Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Управление документооборотом».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации
1.2. Характеристика существующих бизнес-процессов
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1. Информационная модель и её описание
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.3. Характеристика результатной информации
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.5. Характеристика базы данных
2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
2.7. Описание программных модулей
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день с постоянным развитием все новых отраслей, а также, с развитием экономики, особо важным для компаний является обладание в своей сфере определенным конкурентным преимуществом. В данных условиях способность компании обращать информацию и знания в нематериальный актив является одним из условий ее успешного функционирования на рынке. Все чаще ряд преимуществ получают те компании, которые используют информационные технологии в своей работе и управлением бизнес-процессами предприятия.
Эффективность функционирования предприятия зависит от множества факторов, таких как: квалификация сотрудников, ресурсообеспеченность, исправность оборудования и многих других. Но не стоит забывать, что существенное влияние на деятельность компании может оказывать организация работы информационных потоков. В случае неэффективной системы документооборота компания может проигрывать своим конкурентам из-за недостаточной оперативности принятия решений, руководство не сможет прогнозировать и планировать деятельность подразделений и отделов, могут быть сорваны сроки по заказам и поставкам.
В данной работе будет рассматриваться процесс автоматизации документооборота НИТИ им. А. П. Александрова.
Цель работы – спроектировать автоматизированную систему для управления документооборотом.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать характеристику предметной области;
- выбрать задачи для автоматизации;
- выбрать информационное и программное обеспечение;
- описать бизнес-процессы;
- построить информационную модель;
- описать входную, справочную и результатную информацию;
- построить дерево функций;
- разработать базу данных;
- описать программные модули;
- привести контрольный пример реализации проекта.
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации
Научно-исследовательский технологический институт им. А. П. Александрова (НИТИ), созданный изначально как Государственная испытательная станция, в текущее время является единственным научно-технологическим центром комплексных испытаний корабельных ЯЭУ, доведения их на стендах-прототипах до требуемого уровня надежности и безопасности. Особенностью института является всеобъемлющей охват концевых технологий создания корабельных ЯЭУ, концентрирующих в себе результаты работы многих научных и конструкторских коллективов.
НИТИ им. А. П. Александрова имеет обширные связи со многими российскими и зарубежными научными и конструкторскими организациями и готов к расширению сотрудничества в создании перспективных объектов ядерной энергетики.
К основной деятельности Института относится комплексная отработка и испытания новых конструкторских, технологических и технических решений перспективных судовых ЯЭУ, АЭС и других объектов атомной энергетики (ОАЭ), их частей и систем.
Осуществление указанной деятельности реализуется по следующим научно-техническим направлениям:
- эксплуатация и проведение комплексных испытаний стендовых ЯЭУ;
- выработка решений и рекомендаций по созданию новых ЯЭУ, модернизации ЯЭУ и установок-прототипов по результатам их испытаний;
- комплексное расчетно-экспериментальное обоснование безопасности АЭС;
- проектирование, создание и эксплуатация автоматизированных систем научных исследований (АСНИ) ЯЭУ, обеспечивающих сбор, анализ и хранение экспериментальной информации;
- проектирование и создание автоматизированных систем управления технологическими процессами и информационной поддержки, расчетно-моделирующих комплексов и тренажерных систем для подготовки персонала и исследования эксплуатационных и аварийных режимов установок ядерной энергетики и других производств;
- расчетно-экспериментальные исследования по нейтронной физике, теплофизике, нестационарным и аварийным процессам;
- проведение научных, опытно-конструкторских и экспериментальных исследований по химии и радиохимии, водно-химическим и газовым режимам технологических сред, дозиметрии и радиационной защите, дезактивации оборудования ЯЭУ и других объектов атомной энергетики;
- проектирование и создание программно-технических средств химического, радиационного, радиохимического контроля технологических сред, газоаэрозольных выбросов и водных сбросов ОАЭ;
- проектирование и разработка гибких химических и радиохимических технологий, воднохимического и газового режимов проектируемых, действующих и реконструируемых АЭС и других объектов атомной энергетики, создание и использование технологий обращения с радиоактивными отходами;
- конструирование измерительных преобразователей (первичных и промежуточных) и приборов теплоэнергетических, механических и электрических параметров для систем контроля, управления и диагностирования ОАЭ, а также технических средств и методов метрологического обеспечения испытаний, аттестации, калибровки, поверки и наладки измерительных каналов систем ОАЭ;
- разработка методов, технологии и средств проведения диагностики и контроля ТВЭЛ, других элементов активных зон, их хранения и перегрузки;
- отработка навыков управления персоналом объектов ядерной энергетики на стендах-прототипах, тренажерах и моделирующих комплексах.
Структура института включает в себя:
- дирекцию НИТИ;
- комплекс экспериментальных энергетических реакторов;
- научно-промышленный центр атомной энергетики;
- отделение динамических исследований;
- отдел нейтронно-физических исследований;
- отдел теплофизических исследований;
- отдел химико-технологических и материаловедческих исследований;
- отдел экспериментальных исследований методов и средств измерений;
- отделы ядерной и радиационной безопасности;
- отдел Главного конструктора СКУ АЭС;
- конструкторский отдел.
Численный состав работающих - 2174 человек, в том числе имеющих ученую степень доктора наук - 6 человек, кандидата наук - 61 человек. Средний возраст работающих - 45 лет, в том числе ученых (кандидаты и доктора наук) - 52 года, специалистов - 45 лет.
В деятельности рассматриваемого учреждения можно выделить несколько уровней бизнес-процессов:
- основные;
- обеспечивающие;
- бизнес-процессы управления.
Основные бизнес-процессы — это те, которые приносят учреждению прибыль. Это комплексная отработка и испытания новых конструкторских, технологических и технических решений перспективных судовых ЯЭУ, АЭС и других объектов атомной энергетики (ОАЭ), их частей и систем.
Обеспечивающие бизнес-процессы – этовспомогательные процессы, которые обеспечивают стабильную деятельность, но не приносят прибыль.
- Административно-хозяйственное обеспечение.
- Обеспечение безопасности.
- Юридическое обеспечение.
- ИТ-обеспечение и связь.
- Внутренний контроль.
- Бухгалтерский учет и отчетность.
- Другие (более 10).
Бизнес-процессы управления — вспомогательные процессы, с помощью которых осуществляется управление деятельностью общества и основными объектами:
- Стратегическое управление.
- Управление маркетингом.
- Управление рисками.
- Управление персоналом.
- Управление бизнес-процессами и развитием.
- Региональное управление.
- Другие (более 10).
К основным процессам также относят:
- Стратегическое управление
- Управление персоналом
- Управление маркетингом
- Управление финансами
- Управление бизнес-процессами
- Эмиссия ценных бумаг
- Продажа жилой недвижимости
- Реализация девелоперского проекта
- Возврат инвестиций
- ИТ-обеспечение и связь
- Административно-хозяйственное обеспечение
- Внутренний контроль и аудит
- Технический надзор
- Выполнение функций заказчика
- Юридическое обеспечение
- Обеспечение безопасности
Среди всего разнообразия процессов, происходящих в НИТИ, выбираем для автоматизации процесс документооборота как наиболее ответственный и в то же время автоматизированный не полностью.
1.2. Характеристика существующих бизнес-процессов
Цель работы заключается в разработке системы автоматизации документооборота для НИТИ им. А. П. Александрова. В настоящее время этот процесс осуществляется на предприятии следующим образом.
Прием всей входящей корреспонденции и вся последующая обработка осуществляется специалистом 2 категории службы делопроизводства.
На полученном документе в правом нижнем углу лицевой стороны проставляется регистрационный штамп, содержащий учетный номер и дату поступления. Документы с грифом «лично» специалистом не вскрываются и передаются адресату. Документация, поступающая на имя директора, передается его секретарю.
Заканчивается первичная обработка документов распределением их на регистрируемые и нерегистрируемые. В организации должен быть список нерегистрируемой документации.
Предварительное рассмотрение документов проводится с целью распределения поступивших документов на требующие рассмотрения руководством и остальных, которые направляются исполнителям.
Обработка и передача документов исполнителям должна осуществляться в день их поступления в общий отдел или в первый рабочий день при поступлении документов в нерабочее время.
Корреспонденция, поступившая на имя директора, рассматривается его секретарём. Он регистрирует её и передает на рассмотрение руководителю. Обычно секретарь наделяется дополнительным правом самостоятельно распределять документацию по ряду вопросов. Для этого составляется классификатор вопросов деятельности с указанием исполнителей по каждому вопросу. Это делается для того, чтобы одна операция не повторялась дважды, а также для освобождения руководителя от рассмотрения второстепенных вопросов.
После рассмотрения документов директор наносит резолюцию – распределяет поручения между заместителями... Если документ требует контроля исполнения, то секретарь ставит его на контроль и вносит данные в «Учетно-контрольный реестр документов, требующих исполнения и ответа».
Регистрация документов является важнейшим этапом работы с документами и определяется как «запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующей факт его создания, отправления или получения».
Задачи регистрации не исчерпываются только учетом документов. Так как в регистрационные формы вносятся главные сведения о документах, создается база данных всех зарегистрированных документов. Для работы с массивом документов создается информационно-поисковая система по всем документам предприятия, которая используется для контроля за исполнением документов и справочно-аналитических задач.
В настоящее время деятельность специалиста службы делопроизводства связана с большим объемом обрабатываемой информации. На практике ежедневно приходится формировать несколько десятков документов. Это приводит к высокой загрузке работника и требует больших временных затрат на ручную обработку информации. Следовательно, в службе делопроизводства существует реальная потребность автоматизации деятельности сотрудника по обработке документации.
Таким образом, необходимость создания автоматизированной системы делопроизводства, объясняется:
- сокращением временных затрат на формирование первичных документов;
- сокращением временных затрат на обработку информации и подготовку выходных документов;
- облегчением труда специалистов службы делопроизводства;
- сокращением текущих материальных затрат, связанных с приобретением канцтоваров и других расходных материалов;
- снижением ошибок ввода, т.е. повышением качества и оперативности оформления документов.
Функциональная диаграмма процесса учета и регистрации документов, требующих исполнения и ответа представлена на рисунках 1.1-1.9.
Обработка документов характеризуется процессами приема и первичной обработки документов, обработкой входящих и исходящих документов, предварительное рассмотрение документов, занесение данных в реестр документов, исполнение документов и их обработке, обработкой внутренних документов.
Рисунок 1.1. Контекстный уровень диаграммы IDEF0
Рис. 1.2. Функциональная диаграмма обработки документов
Используются следующие активные объекты (механизмы)
- ответственный за делопроизводство (получатель);
- руководитель;
- исполнители.
Рис. 1.3. Декомпозиция функции «Прием и первичная обработка поступивших документов»
Прием и первичная обработка документов состоит из первоначального исследования документов, формировании вывода о необходимости его регистрации или отсутствии такого вывода, а также регистрации документа, которая заключается в занесении сведений документа в книгу учета и проставлении штампа на самом документе.