющихся на складе в открытых заказах, откладывая чистую (нетто) по- требность назад во времени на соответствующую длитель- ность производственного цикла или цикла поставки материа- лов. Целью разработки плана MRP является удовлетворение потребности предприятия в материальных ресурсах для осу- ществления запланированного хода производства и поддержа- ния минимально возможного уровня запасов.
Ограничения в работе MRP:
1) при расчете плана потребности в материалах не учи- тываются имеющиеся и прогнозируемые производственные мощности;
2) MPR не поддерживается территориальное распределе- ние предприятия (наличие нескольких складских, производст- венных и других площадок).
Типы MRP – систем: